Предоставление ученикам возможностей для овладения госязыком не должно осуществляться за счет языков нацменьшинств - Миссия ООН
Мониторинговая миссия ООН по правам человека в Украине, говоря о вступившем в силу 28 сентября в Украине законе "Об образовании" отмечает, что предоставление ученикам возможностей для овладения государственным языком не должно осуществляться за счет языков национальных меньшинств.
"Хотя предоставление ученикам достаточных возможностей для обеспечения свободного владения государственным языком является законной целью Управление верховного комиссара по правам человека (УВКЧП) считает, что это не должно осуществляться за счет обучения языками меньшинств", - говорится в 20-м докладе ООН по ситуации с правами человека в Украине, презентованном в Киеве во вторник.
Миссия отмечает, все предоставляемые учащимся права и возможности для свободного владения государственным языком должны применяться в недискриминационный способ.
"Это применяется, например, к праву национальных меньшинств изучать "один и более предмет" официальным языком ЕС. Это право недоступно национальным меньшинствам, родной язык которых не является официальным языком ЕС", - отмечается в докладе.
Согласно документу, новый закон устанавливает больше ограничений, поскольку нацменьшинства не могут иметь возможности учится на родном языке после завершения начального образования.
В докладе приводится решение Европейского суда по правам человека в деле "Кипр против Турции", в котором говорится, что норма о возможности обучения на родном языке на начальном уровне образования, но не на среднем, является нарушением права на образование.
Миссия обеспокоена, что новый закон может вызвать напряжение в украинском обществе и предлагает правительству "обеспечить применение гибкого подхода к формированию и реализации политики в сфере языков и образования".
Как сообщалось, 28 сентября вступил в силу закон Украины "Об образовании", который, среди прочего, определяет, что языком образовательного процесса в учебных заведениях является государственный язык, но в соответствии с образовательной программой могут преподаваться одна или несколько дисциплин на двух и более языках – государственном, английском, других официальных языках Европейского Союза. Лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, гарантируется право обучения на родном языке наряду с украинским языком в отдельных классах (группах) коммунальных учреждениях дошкольного и начального образования.
Министерство иностранных дел Венгрии 26 сентября заявило о намерении страны блокировать сближение Украины и ЕС из-за закона об образовании.
МИД Украины направило закон на экспертизу в Венецианскую комиссию.
8 декабря Министерство образования и науки Украины сообщило, что Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) не поддержала обвинения Венгрии в сужении прав национальных меньшинств в статье о языке обучения в законе Украины "Об образовании". Так, Венецианская комиссия заявила, что вопросы содержания и объема прав относятся исключительно к компетенции Конституционного суда Украины, а ряд вопросов касательно применения языков должен решаться специальными законами.
11 декабря в Минобразования Украины заявили, что благодарны Венецианской комиссии за работу по предоставлению выводов относительно соответствия языковой статьи украинского закона "Об образовании", готово имплементировать ее рекомендации и уже разработало три модели имплементации этой статьи в законе "Об общем среднем образовании".