14:20 05.02.2013

Ожидания Брюсселя и реальные планы Киева с целью подписания Соглашения об ассоциации должны совпадать - Фюле

10 мин читать
Ожидания Брюсселя и реальные планы Киева с целью подписания Соглашения об ассоциации должны совпадать - Фюле
Эксклюзивное интервью агентству "Интерфакс-Украина" европейского комиссара по вопросам расширения и Европейской политики соседства Штефана Фюле Вопрос: Какова повестка дня Вашей предстоящей поездки в Украину? Какие запланированы встречи и поставлены задачи? Ответ: Моя повестка дня очень интенсивная. У меня будет возможность, и насколько мне известно, это будет впервые в истории наших взаимоотношений с Украиной, встретиться с правительством в полном составе, а также обратиться к депутатам Верховной Рады. Я буду встречаться с представителями гражданского общества, научных кругов, говорить с ними об Украине, ее роли в Европе и об отношениях между ЕС и Украиной. Цель же поездки – помочь нам подготовиться к содержательному и успешному саммиту, который пройдет 25 февраля в Брюсселе. У меня есть также другая задача - убедиться, что ожидания государств-членов ЕС в отношении условий, которые необходимо выполнить, чтобы Соглашение об ассоциации было подписано во время саммита Восточного партнерства в Вильнюсе, нашли понимание со стороны украинской власти. То есть, чтобы эти ожидания совпали с тем, что украинская власть планирует сделать. Вопрос: Намерены ли Вы встречаться с премьер-министром, президентом, представителями оппозиции? Планируете ли посетить экс-премьера Юлию Тимошенко и экс-министра внутренних дел Юрия Луценко? Ответ: Начну с последнего вопроса. Основным инструментом его решения является миссия Европейского парламента Пэта Кокса и Александра Квасьневского, которая была в Украине накануне моего визита. Поэтому для меня более важно, чтобы эта возможность была у президентов. Конечно, мой визит будет включать в себя также встречу с премьер-министром Николаем Азаровым. Я с нетерпением жду подтверждения времени встречи с президентом Украины Виктором Януковичем, чтобы продолжить с ним диалог по актуальным вопросам повестки дня отношений ЕС и Украины. В отношении оппозиции, опять же, это традиционная составляющая моего визита в Украину - я планирую встретиться с ними за рабочим ужином. Вопрос: В соответствии с некоторыми заявлениями, прозвучавшими в Украине, новые обвинения в адрес Тимошенко поставили предстоящий саммит под угрозу отмены или переноса. Была ли действительно такая дискуссия в Брюсселе и какова реальная ситуация с подготовкой саммита? Ответ: После того, как наряду с другими принципиальными положениями (речь идет о декабрьских выводах Совета ЕС – ИФ) была достигнута договоренность о дате проведения саммита, подготовка этого мероприятия продолжается. Я считаю, что этот саммит будет крайне важным, как в отношении ожиданий, так и в отношении результатов. Саммит станет гарантией того, что дорожная карта "от сегодня к Вильнюсскому саммиту" будет сопровождаться такими действиями украинских властей, которые позволят нам в Вильнюсе подписать Соглашение об ассоциации. Я не вижу причин даже предполагать, что саммит не состоится. В то же время, конечно, важно, чтобы обе стороны делали все возможное, чтобы создать как можно более комфортную обстановку для проведения февральского саммита, так как саммит всегда отражает существующее настроение, всегда реагирует на актуальные темы, которые обсуждаются в данный момент. Саммит не происходит в вакууме. Вопрос: Каковы же существующие настроения в связи с эскалацией вокруг Тимошенко и Луценко? Ответ: 10 декабря Совет по вопросам иностранных дел в своих выводах совершенно четко обозначил не только готовность и решимость государств-членов ЕС подписать с Украиной Соглашение об ассоциации, но и указал три сферы, где должен быть достигнут прогресс. Так называемое политически мотивированное правосудие - одна из них. Вторая - устранение пробелов в избирательном законодательстве и третья - проведение реформ, заложенных в повестке дня об ассоциации. Вы имеете в виду только один из трех вопросов, и сейчас настроения в этом отношении на самом деле не очень оптимистичные. У нас было четкое понимание и ожидание того, что после парламентских выборов миссия Кокса - Квасьневского будет способна не только продолжить свою работу, но и принести больше хороших новостей в сфере решения проблемы политически мотивированного правосудия. Но этого не произошло. Вместо этого мы видим в последние недели эскалацию в отношении Тимошенко и Луценко. Я думаю, что настроения в государствах-членах и институциях ЕС отражают именно эту ситуацию, и если это необходимо, мы будем говорить об этой проблеме в ходе саммита. Я же надеюсь, что миссия Кокса - Квасьневского привнесет положительные элементы для снижения эскалации. Вопрос: С момента принятия Советом ЕС декабрьских выводов скоро будет два месяца. Видите ли вы какой-либо прогресс со стороны Украины в решении обозначенных в выводах проблем? Ответ: Я не хочу в данный момент говорить о каких-то конкретных достижениях, так как посмотреть на это - также цель моей поездки. Я могу только сказать, что воодушевлен тем, что в конце декабря премьер-министр Азаров выдал очень конкретные инструкции членам правительства в отношении того, что должно быть сделано в свете декабрьских выводов Совета ЕС. Я также вдохновлен тем, что это была идея премьер-министра Азарова провести заседание с полным составом правительства, чтобы посмотреть на две вещи: сопоставимость наших ожиданий, которые вытекают из декабрьских выводов Совета ЕС, и их интерпретация в украинском списке того, что должно быть сделано. Это – первое. И второе – посмотреть, где именно прогресс уже сделан с тем, чтобы мы смогли вернуться к данным вопросам после этой поездки. Вопрос: Есть ли какие-то временные рамки для выполнения декабрьских выводов, или же Киев может работать над ними вплоть до Вильнюсского саммита? Ответ: Я думаю, что окончательный срок - это саммит в ноябре в Вильнюсе. У нас есть четкое понимание, что должно быть сделано, и есть конкретный политический календарь, который нужно соблюдать, чтобы у нас была возможность подписать Соглашение об ассоциации в Вильнюсе. Но это не значит, что: а) мы можем ждать до последних дней или недель перед саммитом, а потом, говоря о важности этого документа, создать какие-то специальные механизмы и подтолкнуть государства-члены ЕС снизить планку политических требований, о которых я говорил; б) это также не означает, что кто-то ждет, что в конце января или начале февраля Украина будет готова полностью решить обозначенные в трех сферах проблемы. В то же время мы ограничены рамками политического календаря - уже весной или поздней весной Европейская комиссия должна положить Соглашение об ассоциации на стол странам-членам ЕС для их оценки, запрашивая мандат на подписание Соглашения во время Вильнюсского саммита, а также рекомендуя временное применение Соглашения в определенных частях зоны свободной торговли. Поэтому важно, чтобы между Украиной и ЕС было такое взаимодействие, которое позволит Киеву постепенно наращивать имплементацию обозначенных декабрьскими выводами условий. Вопрос: Если случится так, что Украина не выполнит требований и Соглашение не будет подписано в этом году, каковы возможные перспективы этого документа – будет ли он подписан через 5, 6 лет или никогда? Ответ: Остановитесь. Ок? Давайте не делать предположений. Я вижу только один сценарий. Я совершенно уверен, что наша совместная работа приведет нас к подписанию Соглашения об ассоциации. Мы инвестировали в него огромные усилия и годы переговоров. Это – первого рода такое Соглашение, которое ЕС подпишет со страной-партнером. Это – прорыв. Используя политическую и законодательную основу, любой партнер может теснее ассоциироваться с ЕС, Соглашение открывает дверь для экономической интеграции, включая постепенное членство и постепенное участие на внутреннем рынке. У нас есть все необходимое, чтобы сделать 2013-й очень хорошим годом для отношений Украины и ЕС и для того, чтобы Украина пересмотрела свое место и роль в Европе. У нас есть дата, у нас есть место – Вильнюс, есть четкий перечень того, что должно быть сделано, у нас есть политический календарь, и мы полны решимости помочь Украине выполнить необходимые условия. У нас есть все необходимые политические обязательства, включая подготовку в Верховной Раде Украины резолюции, которая будет отвечать европейским стремлениям Украины. Почему в такой ситуации мы должны думать о другой альтернативе или сценарии? Вопрос: Потому что всегда есть альтернативные варианты и сценарии, учитывая усилия, которые направлены на то, чтобы Украина стала членом Таможенного Союза. В этой связи интересно знать, как далеко Киев может пойти в сотрудничестве с ТС, чтобы не причинить вреда зоне свободной торговли с Европейским Союзом? Где границы? Ответ: Ни у кого не должно быть сомнений в том, что в интересах и Украины, и Брюсселя иметь хорошие отношения с соседями, включая Россию. Хорошие отношения в сфере торговли, включая зону свободной торговли, ряд других торговых отношений, - это хорошо для обоих – и для Украины, и для ЕС. В то же время, и мы этого никогда не скрывали, членство в ТС отнимает у государства-члена его суверенитет, суверенное право в сфере своей внешнеторговой политики. Это - очень серьезный шаг. Мы не можем взять обязательства в рамках Соглашения об ассоциации со страной, у которой нет суверенного права, у которой решение в отношении своей внешней торговой политики находится не в ее руках. Мы не можем вступить в отношения с Украиной, зная, что решение принимается кем-то в другом месте. В то же время мы четко обозначили, что для Украины есть возможности принимать участие в конкретных положениях Таможенного союза, которые не противоречат обязательствам, вытекающим из Соглашения об ассоциации, которое уже парафировано украинской стороной. Для этого, конечно, нужны интенсивные консультации, чтобы быть уверенными, что такое сотрудничество полностью совместимо с Соглашением об ассоциации. Вопрос: Когда в конечном итоге украинцы получат реальную либерализацию визового режима? Ответ: Мы подписали с Украиной Соглашение по упрощению визового режима, которое сейчас находится в Европейском парламенте, и мы надеемся, что скоро визовая политика будет улучшена. У нас есть План действий. Украине был передан конкретный список того, что должно быть сделано - какие законы, какие шаги необходимо предпринять, чтобы государства-члены могли предоставить Украине безвизовый режим для стран Шенгенского соглашения. Вы помните, что План действий состоит из двух этапов: первый, когда мы с нашими партнерами, с Украиной работаем над перечнем конкретных необходимых законодательных актов, и второй этап - это реализация. И сейчас только вызывает сожаление, что для завершения первого этапа Плана действий не хватает только нескольких законодательных актов. Я очень надеюсь, что украинские власти используют подготовку к саммиту и сам саммит для того, чтобы придать импульс в этой сфере. Потому что это - для народа Украины, это не только для нескольких чиновников или политиков. Я надеюсь, что в интересах своего народа украинская власть решит оставшиеся вопросы, что позволит нам передать государствам-членам отчет о первом этапе, сделать определенный анализ и начать второй этап. Окончательное решение в отношении безвизового режима будет приниматься государствами-членами. Так что это - не бесконечная история, это не движущаяся мишень. Список в отношении того, что должно быть сделано, был четким с самого начала, процесс совершенно очевиден, очень прозрачен, и скорость, с которой вы отвечаете ожиданиям, зависит не от брюссельских бюрократов, а от политического мужества и решимости политиков Украины. Вопрос: Не так давно глава комитета по иностранным дела Европейского парламента Элмар Брок высказался за введение запрета на въезд в ЕС некоторым должностным лицам, в частности, первому заместителю генерального прокурора Украины Ренату Кузьмину. Будет ли эта позиция реализована? Ответ: Никакой идеи предложить запрет на выдачу виз кому-либо из украинских чиновников на столе у ЕС нет. Вопрос: В отношении саммита Восточного партнерства. Можно ли ожидать от Брюсселя, что все страны - участники политики Восточного партнерства получат четкий сигнал о перспективе членства в ЕС? Ответ: Спасибо за этот вопрос, так как это позволит мне четко сказать, что любой прогресс в отношении европейской перспективы зависит не только от такого рода поощрений со стороны европейских политиков, но также зависит от того, как наши партнеры воплощают реформы. Европейская перспектива не должна быть только отражением своего рода политических деклараций и политических стремлений, но также должна соответствовать реальным способностям политических элит наших партнеров, включать в себя преобразования в странах. Вы не можете разделить эти два вопроса. Если меня спросить, что может кто-либо из стран-партнеров сделать, чтобы такой шаг был предпринят в Вильнюсе, мой ответ будет таким: ускорьте реформы, помогите нам. Мы все хотим видеть, что европейские стремления - этот самый мощный инструмент преобразования - также может быть использован в этой части Европы, помогите нам создать импульс реформ в этой части Европы, политики ЕС понимают не только, что это - не только вызов, но и большая возможность, чтобы сделать Европу стабильным, единым и процветающим континентом.
РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Атаки РФ на медицинскую инфраструктуру Украины в 2024 году усилились - представитель ВОЗ

В интересах украинского народа – заставить власть, правоохранительные органы и суды работать по закону - глава Совета директоров Arricano Маргус Курм

Этот год станет годом больших изменений на страховом рынке, дальше будем просто усовершенствоваться – глава Национальной ассоциации страховщиков Украины

Самыми интересными для развития McDonald’s в Украине являются локации, которые обеспечивают все каналы продажи, - директор по развитию McDonald’s в Украине

Мы изучаем практики специальных экономических зон в разных странах, а также сотрудничаем с потенциальными инвесторами – мэр Николаева

Звучит это, мягко говоря, как диверсия – глава правления "Украинской биржи" о предложении регулятора сдать лицензию

Депутат Европарламента фон Крамон: Украине нужно включить оппозицию в исполнительные органы власти

Мы предупредили рынок о том, что фондовые биржи ПФТС и УБ могут лишиться лицензий – глава и члены НКЦБФР

Наши солдаты воюют, чтобы Киев, Днепр и Львов не превратились в Бахмут и Авдеевку

ЕИБ разрабатывает программы энергоэффективного восстановления жилого фонда и создания социального жилья

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА