Интерфакс-Украина
15:51 06.06.2025

Предложенное требование раскрытия маркетинговых договоров вызывает недоумение среди международного фармсообщества - Санофи

4 мин читать
Предложенное требование раскрытия маркетинговых договоров вызывает недоумение среди международного фармсообщества - Санофи

Предложенное Министерством здравоохранения требование полного раскрытия содержания маркетинговых договоров с аптеками вызывает недоумение среди международного фармацевтического сообщества, сообщила менеджер по связям с органами государственной власти "Санофи" в Украине Наталья Барановская.

"Такой пункт нового порядка (предложенного Минздравом - ИФ-У), как полное раскрытие маркетинговых договоров, вызвал значительное удивление среди международного фармацевтического сообщества. Мы специально проанализировали соответствие предложенных норм европейской практике, в частности, во Франции, и не обнаружили аналогичных требований по обязательному раскрытию детальной коммерческой информации, в том числе и для производителей ОТС-препаратов", - сказала она агентству "Интерфакс-Украина", комментируя предложения Минздрава по урегулированию маркетинга на фармацевтическом рынке.

Барановская отметила, что "фактически на фармоператоров рынка накладывается обязанность подавать в Гослекслужбу подробную информацию о каждом заключенном маркетинговом договоре и услугах продвижения с последующей ее публикацией для широкой общественности".

"Такая практика не является типичной для стран ЕС, а сама информация имеет признаки коммерческой чувствительности, которая не подлежит открытому разглашению", - сказала она.

Эксперт отметила, что на сегодня финальный текст предложенных Минздравом правил маркетинга лекарственных средств Минздравом по состоянию на 5 июня не обнародован, впрочем "были неоднократные обсуждения".

Она также подчеркнула, что "Санофи" работает в рецептурном сегменте, в котором "вопрос ограничения маркетинговых платежей в процентном выражении в целом не является актуальным".

"Мы не заказываем никакой маркетинговой деятельности и услуг по продвижению лекарственных средств, других услуг, связанных с реализацией лекарственных средств конечному потребителю в местах осуществления розничной торговли лекарственными средствами, то есть в аптеках", - сказала она.

Кроме того, Барановская отметила, что полный запрет маркетинга на розничном фармрынке действует с марта.

"Мы имеем три месяца полного отсутствия маркетинговой активности в аптеках. Поэтому, прежде чем внедрять новые подходы, целесообразно проанализировать причинно-следственные связи и экономические последствия уже действующих ограничений", - сказала она, комментируя влияние маркетинговых ограничений на цены на лекарства.

Со своей стороны, руководитель юридического департамента "Санофи" в Украине Александр Янев, отметил, что "отношение категории "услуги по продвижению" к взаимоотношениям между производителями и аптечными учреждениями является концептуально ошибочным", а "введениенового регулирования относительно обязанностей субъектов хозяйствования в сфере реализации лекарственных средств, в частности, определение терминов "услуги по продвижению" и "договоры, предметом которых является предоставление услуг по продвижению", являются терминологически неопределенными и юридически несогласованными, все это "вызывает обоснованное беспокойство у профессионального сообщества".

"Формулировки, закрепленные в законе (о лекарственных средствах - ИФ-У), противоречат базовым принципам отраслевого регулирования. В частности, в действующей практике осуществления промоционной деятельности заключение договоров с аптечными учреждениями не является необходимым или нормативно предусмотренным. Промоция лекарственных средств по своей сути - это системная деятельность медицинских представителей фармкомпаний для информирования профессиональной аудитории, а не для предоставления услуг, которые могли бы быть формализованы в хозяйственно-договорном поле между аптеками и производителями", - сказал он.

Янев подчеркнул, что "европейская регуляторная традиция четко разграничивает продвижение и маркетинг".

Вместе с тем, в добросовестной практике (goodpractics - ИФ-У) продвижение предусматривает профессиональное взаимодействие исключительно с врачами и фармработниками, зато пациент как адресат информации исключается, а реклама к этой деятельности не относится. При этом вопрос промоционной деятельности уже урегулирован в законе "О лекарственных средствах" № 2469-IX от 28 июля 2022 года, который, хотя и не введен в действие, является более продуманным в части определений и принципов взаимодействия. Кроме того, Минздрав разрабатывает руководство по надлежащей практике продвижения, которое гармонизировано с европейскими подходами.

По оценке Янева, последние редакции проекта Порядка предоставления маркетинговых услуг и услуг по продвижению, связанных с реализацией лекарственных средств в местах розничной торговли, которые предусматривают ограничение расходов производителей/импортеров на основании договоров с аптеками до 2% объема реализации, только усложняют правоприменение, не решая никакой практической проблемы.

"Более того, оно создает правовую фикцию: аптека становится поставщиком "промоутерской услуги", которая не соответствует ее функциональному статусу", - сказал он.

Янев подчеркнул, что "применение категории "услуги по продвижению" к взаимоотношениям между производителями и аптечными учреждениями является концептуально ошибочным".

"Оно не только не соответствует устоявшейся профессиональной практике, но и создает новые риски - как правовые, так и комплаенс-риски. В долгосрочной перспективе такое регулирование потребует коррекции или гармонизации с уже принятыми, но еще не действующими нормативными актами", - сказал он.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ПОСЛЕДНЕЕ

Правительство разрешило продажу лекарств на АЗС - Минздрав

Кабмин возложил исполнение обязанностей главы Гослекслужбы на заместителя главы Короленко

НСЗУ ожидает продолжения экспериментального проекта зубопротезирования для военных

Мобильные реабилитационные команды УКК за год осуществили более 9000 выездов

УКК провел первый Всеукраинский форум по укреплению здоровья

Кличко показал, как за год обновилась медицина в Киеве

НСЗУ зафиксировала переход от единичных к системным нарушениям при оказании хирургической и стационарной медпомощи - мониторинг

Клиника Lita Plus планирует внедрить новые методики маммопластики

В Киеве с 1 января по инициативе Кличко начнет работать персональное медицинское сопровождение ветеранов - КГГА

НСЗУ начала прием заявок для контрактирования на 2026 год еще по трем по пакетам

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА