16:58 28.11.2012

Развивая атомную энергетику, мы обязаны стать самодостаточными в вопросах научно-технического и инжинирингового обеспечения - В.Бронников

9 мин читать
Развивая атомную энергетику, мы обязаны стать самодостаточными в вопросах научно-технического и инжинирингового обеспечения - В.Бронников
Эксклюзивное интервью президента Украинского ядерного общества Владимира Бронникова агентству "Интерфакс-Украина" Вопрос: Владимир Константинович, недавно прошла публичная презентация проекта обновленной энергостратегии. Как вы оцениваете новые показатели раздела "развитие атомной генерации"? Ответ: Прежде всего, отмечу, что энергетика – это основа жизнеобеспечения страны. К сожалению, это определение мы не смогли прописать в украинском законодательстве, как, например, это сделали в России. Я допускаю, что новая энергостратегия базируется на тех экономических расчетах, которые дают право говорить, что в период ее выполнения не возникнет проблем с энергообеспечением страны. Ведь энергетика - это базовая отрасль, от которой зависит состояние экономики, а значит и благосостояние людей. Я допускаю, что в обновленной энергостратегии сделаны правильные расчеты. Вопрос: Ранее звучала критика завышенных показателей строительства новых АЭС. Новый документ содержит всего порядка 5 тыс. МВт атомных мощностей. По вашему мнению, кто должен дать экспертное заключение, сколько и какие мощности нам нужно создавать в отрасли? Ответ: Я допускаю, что те показатели, на которые вышли специалисты, работая над корректировкой действующей энергостратегии, рассчитывались, прежде всего, на основе прогнозных объемов потребления электроэнергии; тех ресурсов, которыми оперирует каждая из подотраслей украинского топливно-энергетического комплекса и с учетом конкурентоспособности. Что касается вопросов энергобаланса, кто и в каких объемах должен производить электроэнергию в стране, какие мощности нужно создавать и сколько – то это компетенция соответствующих отраслевых институтов, которых в Украине, к сожалению, нет. Вопрос: В документе расписаны финансовые расчеты под новые атомные проекты? Ответ: Во время проведения "круглых столов", где обсуждалась тема обновленной энергостратегии я обращал внимание, что раздел финансового обеспечения не проработан. Например, мы же не можем строить дом, если мы не понимаем каким бюджетом располагаем, не имея понимания из каких материалов мы его будем строить, где найти тех или иных специалистов, которые все это будут создавать. Допустим, в обновленной энергостратегии до 2030 года заложили порядка 265 млрд. грн на строительство новых энергоблоков. Нет вопросов! Но мы должны понимать, где экономика страны возьмет эти деньги. Я полагал, что мы пропишем в стратегии схему покрытия этих инвестиционных расходов: за счет бюджетных и кредитных средств, собственных средств эксплуатирующей организации и других источников. Например, для необходимой инвестиционной суммы Компании зная величину амортизации, можно прописать в тарифе на электроэнергию, сколько средств направлять на текущее обновление производства, а сколько на финансирование инвестиционных проектов. НАЭК "Энергоатом" подавал на рассмотрение в профильное министерство прогнозные расчеты по тарифу на производство электроэнергии АЭС до 2030 года (с учетом инфляции), который бы покрывал инвестиционные расходы. Эти расчеты имели четкое обоснование и не были популистскими. В этом случае наша тарифная политика была бы понятна бизнесу, заинтересованном финансировать инвестпроекты в атомной энергетике. В новой энергостратегии этих расчетов мы не увидели. Сегодня этот документ говорит лишь об одном: "Вот хорошо бы нам иметь к 2030 году вот такую энергетику"! Вопрос: Киевский институт "Энергопроект", разработал Кадастр площадок для строительства энергоблоков новых АЭС. Какая дальнейшая судьба этого документа? Ответ: Кадастр площадок – это своего рода обоснование для правительства, какие земли закрепить в резерве за энергосистемой Украины. Такой документ должен существовать, он резервирует экономически и экологически приемлемые территории для развития атомной энергетики в Украине. Именно в этом его функциональность. Дальнейшая судьба этого документа может быть самая различная, в зависимости от того, будут или не будут строить новые АЭС. Вопрос: Как вы считаете, должен ли корректироваться существующий в стране баланс распределения производителей электроэнергии, учитывая мировые тенденции по повышению энергоэффективности и развитию зеленой энергетики? Ответ: Вопросами энергобаланса, как я уже ранее говорил, должен заниматься специализированный отраслевой институт, но такой в Украине еще не создан. На мой взгляд, энергобаланс производителей электроэнергии должен строиться, прежде всего, на основе показателей качества генерируемой электроэнергии. Второе - это экологические характеристики. Мы должны понимать, что экологические последствия при добыче угля, его использовании, а также добыче урана, должны быть просчитаны и показаны всем. Мы должны начинать запускать такие технологии выработки электроэнергии, которые сегодня используются в мире. Например, в Японии, в центре миллионного города стоит энергоблок, работающий на угле, но ни его, ни золоотвала не видно, вся система углеподачи закрыта. Вопрос: Многие считают, что модернизация существующего энергетического хозяйства выгоднее стране, нежели новое строительство. Каково ваше мнение? Ответ: Есть хороший пример: как "Запорожец" не модернизируй, какой тюнинг на него не накладывай - все равно "Лексус" не получишь. Есть также пример Германии. Почему она так вырвалась вперед после войны? Потому что, получив средства на обновление по плану Маршалла, Германия закупила новое оборудование и построила новые заводы. Те технологии, которые применяются сегодня в Украине, они устарели. Нам нужно не бояться начинать сносить котлы, турбины, устанавливать новые системы водоочистки, газоочистки, внедрять новые системы переработки отходов. Вопрос: Вы сказали, что в Украине нет государственных отраслевых институтов, в таком случае атомную отрасль будем развивать с использованием чужих технологий? Ответ: Развивая атомную энергетику, создавая новые атомные блоки, мы просто обязаны быть самодостаточными. Мы должны самостоятельно оценивать вопросы безопасности в отрасли, поскольку мир сегодня не устойчив, мы не знаем, что будет через 50-лет. Например, мы не знаем, будут ли еще существовать те заводы и предприятия, которые для наших проектов изготавливали оборудование. И в конечном итоге, мы не знаем, какое из государств мира в будущем будет ведущим в развитии технологий атомной промышленности, это будут российские или китайские технологии? Для этого необходимо создать собственную инфраструктуру, свое машиностроение и особенно важно – наука и техника у нас должны быть свои! Чтобы мы больше не попадали в такие ситуации как с ядерным топливом Westinghouse. Мы должны на одном уровне, как заказчик, общаться с проектантами и конструкторами, что позволит нам контролировать процессы на всех этапах создания ядерной установки и всего ее жизненного цикла. Ежели мы не создадим собственную науку в атомной отрасли, систему сопровождения этих научных знаний, систему обновления этих знаний – на атомную энергетику замахиваться нельзя. Вопрос: А какие практики существуют в других странах, развивающих атомную отрасль? Ответ: Яркий пример – Финляндия. Она со своей наукой загнала в глухой угол такого атомного гиганта как AREVA (Франция), разработчика энергоблока EPR-1600, по проекту которого строится энергоблок №3 АЭС Олкилуото. Финские ученые задают атомщикам квалифицированные вопросы: покажите нам преимущества реакторной установки этого энергоблока; какие дополнительные системы безопасности будут использованы; какие подрядные организации задействованы в проекте, есть ли у них опыт работы в отрасли и т.д. Уже бюджет этого энергоблока зашкаливает, а заказчики еще продолжают поднимать вопросы перед исполнителями. А все почему? Да потому, что финны понимают, что покупают энергоблок на 100 лет и он не должен создавать проблем будущим поколениям. Они должны быть уверены в том, что знают все об этом энергоблоке, что спустя годы при модернизации, они смогут заказывать необходимое оборудование хоть в России, хоть в любой другой стране мира. Вопрос: Насколько мне известно, ОП "Атомпроектинжиниринг" должно было сконцентрировать науку для сопровождения атомных проектов? Ответ: Компания ОП "Атомпроектинжиниринг", изначально создавалась для того, чтобы развивать инфраструктуру в атомной отрасли Украины. Сформировать систему управления проектом создания новых ядерных установок, начиная от проектных работ, изготовления оборудования, создания строительной инфраструктуры, строительства и ввода в эксплуатацию, организации обеспечения сохранения всех данных по проекту. Эксплуатирующая организация должна иметь всю проектную документацию создаваемой ядерной установки. Это стало главной задачей функционирования предприятия. Сегодня политика предприятия должна оставаться преемственной, она не должна жить от выборов до выборов. Да, политики будут меняться всегда, но атомная энергетика должна быть независимой, ведь она создается на поколения. В этом вопросе велика роль общественных организаций, которые выступают экспертами, в том числе и по кадровому составу управленцев. В законодательстве США, Франции, Чехии, есть положение, что кадровые назначения должны проходить экспертизу общественных организаций. К сожалению, в Украине до сих пор не принят Верховной Радой законопроект "О национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование безопасности в сфере использования ядерной энергии", согласно которому члены регуляторной комиссии должны иметь безупречную репутацию в глазах общественности, иметь богатый опыт работы в отрасли, а также быть незаангажированными собственным бизнесом. Вопрос: Каково ваше мнение по созданию национального серийного энергоблока? С чего, прежде всего, нужно начать? Ответ: Первое, опираясь на существующую техническую базу украинской промышленности, мы должны определить для себя, исходя из требований по безопасности, конфигурацию серийного энергоблока. Второе, конечно, нам нужно научиться изготавливать реакторы у себя. Ведь у нас достаточно эффективные технологи работают в машиностроении, на крупнейших металлургических заводах, в Украине существует мощный конструкторский и производственный потенциал у металлообрабатывающих заводов. В мире существуют ядерные реакторы российского, американского европейского дизайна и другие. В зависимости от того, на базе какого проекта реакторной установки мы будем создавать национальный серийный энергоблок, мы должны создать собственную инженерию и научно-промышленную базу, наладить у себя производство или сборку этих реакторов, чтоб мы могли, как государство, отвечать за свои атомные блоки на всех этапах их жизненного цикла. Я уверен, что компания НАЭК «Энергоатом» готова принять на себя такую ответственность, ведь ранее были наработки, предложения для правительства по разработке оптимизированного проекта отечественного энергоблока. Пошагово расписаны действия Компании по этому вопросу. Необходимо только, чтобы государство прислушалось к Компании, где сконцентрированы атомщики-практики, которые знают, как создавалась атомная отрасль, как она работает у нас и в мире. Для решения этих задач государство должно обеспечить отрасль необходимыми финансовыми ресурсами. Вопрос: Что касается проекта строительства № 3,4 ХАЭС. Раньше говорилось о том, что в России мы покупаем исключительно реакторную установку и дополнительные системы безопасности, проект энергоблока будет разрабатывать киевский институт КИЭП. Какими аргументами должна руководствоваться украинская сторона в выборе генпроектировщика? Ответ: На сегодняшний день состояние реализации проекта строительства таково: мы получили от государства разрешение на строительство. Все! Теперь мы должны понять, строим сами или строят другие. Мы должны посчитать ресурсы: чем располагаем, сколько нам может предоставить мировое сообщество и на этих условиях выстраивать систему взаимоотношений по реализации проекта. В то же время, какое бы решение по строительству не было принято, я глубоко убежден, что мы должны знать об этих новых энергоблоках все: от проектирования энергоблока, оборудования, которое будет использоваться, материалов с которого оно изготовлено, до ввода энергоблока в эксплуатацию. Также мы должны обеспечить все требования безопасности и быть в этом уверены. Мы же строим на 100 лет, для будущих поколений! А ситуация по типу: "Вот мы привезли вам набор оборудования, берите и будьте счастливы – нам не подходит! Это не допустимо!". Ведь мы выстраиваем политику независимого государства, которое решило, в соответствии с Обновленной энергостратегией до 2030 года развивать атомную энергетику.
РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Мы предупредили рынок о том, что фондовые биржи ПФТС и УБ могут лишиться лицензий – глава и члены НКЦБФР

Наши солдаты воюют, чтобы Киев, Днепр и Львов не превратились в Бахмут и Авдеевку

ЕИБ разрабатывает программы энергоэффективного восстановления жилого фонда и создания социального жилья

Юрий Бова: Наша самая первая задача – сохранить весь потенциал существующего бизнеса

Директор юридического департамента компании "Санофи в Украине" – о доступе пациентов Украины к инновационной терапии

Максим Доценко: Красный Крест – это отображение лица государства

Каждый обмен пленными дает новую информацию и надежду родным - Уполномоченный по вопросам пропавших без вести

Пока Украина нуждается в гуманитарной помощи из-за жестокой войны со стороны России, мы будем с вами - директор по соседству Генерального директората ЕК по гуманитарной помощи

Михаил Бакуненко: Запрет экспорта газа, игнорирование законодательства и отчуждение бизнеса – настоящее отрасли в Украине

Нам всегда не хватает денег, потому что мы постоянно развиваемся – управляющий партнер "ТК-Домашний текстиль"

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА