Законодатель должен пояснить понятия «публичное обвинение» и «органы правопорядка» после изменений в Конституции
Верховной Раде Украины следует на уровне закона прописать дефиниции «публичное обвинение» и «органы правопорядка», чтобы четко определить компетенцию органов прокуратуры после внесения изменений в Конституцию в части правосудия, отмечает заместитель генерального прокурора Украины Анжела Стрижевская.
«Я пыталась понять, что именно авторы вкладывали в понятие «публичное обвинение», но для себя четкого ответа не нашла. Думаю, что тут скорее недостатки перевода, потому что public в английском языке означает как государственный, так и публичный», - сказала замгенпрокурора в комментарии агентству «Интерфакс-Украина», отвечая на вопрос о том, чем будет отличаться функция поддержания публичного обвинения от существовавшей ранее функции гособвинения.
По мнению А.Стрижевской, законодатель не очень корректно определил термин «публичное обвинение», ведь у органов прокуратуры нет функции представительства других лиц, есть только представительство государственных интересов и функция предъявления обвинения.
«Поэтому на законодательном уровне, законом надо просто определить, в чем будет заключаться суть «публичного обвинения», - подчеркнула она.
По словам замгенпрокурора, на сегодняшний день в Верховной Раде зарегистрирован законопроект о внесении изменений в законодательные акты, в том числе, отраслевые, для определения термина «публичное обвинение».
«Сейчас в кодексе есть понятие «государственное обвинение»,- напомнила А.Стрижевская.
По мнению замгенпрокурора, со своей сути и функциональному назначению «обвинение как таковое из-за изменения на «публичное» будет мало чем отличаться».
«Публичное обвинение по своей сути намного шире, чем государственное обвинение», - сказала А.Стрижевская.
В этом контексте она обратила внимание: «Адвокаты и судьи могут не волноваться. Производства, по которым были предъявлены подозрения, рассматриваются в судах в соответствии с УПК, который действует в настоящий момент».
А.Стрижевская пояснила, что прокуратура, как и любой другой государственный орган, действует на основании Конституции и законов Украины. «В настоящее время есть изменения в Конституции и законы, которые действует. Если они даже не урегулированы, то это не означает, что они утратили действие», - отметила она.
«То, что сейчас существует «государственное обвинение», не вступает в конфликт с «публичным обвинением», которое будет поддерживать прокурор», - подытожила А.Стрижевская.
Кроме того, она указала, что органы прокуратуры также наделены контролирующими функциями по организации досудебного расследования органами досудебного расследования и функцией контроля за органами правопорядка.
«Всем не нравился термин «надзор», хотя по сути это функция контроля»,- сказала замгенпрокурора.
Она заявила о необходимости законодательного закрепления термина «органы правопорядка» для четкого понимания полномочий органов прокуратуры, ведь под органами правопорядка можно понимать и недавно созданные органы, как Национальное антикоррупционное бюро Украины, которое полноценно работает, и Государственное бюро расследований, которое пока еще на стадии формирования.
«Законодателю необходимо определить, какой будет система органов правопорядка. У нас сейчас нет законодательного определения, а мы осуществляем контрольные функции за органами правопорядка. Следует дать обществу пояснение, что такое "органы правопорядка", тогда можно будет понять четкую компетенцию прокуратуры», - убеждена замгенпрокурора.
В целом же А.Стрижевская считает, что целесообразно определить однозначную компетенцию каждой государственной правоохранительной структуры, чтобы это соответствовало ст. 19 Конституции, которая регламентирует, что каждый орган в государстве должен действовать в соответствии с Конституцией и в рамках своей компетенции, определенной законом. «Эту компетенцию законом и надо предусмотреть. Не будет четкой компетенции – всегда будут коллизии»,- считает замгенпрокурора.
Отвечая на вопрос о том, требует ли оперативности необходимые законодательные изменения, А.Стрижевская сказала: «Это надо было сделать еще вчера. Мы не являемся субъектом законодательной инициативы, можем лишь принимать участие в создании рабочих групп, помогать депутатам. Вопросы, которые надо урегулировать, требуют серьезного понимания функций прокуратуры и в целом функционирования правоохранительной системы», - подчеркнула она.
Замгенпрокурора заявила о необходимости внесения изменений в закон «О прокуратуре» для приведения в соответствие с конституционными изменениями.
«Изменения в Конституцию просто кричат о необходимости внесения изменений в закон «О прокуратуре». Нет необходимости в новом законе. Мы не можем себе позволить каждый год принимать новый закон. У нас есть базовый закон, положения которого корреспондируются с положениями Конституции, но есть определенные недостатки в этом законе, которые можно устранить внесением изменений в него», - резюмировала А.Стрижевская.