10:42 21.12.2012

От боевого парламентаризма к правовому - Евгений Корнийчук

5 мин читать

Старт работы новой Верховной Рады показал, что парламент остается эпицентром политической борьбы. Вот только эта борьба мало похожа на цивилизованную конкуренцию, а все больше скатывается к боям без правил. В результате парламент из законодательной площадки и провайдера политического курса превращается в блокировщика государственного развития. А парламентаризм в целом не стремится к европейским правовым стандартам, а деградирует к украинской версии боевого парламентаризма.

Если посмотреть на нынешнее парламентское противостояние, то основная причина – это несоблюдение законов, игнорирование правил, низкая правовая культура. Точки конфликтов – формирование фракций, парламентского большинства, персональное депутатское голосование – вопросы одновременно и правовые, и этические. С одной стороны, эти вопросы прописаны в соответствующих законах, с другой – у депутатов есть политическая ответственность, причем и перед избирателями, и перед политическими соратниками. Но парадокс ситуации заключается в том, что доминирующими и работающими становятся неписанные «законы», а точнее теневые договоренности и обязательства (феномен так называемых «тушек»), которые работают без сбоев, в отличие от регламента ВР или отдельно принятого закона о персональном голосовании.

Как же перейти от теневого и боевого парламентаризма к открытому и правовому? Необходима трезвая оценка 20-лет работы украинского парламента. В Верховной Раде всегда получали почти равное представительство провластные и оппозиционные силы. Однако небольшой перевес победившей политический силы рассматривался ею как мандат на создание мажоритарно-контролирующего большинства с обязательным ограничением прав оппозиции. В Украине, в отличие Европы, оппозиция – синоним проигравшего, что ни с правовой, ни с политической, ни с этической точек зрения неверно. Проигравшие – это те политические силы, которые не прошли в парламент, а оппозиция – влиятельный субъект политического процесса. Оппозиция выступает необходимым связующим элементом работы парламента, является важным механизмом работы конституционной демократии. Поэтому необходимо прекратить борьбу против реально существующей диспозиции – сильная власть и сильная оппозиция, отказаться от попыток сломать ее путем переписывания конституционных правил, а наоборот, выписать такие правила и процедуры, чтобы реально существующая «двухпартийность» эффективно работала на общественный интерес.

Создание работающего парламента в условиях многопартийности может быть эффективным только в условиях парламентской системы. Именно парламентаризм дает формулу коалиционного правительственного управления и парламента с важной балансирующей ролью оппозиции. В данных моделях политический курс формируется именно в парламенте, а не в кабинетах исполнительной власти. Существует высокая политическая ответственность перед парламентом, перед избирателями, и кроме этого, правительство работает под легитимным надзором оппозиции, которая, в свою очередь, может опять же правовыми средствами приостановить или заблокировать возможное неэффективное или ошибочное решение власти.

Парламентская модель может дать ответ еще на один важный вопрос – как правовым путем создать коалицию в парламенте без подкупа, тушек и сделок с совестью. В Украине еще ни одна политическая сила как в условиях чисто партийной системы, так и в условиях компиляции с мажоритарщиками не смогла создать стойкого политического большинства. Ведь целью большинства в парламенте является не арифметический результат любой ценой (как в Верховной Раде), а наоборот – коалиционная синегрия для формирования оптимального состава правительства и результативного политического курса. И здесь политикам стоит перестать упражняться в политтехнологиях, а принять за факт, что украинское общество многосоставное и фрагментированное, что делает Украину де-факто коалиционной, а не мажоритарной страной. Сегодня общество четко дает сигнал политическим элитам – необходимо находить взаимопонимание на основе договорных решений и отказаться от эксплуатации дисфункциональной модели «победитель должен получить все».

А теперь главный вопрос – как же осуществить все на практике. Противостояние власти и оппозиции в нынешних условиях просто зашкаливает. Сожжены многие мосты – от полулегитимного изменения Конституции до посадки в тюрьму политических оппонентов. Это создает ситуацию «холодной войны», когда одна сторона не склонна признавать свои ошибки, а другая по понятным причинам не намерена их прощать. Но поскольку в тупике оказываются все, это принуждает искать решения выхода, поскольку на кону стоит судьба страны.

Для перехода от боев к правилам нужны стимулы и законы, то есть право и честные институты. И начинать надо с института выборов, который, как и показали прошедшие выборы, остается объектом манипуляций, а не прозрачным механизмом открытого выбора. Здесь необходим отказ от мажоритарной части выборов, как в большей мере манипулятивной (еще свежи воспоминания о беспределе на 5 известных на всю страну округах), и возвращение к пропорциональной системе. Кроме того, именно пропорциональная система позволяет оформить полифонию общественных интересов в идеологических платформах партий. Кстати, по итогам выборов стало видно, что избиратели постепенно осваивают партийную культуру голосования.

Далее, необходим широкий Конституционный процесс, открытое обсуждение парламентских моделей управления. Естественно, что конституционный процесс может быть начат только после освобождения всех политических заключенных. Это должно стать своего рода сигналом готовности элит к переходу на новые, открытые и честные правила игры. После прохождения конституционного процесса политические силы должны пойти на всеобщие выборы – местные, парламентские, президентские. Только так произойдет перезагрузка политических элит, состоится селекция прогрессивных, договороспособных лидеров.

Продолжительность жизни нынешнего парламента вряд ли будет долгой, а ждать нового витка политической войны на президентских выборах-2015 – это одновременно и высокий риск гражданских конфликтов, и высшая степень политической безответственности. Необходимо уже признать, что война украинцев самих с собой самая разрушительная из всех возможных войн. И эту войну нужно закончить как можно скорее. Для этого есть все необходимые правовые инструменты.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА