16:00 16.10.2023

Гендиректор МТСБУ Берназюк: Возглавить Моторное бюро для меня — это вызов к глобальным изменениям и улучшению обслуживания рынка страховых услуг

9 мин читать
Гендиректор МТСБУ Берназюк: Возглавить Моторное бюро для меня — это вызов к глобальным изменениям и улучшению обслуживания рынка страховых услуг

Эксклюзивное интервью генерального директора Моторного (транспортного) страхового бюро Украины Александра Берназюка информационному агентству "Интерфакс-Украина".

 


- Почему вы решили возглавить Моторное бюро именно сейчас?

- Сейчас наступил период неотложных перемен не только для нашей страны, но и для рынка страховых услуг. Соответствие европейским стандартам, необходимость цифровой трансформации и изменение устоя страхового рынка на более прогрессивный и клиентоориентированный - это то, что драйвит (мотивирует) меня уже более 19 лет. Возможность стать руководителем Бюро для меня — это вызов к глобальным изменениям и улучшению обслуживания рынка страховых услуг, поэтому решение участвовать в конкурсе на эту должность принималось без каких-либо сомнений.

Почти 90% моего профессионального стажа пришлось на изучение страхового дела. Мне повезло пройти путь от обычного страхового агента до владельца собственной страховой компании, и теперь я обладаю более чем достаточной экспертизой в страховом деле, зная все проблемы участников рынка изнутри.

Кроме того, есть опыт создания успешных ИТ-продуктов в сфере юриспруденции и систематизации бизнес-процессов в других смежных отраслях. Также активно развиваюсь в научной сфере, обладаю профильным юридическим образованием и степенью доктора наук в этой области.

Уверен, что синергия моего айтишного опыта и страхового бэкграунда, плюс понимание юридических процессов, поможет внести качественные изменения в работу Моторного бюро, и в целом рынка страхования ОСАГО.


- Раньше вы общались с МТСБУ с позиции компании-члена объединения. Было что-то такое, что вам мешало в работе и вы хотели бы изменить в деятельности Бюро. Если да, то что?

- Многие ассоциируют Моторное бюро с государственным учреждением и связывают его с избыточной бюрократией, которая присутствует во всех его процессах. Это первое и ключевое, чтобы мне хотелось изменить! Моя цель — разрушить этот стереотип и показать, что МТСБУ представляет собой сервисную организацию, действующую для потребителей финансовых услуг и страховых компаний, которые являются учредителями.

Второе – это открытость и прозрачность предоставления информации, как о деятельности рынка в целом, так и в разрезе страховщиков, и отдельно работы Моторного бюро. Для меня неприемлемо, что участники рынка, которые по большому счету, являются "акционерами" бюро, должны выпрашивать необходимую им информацию и ждать, когда ее предоставят. Поэтому одна из приоритетных задач для нашей новой стратегии – это прозрачный и быстрый обмен необходимой информацией.

Третья задача – улучшить систему информационной безопасности в бюро и внедрить современные процедуры реагирования на инциденты кибератак.

Четвертая задача – это оптимизация процессов функционирования бюро, ведь сейчас МТСБУ выполняет множество функций, которые не регламентированы его статутом, что существенно ухудшает эффективность работы всей организации.

Считаю, что основная задача бюро, как ассоциации, качественно осуществлять свои основные функции: гарантийную, информационную, представительскую и функцию управления резервами.


- Что для этого необходимо сделать?

- Во-первых, стремление к упрощению и автоматизации всех процессов в работе Моторного (транспортного) страхового бюро Украины — это основная цель. Доступность информации для пользователя должна быть реализована по принципу "в два клика": посетитель заходит на сайт, вводит запрос, и моментально получает ответ.

Во-вторых, я стремлюсь к ясной и понятной коммуникации с потребителями, а главное — скорость в предоставлении им решения. Важно стандартизировать процессы в бюро и предложить понятный список документов для пострадавших, который им необходимо предоставить. Ведь в этом направлении есть проблемы с качеством сервиса, особенно это касается выплат за компании давно покинувших рынок, и по которым МТСБУ еще не завершило свои гарантийные обязательства.

Я благодарен членам президиума, которые поддержали инициативу дирекции бюро об изменения порядка возврата дополнительных гарантийных взносов страховщиков из фонда защиты пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, что позволяет существенно усилить гарантийную функцию МТСБУ и улучшить процесс возмещения убытков пострадавшим в ДТП за компании, которые вышли из ассоциации, не дожидаясь долгих процедур банкротства и ликвидации.


- Т.е. МТСБУ решило не дожидаться принятия нового закона об ОСАГО, где эта норма закреплена, и ввести ее в действие?

- Новый закон предусматривает полные выплаты за компании, которые стали банкротами, уже на следующий день после их ухода с рынка. Утвержденный подход предусматривает осуществление выплат исключительно в пределах остатка централизованных фондов МТСБУ для конкретного страховщика, который вышел из состава членов бюро. При этом важно, чтобы данная компания не находилась в процессе банкротства или ликвидации. Однако новый закон не устанавливает таких требований.


- Как вы относитесь к прямому урегулированию, непопулярному у страховщиков, но необходимому для их клиентов?

- Действительно, в настоящее время прямое урегулирование убытков не является особо популярным выбором среди страховых компаний. Тем не менее, не вызывает сомнений, что для потребителей страховых услуг это представляет собой значительный плюс. В контексте прямого урегулирования клиент может ориентироваться не только на цену, не поддаваясь однозначным рекомендациям или эмоциям, а принимать решение, основываясь на доверии и качестве урегулирования конкретной страховой компании. Это особенно важно, поскольку клиент обращается к ней в случае наступления страхового случая.

Надеемся, что новый закон об ОСАГО, закрепляющий обязательность прямого урегулирования, будет принят в текущем году. На практике показатели прямого урегулирования выше, чем средние по рынку. Например, сроки выплат сокращаются более чем в два раза, при этом средний убыток аналогичен общему рыночному показателю.


- А уже определен механизм работы этой системы? Ведь не секрет, что действующий не очень устраивает страховщиков, и некоторые компании вышли из системы прямого урегулирования.

- На сегодняшний день прямое урегулирование является добровольным, но после принятия закона станет обязательным. Сейчас участниками системы являются девять страховых компаний из 35 работающих на рынке ОСАГО. Чтоб система прямого урегулирования работала качественно, как к потребителю услуг, так и к страховой компании, в ней должны работать все члены МТСБУ.

Будет оно функционировать в том виде, в котором есть сегодня, или другом, пока не знаю. Это как раз задача дирекции и членов бюро: либо оставить действующий, либо предложить более совершенный механизм. Национальный банк, тоже, наверное, привнесет свое видение.


- Давайте теперь немного поговорим о МТСБУ. Что нового ему ждать под вашим руководством?

- Мы провели ряд подготовительных действий к внедрению новой стратегии развития Бюро. По решению координационного совета, функции которого выполняет на сегодняшний день НБУ, было проведено два аудита: IТ-аудит по кибербезопасности и аудит по бизнес-процессам, отчасти они были связаны с корпоративным управлением. Аудиты проводила компания "большой четверки", и мы учли ее рекомендации.

Мы утвердили новую организованную структуру МТСБУ на президиуме, и здесь будут новшества: структура приведена в соответствие с требованиями действующего закона и с учетом норм нового/будущего закона. Конечно же, основные изменения связаны с открытостью и доступностью информации. Сейчас создается информационный центр, в полномочиях которого внедрение процессов автоматизации, вместе с IТ-управлениям.

Вторым важным направлением развития является IT-блок. Ожидаются качественные улучшения работы веб-ресурсов и интеграция более новых инструментов для работы с клиентами.

В контексте организационных издержек ничего не изменится. Мы не затрагиваем существенно штат, который занимается управлениями фондами Моторного бюро, и блок регламентных выплат, поэтому мы гарантируем стабильную работу бюро, даже в период военного времени, когда количество обращений ежедневно растет.

Гарантийная функция остается для нас основным приоритетом!


- Т.е. можно сказать, что теперь централизованная база МТСБУ будет надежно защищена от кибератак и ситуация, сложившаяся в январе 2022 года, когда она временно прекратила работу, не повторится?

- После данной ситуации бюро предприняло несколько важных шагов для обеспечения безопасности данных. В первую очередь, было принято решение о переносе хранения всех данных в облако, что значительно повысило уровень кибербезопасности. Ранее данные хранились на локальных серверах бюро, находившихся у провайдера на территории Украины.

Вторым важным шагом стало внедрение системы бэкапирования, то есть создание резервных копий, которые хранятся независимо от основных баз данных. Это обеспечивает дополнительный уровень защиты информации.

Третий шаг включает в себя разработку проекта комплексных мероприятий, в частности, выполнение рекомендаций аудита по кибербезопасности на 2023-2024 годы.

Национальный банк и президиум Моторного бюро ставит перед нами задачи развивать этот блок и существенно усилить кибербезопасность Бюро и защищенность информации, хранящейся в Центральной базе данных.


- Еще одна проблема, которая волнует участников рынка ОСАГО: хватит ли средств у МТСБУ для выплаты за граждан льготных категорий, количество которых значительно увеличилось в период войны?

- На сегодняшний день бюро выплачивает в полном объеме за всех граждан льготной категории, которые по закону освобождены от обязанности заключать договор страхования ОСАГО, но стали виновниками ДТП.

Для выполнения этой и других функций бюро, закрепленных законом, отчисления страховщиков в Фонд защиты пострадавших бюро (именно из него делаются регламентные выплаты) были увеличены до 5% общей суммы премий каждого страховщика. По расчетам бюро, до конца текущего года этого будет достаточно для выплат. Все выплаты из фондов Бюро производятся своевременно, в течение 90 дней, как того требует действующий закон об ОСАГО. Для понимая, в этом году общий бюджет регламентных выплат будет составлять более 400 млн грн.

Действительно, объемы выплат за "льготников" постоянно растут, пик пришелся на конец 2022-го и первый квартал 2023 года. Они составляют, примерно, 18% общей суммы выплат из фонда защиты потерпевших, но основные выплаты приходятся на категорию водителей, которые на момент ДТП не имели полиса ОСАГО. При рассмотрении перспективы возможным выходом из ситуации является постоянное повышение взносов страховщиков в фонды Бюро, разработка нового механизма мониторинга наличия страхового полиса и вступление в силу нового закона об ОСАГО.


- С началом войны резко возросли объемы продаж "Зеленой карты". Хватит ли у МТСБУ и страховщиков средств для выплат, поскольку это "долгоиграющий" вид страхования, когда выплаты по травмам могут приводиться годами?

- Действительно, объемы заключенных договоров по "Зеленой карте" существенно возросли, превысив показатели до начала полномасштабного вторжения более чем в два раза. Тем не менее, мы не сталкиваемся с проблемами выплат. Во-первых, на данном рынке действует 11 страховых компаний-полноправных членов МТСБУ, которые стабильно осуществляют отчисления в фонды бюро для своевременных выплат. Во-вторых, существует проект администрирования украинской "Зеленой карты" (ПАУЗК), предусматривающий обязательное перестрахование рисков данного вида и полное администрирование процесса урегулирования убытков со стороны бюро. Все компании обязательно перестраховывают риски по "Зеленой карте".

Бюро тщательно контролирует все резервы по "Зеленой карте", так как является гарантом выплат по ней. Мы сотрудничаем с международным брокером, обеспечивающим сопровождение перестраховочных программ от высокорейтинговых международных перестраховочных компаний. Эта система тщательно продумана и обеспечивает надежный контроль.


- Каким вы видите МТСБУ через год под вашим руководством?

- Открытой, клиентоориентированной сервисной организацией, оснащенной современными IT-технологиями, позволяющими страховщикам предоставлять услуги информационного обеспечения, управления резервными фондами, администрированием убытков, выполнение других функции. Для потребителей — организацией, которая качественно осуществляет свою основную гарантийную функцию.

Очень надеюсь, что новый закон об ОСАГО, который в ближайшие месяцы будет принят, в этом нам поможет.

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Минэкономики и Минобороны еще работают над регламентом передвижения перевозчиков за пределы области – вице-президент АсМАП

Председатель АПЛУ: Никакой поддержки украинского экспорта на уровне государства нет

ЕИБ в рамках Ukraine Facility привлечет от EUR2 млрд на инфраструктурные проекты, поддержку частного сектора и консультационные услуги – президент Группы ЕИБ

Решения ВВК о признании непригодными согласовывают штатные ВВК, находящиеся в сфере координации Минобороны - Карчевич

В Украине уже установлено десятки МВт газовой генерации, но нам нужны тысячи - директор Центра исследований энергетики

Внедрять проекты восстановления можно быстро, однако необходимо создать условия для улучшения ESG-стандартов через 5-10 лет – партнер iC consulenten Маркус Квернер

В поисках виновных в прорыве границы в Харьковской области изучаем секретные документы - первый заместитель директора ГБР

Туризм - один из самых мощных видов оружия в арсенале мира - президент и СЕО WTTC Джулия Симпсон

Полицейские вправе потребовать военные документы, но не вручать повестку, домой могут прийти, если военнообязанный в розыске, – глава Нацполиции Украины

Пережитый всеми в начале полномасштабного вторжения шок эволюционировал в новый уровень коммерческих отношений - президент "Киевстара"

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА