12:30 06.12.2018

"Хельсинская Группа 2.0": на пути к новому континентальному миру

7 мин читать

I

В 1975 году в Хельсинки главы 35 стран Европы и Северной Америки подписали Хельсинский Заключительный Акт, который стал символом нового мира на континенте. Права и свободы человека, национальный суверенитет и  неприкосновенность территорий стали новой системой ценностей в международных отношениях не только для Европы, но и для всего мирового сообщества. Ключевым было и остается право человека на жизнь – свободную и безопасную.

Но новые военные конфликты на континенте, рост радикального национализма, миграционный кризис стали вызовами, которые требуют нового и всеобъемлющего ответа.

Старая архитектура мира времен "холодной войны", в основе которой – принципы баланса сил и сдерживание развития, по-прежнему разделяет участников на врагов и друзей. Политика национального прагматизма со стороны всех без исключения членов мирового сообщества, в свою очередь, грозит запустить маховик новых дву- и многосторонних конфликтов с непредсказуемым результатом. И в этой борьбе вновь на первое место вышли сила и могущество, технологии и армии. Война распространилась на все сферы жизни человека -  торговую, информационную, кибер-, технологическую, культурную и духовную.

Мир как мирное со-существование наций и союзов динамично трансформируется в "мир-гибрид" войны, которая, словно лава вулкана, вырывается на отдельных участках континентов и втягивает в свою воронку всё мировое сообщество, интернационализирует каждый конфликт и глобализирует его влияние на всё мировое сообщество в считанные секунды. Коллективные силы и международные институты безопасности всё чаще выступают декорацией для действия отдельных центров силы.

Всеобъемлющая война как новое гибридное состояние мира ставит под вопрос саму возможность устойчивого развития каждой нации и межнациональных союзов.

Глобальная нестабильность, в свою очередь, подорвала базовые основы современного глобального мира – права, свободы, достоинство и безопасность человека. Геополитическая целесообразность и национальный эгоизм по факту оказались выше принципов гуманизма, соблюдения прав человека, диалога и мирного разрешения конфликтных ситуаций.

II

Два государства евро-азиатского континента – Украина и Россия – находятся в состоянии необъявленной войны. Аннексированы территории. Военный конфликт на Донбассе длится уже пятый год. В конце 2018 года в Украине введено военное положение в 10 административных областях.

Десятки тысяч жертв конфликта и миллионы пострадавших (беженцы, переселенцы, мигранты) уже стали жертвой фактической коллективной бездеятельности.

Поставлены под сомнение сами принципы мироустройства и сосуществования народов, заложенные в основу современной системы безопасности на континенте – принципы и положения Хельсинского Заключительного Акта 1975 года, как и остальных основополагающих документов ОБСЕ (Парижская Хартия для Новой Европы, Стамбульская Хартия европейской безопасности, Астанинская Юбилейная Декларация: на пути к всеобщей безопасности). 

Санкционная политика и существующие механизмы коллективной безопасности продемонстрировали свою низкую эффективность и фактическую недееспособность.  И вместе с тем, реформирование и укрепление существующих коллективных структур откладывается десятилетиями. Политика "консультаций и контактов" (т.н. "Минский" и "Нормандский" переговорные процессы) себя исчерпала и требует качественно нового подхода и новой ответственности.

Мы на пороге континентальной и мировой катастрофы. Новый виток напряжения на континенте может привести к повторению трагедии 1914 года,  когда после одного выстрела в Сараево Европа и весь мир были ввергнуты в Мировую Войну, длившуюся практически семь десятилетий.

Прекращение войны в Украине и обеспечение условий нового и стабильного континентального мира может и должно стать первым практическим шагом евроатлантического и евразийского сообщества по преодолению новых угроз и недопущению континентальной катастрофы.

ОБСЕ может и должно взять на себя роль модератора переговоров и подписания обязующих документов о формуле мира, с привлечением всех сторон военного конфликта. Договор о мирном плане и гарантии его реализации, с соблюдением принципов и обязательств стран-участниц ОБСЕ, станет первым прецедентом новой миссии и роли ОБСЕ как дееспособной коллективной организации. 

ОБСЕ должно выступить ответственным организатором и гарантом эффективных двусторонних переговоров Украины и РФ как стран-участниц Организации, с целью недопущения межгосударственного военного конфликта и создания новой правовой базы во взаимоотношениях двух государств.

С этой целью предлагаем инициировать проведение в 2019 году  внеочередной конференции ОБСЕ на высшем уровне с целью организации эффективных переговоров с участием всех сторон военного конфликта для достижения мира и с учетом волеизъявления населения на территории военного конфликта.

III

Мы считаем, что время голословных деклараций и взаимного сдерживания прошло. Нужен новый коллективный ответ на вызовы миру, объединение усилий евроатлантического и евразийского сообщества (Астанинская Юбилейная Декларация ОБСЕ, 2010г.).

Таким ответом может стать новая система коллективной безопасности на континенте, которая опиралась бы на добрую волю, диалог и взаимодействие "от Ванкувера до Владивостока и Пекина", без исключений и ограничений.

Континенту нужен "новый Хельсинки 2.0". Нужен вне-блоковый, универсальный механизм обеспечения мирного развития и гарантированной безопасности человека независимо от страны и региона.   

Нужен механизм эффективного диалога и оперативного принятия решений в спорных и конфликтных ситуациях.

Континенту нужна Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и Азии, с полноценным Договором и Уставом, с миссией мира в каждом уголке континента, с реальными механизмами включенности в разрешение возникающих межгосударственных проблем безопасности.

Наши предложения и инициативы:

Преобразование ОБСЕ в континентальную организацию – Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе и Азии (ОБСЕ+А) с про-активными функциями безопасности. Это позволит объединить интересы государств-участников, которые являются членами действующих военно-политических блоков, проводят внеблоковую политику или обладают признанным нейтральным статусом. Ключевыми для перезагрузки ОБСЕ должны стать Договор о Безопасности и Развитии на континенте, а также Устав организации, который будет обязательным для государств-участников.

Дискуссии и подготовка такого договора, с привлечением новых участников,  должна начаться уже в 2019 году. Война в центре континента и возникшая угроза мировой войны – убедительная и бесспорная причина для начала такой работы.

В основу работы новой организации – ОБСЕ+А должны быть заложены основные положения и идеи Хельсинки-75, а также принципы безопасности развития (превентивное снижение угроз мирному развитию и благополучию государств и народов-участников ОБСЕ+А) и "коллективного суверенитета" государств-участников (коллективное преодоление конфликтов и согласованные национальные ответы на глобальные угрозы).

С целью реализации "безопасности развития"

- создание Гражданской Ассамблеи ОБСЕ. Ограниченность дипломатических и политических инструментов разрешения конфликтных ситуаций сегодня очевидна. Необходимо в полной мере использовать потенциал гражданской, гуманитарной и интеллектуальной дипломатии, механизма "диалога по горизонтали" евроатлантического и евразийского сообщества, превентивные меры по недопущению информационных войн, распространения ксенофобии, радикального национализма и агрессивного сепаратизма. Система континентальной безопасности нуждается в новом формате диалога и влияния – общегражданском и интеллектуальном взаимодействии, и такую роль может выполнить Гражданская Ассамблея ОБСЕ, и в перспектива – ОБСЕ+А.

- создание при ОБСЕ/ОБСЕ+А международной интеллектуальной сети исследовательских центров по вопросам безопасности  развития, с проведением ежегодного интеллектуального Форума "Европа-Азия".

- формирование при Совете Министров ОБСЕ/ОБСЕ+А постоянно действующих комиссий для предотвращения конфликтов и развития сотрудничества государств-участников в социально-экономической, технологической, экологической и гуманитарной сферах. В дальнейшем, используя опыт ООН, преобразование таких комиссий в специализированные Учреждения;

- создание системы мониторинга и контроля за милитаризацией передовых гражданских технологий, научных открытий с целью ограничения возможностей их внедрения в сферу вооружений;

- формирование системы ГИС-мониторинга (космические технологии наблюдения за поверхностью Земли) военной, инфраструктурной и экологической безопасности на континенте.

У ОБСЕ/ОБСЕ+А должно быть право предоставлять гарантии суверенитету и территориальной целостности государствам с нейтральным статусом и государствам, реализующим внеблоковую политику.

У ОБСЕ/ОБСЕ+А должно быть право на превентивные стабилизационные меры, в том числе – с помощью коллективных миротворческих сил, для недопущения конфликта или предоставления помощи государству-участнику при соответствующем обращении.

С целью реализации "коллективного суверенитета" должны быть созданы новые механизмы коллективных действий:

- постоянно действующий миротворческий корпус ОБСЕ/ОБСЕ+А и национальные подразделения правоохранительных органов вооруженных сил в реестре ОБСЕ/ОБСЕ+А, способные к коллективным действиям по необходимости.

IV

В современном мире 21 века возник вакуум общепризнанных духовных лидеров развития. После длительной схватки двух сверхдержав, олицетворявших два мира – мир капитализма и демократии, с одной стороны, и мир коммунизма и справедливости, с другой – человечество погрузилось в нескончаемую борьбу за собственные национальные, узкокорпоративные или частно-групповые интересы.

Новое лидерство возможно только как продукт коллективных усилий, основанное на идеалах гуманизма, общечеловеческих ценностях, безопасности развития. Континенту, пережившему кровавое 20 столетие как столетие войн и потрясений, необходимо новое континентальное мышление.

Хельсинки-2, новая коллективная система безопасности и сотрудничества на континенте – это  достойный и своевременный ответ.

Мы надеемся на активную поддержку наших инициатив всеми людьми доброй воли, сторонниками мира и сотрудничества, разделяющими и поддерживающими идею "Хельсинки 2.0".

От Института стратегических исследований "Новая Украина" - Андрей Ермолаев

Эксперт аналитической группы KievStratPro, к.ф.н. Андрей Бузаров

Глава аналитического центра "Институт региональной политики", соучредитель гуманитарной организации "Ответственные граждане" Энрике Менендес

Заместитель директора Института стратегических исследований "Новая Украина" Святослав Денисенко

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА