18:00 30.07.2018

Искусственное регулирование аптечных сетей не улучшит доступ к лекарствам

6 мин читать
Искусственное регулирование аптечных сетей не улучшит доступ к лекарствам

Искусственное регулирование аптечных сетей не приведет к повышению качества аптечной услуги и улучшению доступа к лекарствам, поэтому к изменению в нормативной базе, регулирующей деятельность аптек, нужно подходить взвешенно, считают отпрошенные агентством "Интерфакс-Украина" юристы.

Комментируя положения законопроекта №8591 о внесении изменений в закон "О лекарственных средствах" относительно обеспечения экономической конкуренции и защиты прав пациентов при осуществлении розничной торговли лексредствами, юрист К.A.C. Group Ольга Ефименко, в частности, отметила: "Введение некоторых положений этого законопроекта будет способствовать ликвидации монополии со стороны крупных аптечных сетей, поможет развитию стабильной и рациональной конкуренции на рынке".

По ее мнению, предусмотренное законопроектом сокращение максимального количества аптек в составе одного юрлица на территории каждой области Украины является "в определенной мере позитивным изменением".

"Позитив в том, что это позволит раздробить крупные сети, которые монополизируют рынок, продают только те препараты, которые им интересны, и ставят неконкурентные цены. Такие сети чаще всего открывают рядом еще одну свою, соответственно, не допуская территориально какой-либо альтернативы, чтобы клиент не мог пойти в соседнюю и купить тот препарат, который он действительно хочет, а не его аналог, который предлагает эта сеть, или сделать покупку по более выгодной цене", - считает юрист.

По мнению О.Ефименко, такое ограничение будет также выгодным и для производителей лекарств, "так как у них будет больше каналов продаж своих препаратов, отказ одной сети не приведет к спаду бизнеса, поскольку больше не будет крупных заказчиков, которые единолично занимают более 10-15% рынка".

Вместе с тем юрист также отметила негативные последствия заложенной в законопроекте философии борьбы с крупными аптечными сетями.

"Индивидуализация субъектов розничной торговли, ее дробление на более мелкие субъекты и отсутствие идентификации даст возможность выживать недобросовестным операторам рынка, предоставляющим услуги сомнительного качества, а зачастую именно через эти аптеки идет реализация фальсификата", - сказала она.

При этом юрист отметила, что предусмотренная законопроектом норма о введении максимального количества аптек в сети "конкурирует с требованием каждого юридического лица иметь в составе своих учредителей не меньше трех человек".

"Нет совершенно никакой экономической необходимости управлять таким небольшим бизнесом троим собственникам, учитывая, что чаще всего еще нанимаются отдельно менеджер, бухгалтер и обязательно провизоры. Такое требование приведет к уничтожению положительного эффекта нововведения с дроблением сетей и ожидаемого роста среднего класса. Нужно оставить что-то одно: либо разрешить одному человеку организовывать юридическое лицо с ограниченным количеством точек, либо расширять допустимое количество аптек в одной сети ", - сказала она.

По мнению О. Ефименко, запрет участника (акционера, основателя) такого юрлица быть коммерческим агентом или управителем другого юридического лица, осуществляющем хоздеятельность в розничной и оптовой торговле лечебными средствами, при введении количественного ограничения аптек в собственности одного юридического лица "не будет иметь какого-либо видимого эффекта, поскольку влияния на всеобщую рыночную конкуренцию не будет".

Комментируя предусмотренную в законопроекте норму относительно требования к собственникам аптечных сетей иметь фармацевтическое образование, юрист отметила, что распространение этого требования на физлиц-предпринимателей имеет смысл только в случае, если физлицо-собственник хочет не только управлять экономическими вопросами, но и участвовать в процессе обслуживания клиентов и продаже лекарственных средств.

"В отношении юридических лиц это требование абсолютно лишнее. Учредители компаний чаще всего занимаются именно экономическо-финансовой частью своего предприятия и при этом обязательно нанимают квалифицированных провизоров с фармобразованием, которые отвечают за безопасность услуг и товара", - сказала она, отметив, что собственники аптек закупают товар у производителей, которых одобрили госорганы Украины.

Вместе с тем О. Ефименко считает, что подобное требование будет иметь и некоторые негативные последствия, в частности, ограничение конкуренции путем запрета большей части предпринимателей заниматься хоздеятельностью в этой сфере, а также приведет к оттоку инвестиций, банкротству многих предприятий и временным затратам на учреждение новых.

"Это кардинальное изменение на сложившемся рынке, подходить к его внедрению нужно очень обдуманно, не спеша во избежание разрыва между спросом и предложением на фармрынке", - сказал она.

В свою очередь, юрист юрфирмы "Ильяшев и Партнеры" Ирина Кириченко, комментируя положение о наличии фармобразования у владельца аптечного предприятия, отметила, что в настоящее время такое требование касается только заведующих аптечных предприятий, "поэтому сегодня мы имеем ситуацию, когда один провизор занимает должность заведующего сразу несколько аптек", - сказал она.

"Обычно такие отдельные факты не вызывают вопросов во время проверок аптек контролирующими органами. В то же время многочисленные выпускники фармвузов не идут работать "первостольниками" непосредственно с потребителями, поэтому нас как пациентов обслуживают обычные продавцы, которые не могут подсказать экономный аналог известного фармбренда или по телефону ответить на вопрос о наличии в аптеке тех или иных лекарств", - сказала она.

Вместе с тем юрист подчеркнула, что существующее во многих странах требование профобразования для владельца аптечного предприятия (или сети аптек) без введения переходного периода для его получения может "выглядеть как средство для "отжима" бизнеса у владельца аптечного предприятия, который инвестировал в его развитие".

При этом юрист отметила тенденцию более активной защиты аптечными предприятиями своих прав даже в судебном порядке.

Руководитель практики фармацевтического права и здравоохраненияюрфирмы "ЕПАП Украина" Виктория Подворчанская подтвердила, что ограничения по кругу собственников аптечных учреждений, своего рода концепция "аптека для аптекарей", существуют в ряде европейских стран.

"Такие ограничения направлены на недопущение монополизации рынка, поддержку развития аптеки как учреждения здравоохранения и сохранение семейного аптечного бизнеса. Предлагаемые законопроектом в этой части изменения несколько напоминают регулирование, введенное в Польше в 2017 году", - сказал она, вместе с тем отметив, что даже в Европе подобные ограничения вызывают серьезные дискуссии, в том числе с точки зрения их влияния на конкуренцию, свободу торговли и движение капитала.

Кроме того, требование, что собственником аптеки (в качестве физического лица-предпринимателя либо участника юрлица) может быть исключительно лицо с дипломом о высшем фармацевтическом образовании, потенциально может закрыть аптечный бизнес для иностранных инвесторов.

"Подобные серьезные ограничения нуждаются во внимательной оценке как с точки зрения их влияния на рынок, так и соответствия международным обязательствам Украины", - резюмировала В.Подворочанская.

Как сообщалось, группа народных депутатов инициирует уменьшение концентрации аптечных учреждений по территориальному признаку с целью создания сбалансированных финансовых условий для всех участников рынка. В частности, нардепы предлагают ввести норму, в соответствии с которой лицензия на осуществление розничной торговли лекарственными средствами не может быть выдана в случае, если на день подачи заявления расстояние по прямой линии от запланированного местонахождения аптечного учреждения к ближайшей аптеке составляет менее 500 м. Норма не распространяется на аптеки и их структурные подразделения, которые создаются для работы в лечебно-профилактических учреждениях.

Соответствующий законопроект №8591 о внесении изменений в закон "О лекарственных средствах" относительно обеспечения экономической конкуренции и защиты прав пациентов при осуществлении розничной торговли лексредствами зарегистрирован в Верховной Раде 12 июля. Среди его инициаторов - члены парламентского комитета по здравоохранению Ольга Богомолец ("БПП"), Ирина Сысоенко ("Самопомич"), Андрей Шипко ("Видродження") и Олег Мусий (внефракционный).

Ранее Аптечная профессиональная ассоциация Украины (АПАУ) выразила мнение, что данная инициатива депутатов не приведет к снижению цен на лекарства.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА