Телеком

"Vodafone Украина" запустил услугу Mobile ID в комплексе с ЭЦП за 330 грн/год

Интервью Юлии Яхновской, руководителя проекта Mobile ID "Vodafone Украина"

- На украинском рынке уже существует ряд идентификационных систем – Bank ID, электронная цифровая подпись. Почему вы решили реализовать услугу Mobile ID?

- Mobile ID успешно работает во многих европейских странах. В Украине мы также видим существенную заинтересованность в подобном сервисе со стороны государства – это и план развития цифровой экономики, и поддержка проекта "Электронного правительства", и неплохо сформированный рынок цифровой подписи (ЭЦП). Уже сейчас около 5 млн украинцев знакомы с электронной цифровой подписью, электронным документооборотом, подаваемой в электронном виде отчетностью. 

В то же время, в технологическом плане мы видим на этом рынке существенное отставание. Когда весь мир уже перешел на смартфон, как единое устройство, управляющее преимущественным количеством операций в нашем бизнесе и в жизни, – ЭЦП в нашей стране все еще существует исключительно на флешке. При этом, ввиду важности этих данных, ее стоит хранить в сейфе, а не носить с собой в кармане. Да и использовать получится преимущественно на ноутбуке или стационарном компьютере. 

В то же время, технология Mobile ID позволяет использовать технологию ЭЦП на смартфоне, как и на любых устройствах, способных работать с сим-картой. 

- Насколько я знаю, ваш прямой конкурент - компания "Киевстар" уже запустила подобный сервис в прошлом году…

- Электронная цифровая подпись превращает любой документ в юридически значимый. Поэтому главным требованием реализации электронной подписи на базе Mobile ID является использование системы, которая прошла государственную сертификацию. На сегодня Vodafone - единственная компания, которая использует сертифицированное решение и может легально предоставлять ЭЦП на основе Mobile ID. На практике это означает, что с сегодняшнего дня клиент Vodafone может поставить подпись под любым электронным документом при помощи смартфона или планшета, и такой документ будет иметь юридическую силу.

- То есть, "Киевстар" сертификацию своей системы для Mobile ID пока не получил?

- Насколько мне известно, сегодня Vodafone - единственная компания, которая работает на сертифицированной в Украине платформе.

- Каким вы видите рынок применения Mobile ID в Украине?

- Что касается рынка применения этой технологии – он очень велик. Это физические лица, бизнес и непосредственно государство. Для физлиц Mobile ID может заменить связку логин-пароль в любой системе, которая подключит этот сервис. Не нужно придумывать новых логинов, помнить десятки паролей. В то же время бизнесу это даст возможность максимально точной идентификации клиента, его действий в сети. А государству – упростить для населения получение электронных услуг.

В принципе, в перспективе нескольких лет мы также можем прийти к тому, что Mobile ID сможет заменить и паспортную идентификацию. Этот путь в развитии технологии уже виден по ее работе в более технически продвинутых странах, хотя нам до них еще далеко. Это связано, в первую очередь, с законодательными процессами в государстве, с принципами идентификации, принятыми во всем мире. 

- И все-таки, относительно планов на этом рынке: вы упоминали цифру в 5 млн пользователей электронной цифровой подписи. Это весь рынок для Mobile ID в Украине? На какой процент этого рынка вы рассчитываете?

- Поскольку опция ЭЦП на основе технологии MobileID является более удобной, мы рассчитываем, что большая часть наших клиентов, уже использующих электронную подпись, отдадут преимущество этой технологии. Также мы рассчитываем и на появление новых клиентов. 

- А в чем разница между Bank ID и Mobile ID? Почему вы считаете, что сотрудничать с мобильным оператором удобнее, чем с банком?

- Если сравнивать эти технологии, то Mobile ID более универсальна. Здесь проще всего объяснить на примере: у нас в стране более сотни банков, но всего три мобильных оператора. При этом банковская идентификация по сути ничем не отличается от идентификации клиента мобильным оператором вместе с сервисом, предоставляющим услуги ЭЦП. Но только идентификация. При помощи Bank ID вы можете быть идентифицированы как определенное лицо. При помощи Mobile ID с ЭЦП можно также инициировать юридически значимое действие – поставить подпись. В этом основные принципиальные различия технологий.

- Вы планируете прежде всего работать с бизнесом и государством?

- В Украине наша предполагаемая аудитория – все люди, имеющие право на юридически значимые действия. Но мы понимаем, что скорее всего ею в первую очередь заинтересуется бизнес, государство, и уже потом – частные лица, идущие в ногу со временем. 

Mobile ID интересна банкам и страховым компаниям, поскольку позволяет удаленно предоставлять услуги, требующие наличия живой подписи и личного присутствия, которую можно заменить ЭЦП. В области e-Government Mobile ID должна стать ключевым инструментом идентификации граждан.

Сейчас мы тестируем эту услугу с Харьковской и Киевской горгосадминистрациями при работе с "Общественными бюджетами". И обе администрации очень заинтересованы в скорейшей реализации услуги.

Сегодня у нас уже реализована система подписи через Mobile ID в двух системах электронного документооборота - "Вчасно" и "Документ.Онлайн". Клиенты этих сервисов уже могут работать с MobileID от Vodafone. На следующих этапах мы будем расширять количество сервисов для частных абонентов: это и госсектор, и банки, и страховые компании. Недавно стартовала площадка медуслуг Healthy, которая также нуждается в достоверной идентификации пациентов. Мы ждем активного отклика по развитию Mobile ID со стороны e-commerce, поскольку это позволит максимально исключить возможность действий мошенников. 

Как уже сказано, мы сотрудничаем с Харьковской горгосадминистрацией. Харьков очень продвинулся по сравнению с другими городами Украины – у 75% жителей города зарегистрированы личные кабинеты на городском портале. А это – около миллиона человек, готовых пользоваться электронными сервисами, в том числе, через Mobile ID. Горгосадминистрация Харькова очень заинтересована в реализации услуги – мы уже начали с ними сотрудничество, провели первые тесты Mobile ID для онлайн-сервисов оформления документов для горожан и голосования за проекты, представленные к финансированию из бюджета города.

Киев, к слову, также заинтересован в реализации Mobile ID. На прошлой неделе мы встречались с инициативной группой "Общественного бюджета" и договорились о возможности использования Mobile ID для упрощения киевлянам возможности голосования за понравившийся проект.

- Не получится ли так, что жители городов, которые перейдут на Mobile ID, будут вынуждены пользоваться этой услугой, чтобы сохранить доступ к своим кабинетам?

- У граждан всегда остается выбор, какой способ идентификации использовать - мобильный, банковский или паспорт. Mobile ID не ограничивает этот выбор, а наоборот, делает его шире, а саму процедуру идентификации - быстрее, удобнее и надежнее.

- А как будете монетизировать?

- Мы готовы интегрировать технологию Mobile ID на любом ресурсе в среднем за неделю. При этом оплата услуги идет со стороны абонентов. Подключение электронных ресурсов к Mobile ID будет бесплатным. 

Для абонентов стоимость пользования услугой Mobile ID составит всего 15 грн в месяц. Плюс единоразовый платеж за смену сим-карты в размере 100 грн, и единоразовый платеж в размере 150 грн за подключение услуги, включающий в себя год пользования сервисом ЭЦП. При том, что стоимость получения ЭЦП в нашей стране иногда доходит до 500 грн, это  существенная экономия. С точки зрения бизнеса это абсолютно приемлемая цена. Для индивидуальных абонентов мы пока планируем сохранить аналогичный уровень цен, но с массовым запуском услуги он может измениться.

- Но оформлять ЭЦП клиенту придется самостоятельно?

- Мы не исключаем из процесса аккредитованный центр сертификации ключей (АЦСК) – как оператор мы не имеем права заменять собой АЦСК и выпускать сертификаты ЭЦП. Но мы максимально упрощаем этот процесс для абонента. У нас есть единая точка продаж, сегодня она находится в нашем бизнес-хабе в Киеве. Там сегодня есть и представители АЦСК, и работники оператора, помогающие оформить услугу "в едином окне", одновременно проводя и идентификацию клиента, и замену сим-карты и оформление ЭЦП.

- С кем вы уже заключили сотрудничество в рамках реализации услуги? Какие планы на ближайшее будущее?

- У нас уже есть ряд корпоративных клиентов, готовых подключить Mobile ID к своим внутренним системам, поскольку это существенно сокращает время на подписание документов. Кроме того, есть заинтересованность ряда сервисов документооборота в подключении к системе. И мы думаем, что в ближайшие несколько месяцев мы подключим все сервисы, изъявившие желание работать с нашей услугой.

В части развития рынка Mobile ID многое зависит от популяризации электронных сервисов государством. Люди должны знать не только, как этим пользоваться, но и иметь возможность применять эту услугу в большинстве госучреждений.

- Каких шагов вы ждете со стороны государства для популяризации электронных цифровых услуг?

- Государство сделало достаточно много для внедрения Mobile ID. Можно сказать, что законодательные и регуляторные предпосылки уже в основном созданы. Из дальнейших целей – интеграция Украины в европейскую систему электронной подписи, где Mobile ID могла бы сыграть весомую роль. Конечно, мы надеемся, что с помощью этой технологии уже скоро будет организовано предоставление государственных услуг самого разного плана.

Ну а если говорить в масштабах Украины, то хотелось бы, чтобы на государственном уровне этот сервис рассматривался как важный шаг в диджитализации всех сфер жизни, и государство еще и поощряло тех пользователей, которые будут использовать электронные сервисы. Это может быть скидка на платную услугу или более быстрая обработка запроса, поскольку от использования электронных услуг в выигрыше все участники.

Есть один момент, который существенно отличает ЭЦП у нас от других европейских стран, это разные ЭЦП для различных сегментов клиентов. Человек, являясь представителем двух сегментов, как физическое лицо и как директор компании, должен иметь две разные ЭЦП, в Европе зачастую это одна ЭЦП. С технической точки зрения у нас есть решение - Sim-карта поддерживает несколько ЭЦП, но в случае каких-либо изменений в должности пользователю потребуется дополнительный визит к оператору. И в этом вопросе вся надежда только на государство в принятии нормативных документов в части возможности использования одной подписи.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ