Медицина

Производители в Украине продолжают использовать уже зарегистрированные конкурентами торговые марки для вывода на рынок своего товара

Украинские суды могут выносить противоречащие друг другу решения относительно общеизвестности и общеупотребимости торговых марок, что сохраняет возможность использования этих инструментов патентного права в качестве метода недобросовестной конкурентной борьбы, считают опрошенные агентством "Интерфакс-Украина" юристы.

Руководитель практики интеллектуальной собственности юридической фирмы "ЕПАП Украина" Тарас Кислый отмечает, что более распространенной является практика признания торговых марок хорошо известными, при этом дела об общеупотребимости торговых марок менее распространены.

Юрист пояснил, что хорошо известная торговая марка - обозначение, которое известно всем и каждому в отношении определенного товара, но если у такой хорошо известной торговой марки есть оппонент, то его позиция может состоять в том, что такая торговая марка, на самом деле, общеупотребима, то есть товар разных производителей потребители называют одинаково.

"Классический пример - термос: некогда торговая марка определенной компании стала общеупотребимой, когда всю термосберегающую посуду определенного вида потребители начали называть термос. Термос стал общеупотребимым обозначением, которое не выполняет роль торговой марки - отличать товары одних лиц от товаров других лиц - следовательно, не может охраняться и не может быть признан общеизвестной торговой маркой", - сказал он.

В юридической практике Т.Кислый отметил два подхода к решению потенциальных конфликтов вокруг торговых марок. Первый – признание торговой марки хорошо известной в качестве предупредительной меры без наличия конкретной конфликтной ситуации.

"В таком случае столкновение хорошо известная/общеупотребимая происходит достаточно редко. Другое дело, если общеизвестность - это инструмент решения уже существующего конфликта. В таком случае, ответ на признание торговой марки хорошо известной почти всегда следует требование об отмене такой защиты на основании общеупотребимости названия. Особенно это актуально в отношении брендов, использовавшихся с советских времен", - сказал он.

Юрист назвал неоднозначной судебную практику относительно хорошо известных торговых марок.

"Бывали случаи, когда суды умудрялись принимать решения, которые устанавливали общеупотребимость обозначения, не отменяя при этом его охрану как обозначения хорошо известного. Это, безусловно, правовой нонсенс. Но нужно отметить, что наиболее распространенным является объективная оценка ситуации в поддержку той или иной позиции - торговая марка либо признается хорошо известной и охраняется, либо признается общеупотребимой и всякую охрану теряет", - сказал он.

По оценке Т. Кислого, наиболее часто конфликтные ситуации вокруг известности торговых марок возникают относительно продуктов массового потребления – продуктов питания, лекарств, алкоголя, одежды, бытовой техники. В качестве наиболее ярких примеров юрист назвал признание общеизвестным обозначением "КИЕВСКИЙ ТОРТ", когда заявитель смог отстоять свои права в этом споре и закрепить исключительное право на использование своего обозначения, а также длящийся до настоящего времени спор вокруг обозначения "КОРВАЛОЛ" и оппонирующего обозначения "КОРВАЛОЛ ДАРНИЦА".

При этом юрист отметил, что, в целом, нормативная база Украины, регулирующая данную сферу, соответствует международным подходам, "но дьявол кроется в деталях, и в правоприменении".

"Что касается деталей, то положения профильного закона недостаточно однозначно прописаны, как и вспомогательная нормативная база. Что касается правоприменения, то оно бывает весьма спорным", - подчеркнул Т.Кислый.

С ним согласна и юрист юридической фирмы "Астерс"Марьяна Полищук.

"В целом, законодательство Украины в указанных вопросах соответствует нормам международного законодательства, в частности, Парижской конвенции об охране промышленной собственности, Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Скорее, перед нами стоит задача развивать и усовершенствовать правоприменительную практику", - сказал она.

Юрист отметила существование двух способов признания торговой марки хорошо известной: административный (путем обращения в Апелляционную палату Министерства экономического развития и торговли Украины) и судебный.

При этом, по словам М.Полищук, административный порядок используется гораздо чаще. Так, согласно общедоступной базе данных Государственного предприятия "Укрпатент" в административном порядке признаны хорошо известными 133 торговые марки, а в судебном – лишь 40.

"Судебный порядок обычно применяется в случае спора, так как он дает истцу возможность получить решение как о признании торговой марки хорошо известной, так и о прекращении нарушения прав на такую торговую марку, в одном процессе", - сказала она.

По наблюдениям эксперта, за последнее время получением статуса общеизвестных для своих торговых марок более всего был обеспокоен алкогольный бизнес. Так за 2017 и начала 2018 года хорошо известными признаны 34 торговые марки, из них 14 торговых марок (в том числе 8 - в судебном порядке) для алкогольной продукции.

В то же время, по словам юриста, споры о признании торговых марок общеупотребимыми, как правило, касаются признания недействительными неправомерных регистраций (если торговая марка была общеупотребимой на дату подачи заявки) или прекращения регистраций торговых марок, которые стали общеупотребимыми вследствие использования. Яркими примерами общеупотребимых обозначений могут быть Pampers, Xerox, Linoleum, Cellophane.

"Признание активно используемой торговой марки хорошо известной может защитить ее от утраты различительной способности и, как следствие, признания ее общеупотребимой, поскольку грань между данными видами торговых марок иногда бывает тонкой. Например, в Украине хорошо известными признаны торговые марки "Аспірин"и "Aspirin"для обезболивающих, жаропонижающих, противовоспалительных, анти-агрегационных лекарственных средств. С другой стороны,  в США обозначение "Aspirin" признано общеупотребимым для ацетилсалициловой кислоты - лекарственного средства, оказывающего обезболивающее, жаропонижающее, противовоспалительное действие", - рассказала М.Полищук.

Старший  юрист юридической фирмы Ario Елена Дынник обратила внимание, что признание торговой марки хорошо известной в судебном порядке является эффективным способом защиты нарушенных прав интеллектуальной собственности.

"Как следствие, признание торговой марки хорошо известной по ранее принятым судебным решениям будет иметь приюдиционное значение при решении следующих споров о прекращении нарушения прав на хорошо известную торговую марку в случае их нарушения со стороны других лиц, и может использоваться также в качестве доказательства и в других странах", - сказала она.

Е.Дынник также отметила, что количество торговых марок, признанных общеизвестными по решению судов, с каждым годом увеличивается.

"Подавляющее большинство судебных споров касается признания хорошо известных торговых марок в сфере лекарственных средств, алкогольных напитков, печатных изданий, компьютерных программ, модной одежды и парфюмерии, автомобили, питание и тому подобное. Наибольшее количество судебных решений вынесено Соломенским районным судом Киева и Хозяйственным судом Киева", - рассказала Е. Дынник.

В свою очередь, руководитель юридического департамент ПАО "Фармак" Дмитрий Таранчук отметил, что практика признания торговой марки хорошо известной в Украине развивается с начала 2000-х годов, и в настоящее время в Украине в классе "фармацевтические препараты и лекарственные средства" зарегистрировано 23 хорошо известных торговых марки. В частности, в портфеле торговых марок ПАО "Фармак"зарегистрированы четыре хорошо известных торговых марки – "КОРВАЛОЛ", "ВАЛИДОЛ", "АМИЗОН"и "КОРВАЛОЛ CORVALOLUM".

При этом юрист считает, что практика признания торговой марки общеупотребимой не особо распространена в Украине, "но часто используется недобросовестными компаниями для конкурентной борьбы, чтобы получить возможность выйти на рынок с товаром, который обозначен зарегистрированной другой компанией торговой маркой".

В то же время, признание торговой марки хорошо известной, по словам Д.Таранчука, предоставляет ее собственнику ряд привилегий и возможностей, в частности, бессрочный срок правовой охраны, распространение правовой охраны на неоднородные товары и услуги.

Он также отметил, что преимуществом хорошо известной торговой марки является повышение общей стоимости торговой марки, как нематериального актива.

При этом Д.Тарачук обратил внимание, что проблема охраны и защиты торговых марок является одной из распространенных на фармацевтическом рынке.

"Некоторые производители выбирают такие обозначения на новые лекарственные средства, которые схожи до степени смешения уже с зарегистрированными обозначениями, при этом недобросовестные производители лекарств, хотят паразитировать на уже известном обозначении и не вкладывать в разработку и продвижения собственного бренда", - сказал он.

Основным механизмом защиты торговой марки Д.Таранчук назвал судебный – обращение с исками о защите прав на торговую марку и наложение запрета нарушителю использовать зарегистрированное обозначение в своей хозяйственной деятельности.

"В тоже время злоупотребление правом на безосновательное оспаривание хорошо известных торговых марок ведет к тому, что под угрозу признания недействительными могут попадать хорошо известные в мировом масштабе торговые марки, а также ставиться под сомнение сам институт хорошо известной торговой марки, что в свою очередь приведет к нарушению принципов, взятых на себя Украиной согласно Соглашения об Асоцииации с ЕС", - подчеркнул юрист.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ