Пресс-релизы

Обращение общественных организаций о недопустимости срыва пенсионной реформы и промедления с введением второго уровня пенсионной системы

Согласно принятому 03.10.2017 года Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий», с 1 января 2019 года в Украине должен был заработать второй уровень пенсионной системы - накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования (далее - НСПС или второй уровень пенсионной системы). Для этого Кабинет Министров Украины должен был до 1 июля 2018 года создать необходимые институциональные компоненты, а Верховная Рада Украины - принять законопроект №6677, зарегистрированный еще в 2017 году.

К сожалению, этого пока не произошло. Правительство не выполнило публичное обещание поддержки второго уровня пенсионной системы и его внедрения в установленные законом сроки. Мероприятия, предусмотренные законом и одобренным Правительством планом действий, не реализованы. Соответствующий законопроект также не принят.

Следовательно, второй уровень пенсионной системы после 1 января 2019 года не внедрен, пенсионная реформа фактически остановлена, граждане лишены права формировать обязательные пенсионные накопления, работодатели (налоговые агенты) дезориентированы и не выполняют требований закона, а экономика не получает долгосрочных внутренних инвестиционных ресурсов. Следствием таких противоправных действий могут стать обращения граждан в суды по защите нарушенных прав, дальнейшее ухудшение условий пенсионного обеспечения, недополучение страной крайне необходимых инвестиций, которыми во всем мире выступают активы накопительной пенсионной системы.

Отмененные ранее уже заслуженные пенсионные права, в том числе и пенсии за выслугу лет, также не компенсированы новыми источниками пенсионных выплат, в частности - из негосударственных пенсионных фондов, как это предполагалось перспективным законодательством с 2005 года.

В то же время, разумной альтернативы второму уровню пенсионной системы не существует. В современных условиях демографии и параметров солидарной системы Украины, уровень замещения утраченного заработка пенсионными выплатами будет постоянно снижаться с сегодняшних 30-32% до 18-20% в течение следующих 30 лет, что значительно меньше, чем предусмотрено конвенциями Международной организации труда (40%) и директивами Европейского Союза (50-65%), и что не дает никаких пенсионных перспектив нынешним и будущим поколениям граждан Украины.

Для того, чтобы выполнить требования Закона и ввести НСПС, Правительству достаточно опираться на существующие элементы третьего уровня пенсионной системы с последующим усилением способности государственных регуляторов. Ведь с начала первого этапа пенсионной реформы (2004 год) в Украине созданы и успешно функционируют основные институциональные компоненты обязательной накопительной пенсионной системы - финансовые учреждения, соответствующие второму уровню европейской пенсионной модели (негосударственные пенсионные фонды и компании страхования жизни).

В повестку дня предыдущей сессии Верховной Рады Украины по представлению Комитета по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения был включен проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования» (рег. № 6677 ), авторами которого являются 59 народных депутатов Украины.

Законопроект получил рекомендацию о принятии в первом чтении также от Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, прошел широкое публичное обсуждение, одобрение академической науки и экспертной среды. Альтернативных ему проектов не было.

Законопроект №6677 предлагает децентрализованную систему второго уровня пенсионной системы, опирающейся на 14-летнюю практику деятельности негосударственных пенсионных фондов, участниками которых сегодня является почти миллион граждан Украины. Законопроектом урегулирован вопрос непосредственного введения НСПС, в том числе создания институциональных компонентов системы, а также определены механизмы защиты пенсионных активов, направления их инвестирования в переходный период, вопросы эффективного государственного регулирования и т.д.

К сожалению, указанный законопроект так и не был рассмотрен ВРУ, что и стало, по словам Министра социальной политики Украины, «главной причиной» не введения в стране второго уровня пенсионной системы. В то же время прослеживается опасная тенденция закрепления в международных обязательствах Украины, в частности, в последнем Меморандуме с МВФ, отказа от выполнения законодательных требований о введении второго уровня пенсионной системы.

Промедление с введением НСПС на протяжении последних 10 лет имеет крайне негативные последствия - за счет средств, которые можно было накопить за этот период, пенсионеры получали бы сегодня пенсии на 17% выше, чем получают сейчас. За это время потеряна также возможность инвестировать в украинскую экономику более 7 млрд. долларов США (сумма, сопоставимая с объемом займов от МВФ, предоставленных Украине за этот период).

Сегодня Украина вошла в новый политический цикл - выборы Президента и Парламента, и, если второй уровень пенсионной системы не будет введен с 1 января следующего года, как это определено Законом, возможностей завершить этот важный этап пенсионной реформы, как минимум, в ближайшие четыре года не будет.

Требуем от Правительства способствовать позитивному рассмотрению в парламенте законопроекта №6677 и ускорить работу по внедрению накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования!

Требуем от Верховной Рады Украины незамедлительного рассмотрения законопроекта № 6677! Его одобрение в первом чтении в ближайшее время позволит следующим шагом создать межкомитетскую и межфракционную рабочую группу, которая учтет замечания и предложения со стороны субъектов законодательной инициативы и подготовит проект ко второму чтению и принятию в целом, чтобы ввести второй уровень накопительной пенсионной системы с 01.01.2020 года.

Наталия Веселова, народный депутат, секретарь Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения

Виталий Майко, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей

Вадим Бубняк, глава Федерации профсоюзов транспортников Украины, глава профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Украины

Сергей Комышев, глава Центрального комитета профсоюза металлургов и горняков Украины

Галина Третьякова, руководитель Института гражданских свобод

Наталия Ковалева, глава Совета фонда ОНПФ «Эмерит-Украина»

 

 

Реклама
Реклама

ПОСЛЕДНЕЕ