Интервью

Начальник департамента Huawei Consumer BG в Украине: Мы планируем занять второе место на рынке смартфонов уже в этом году

Эксклюзивное интервью руководителя департамента Huawei Consumer Business Group в Украине Кевина Чжоу агентству "Интерфакс Украина"

Давно хотелось поговорить о продуктовой составляющей рынка мобильной связи в Украине. Сегодня активная абонентская база мобильных операторов Украины по разным оценкам составляет от 50 до 55 млн sim-карт. При этом проникновение смартфонов в сетях тройки крупнейших мобильных операторов составляет от 35% до 71%. Как вы оцениваете объем рынка смартфонов в Украине? Какова реальная доля проникновения смартфонов в стране и какую долю занимает Huawei на этом рынке?

Что касается проникновения смартфонов, по данным исследований третьих сторон, в Украине на конец 2017 года проникновение смартфонов составляло менее 40%. По сравнению с такими странами как Польша, Швейцария и Саудовская Аравия, где проникновение смартфонов составляет около 70-80% – это очень низкий показатель. Но в тоже время – это очень хорошая возможность расти как для мобильных операторов, так и для вендоров пользовательского оборудования.

Мне очень странно слышать о 55 млн sim-карт при том, что все население Украины составляет немногим более 40 млн человек. Когда я приехал в Украину, для меня было большим сюрпризом, что здесь люди одновременно пользуются и обычным мобильным телефоном, и смартфоном. Я видел это всюду: на улице и в метро, в кафе и ресторанах. Даже руководители крупных компаний, с которыми я встречался во время переговоров, в вашей стране все пользуются двумя телефонами, чего я никогда не видел раньше ни в Латинской Америке, где провел достаточно много времени, ни в Китае. Обычно люди просто переходят с кнопочного телефона на смартфон, и дальше меняют свои телефоны на более современные.

При этом, по данным последней недельной панели, проведенной для нас третьими сторонами, доля Huawei на украинском рынке мобильных терминалов составляет около 20%, и это без учета саб-бренда Honor. Вместе с ним мы занимаем более 22% всего украинского рынка смартфонов.

И все же, как вы оцениваете рынок мобильных телефонов в Украине в количественном эквиваленте? Слишком много разных цифр поступает от разных компаний – хочется какой-то определенности…

Я предполагаю, что продажи смартфонов в Украине в этом году составят от 5,2 млн до 5,5 млн устройств. Но должен отметить, что мировой рынок смартфонов с 2016 по 2017 год показывает падение приблизительно на 3% в годовом эквиваленте. В Украине же этот рынок, напротив, растет, причем неплохими темпами. С 2014 года по 2017 год рост рынка смартфонов в Украине составляет около 20% год к году. И все игроки в этом сегменте ожидают, что количество проданных смартфонов на рынке Украины к концу 2018 года достигнет цифры в 5,5 млн. Мы также придерживаемся этой модели планирования.

2018 год можно назвать действительно революционным как с точки зрения технологий, так и с точки зрения развития рынка в целом. Развиваются не только технологии мобильной связи – в Украине в этом году наконец начали внедрять долгожданную 4G-связь – развиваются также технологии создания мобильных телефонов. К примеру, сегодня в тренде – Full View экран. Так называемые "безрамочные смартфоны" очень быстро покорили рынок и сегодня заставляют людей все чаще менять свои старые мобильные терминалы на более современные, удобные и технологичные.

Я знаю, что в мире вы вышли на второе место по продаже смартфонов в первом полугодии. А на каком месте вы сейчас находитесь на украинском рынке и с каким итогом планируете завершить год?

Я приехал в Украину в 2015 году и обещал, что за три года мы выйдем в топ-5 компаний по продажам смартфонов в Украине. Прошло три года, и мы сейчас находимся в первой тройке. И это я сейчас говорю исключительно о бренде Huawei. Но вместе с нашим саб-брендом Honor, который также находится под контролем материнской группы Huawei, мы планируем занять вторую позицию на рынке уже до конца текущего года. А на ближайшие три года у нас в планах – занять первое место в Украине по продажам смартфонов.

Считается, что в Украине очень низкая покупательная способность и потому очень низкий спрос на модели премиального и среднего класса. Как это отражается на модели работы вашей компании в Украине?

Спрос определяет наш бизнес. Мы всегда проводим маркетинговые исследования с целью понимать базовый спрос на рынке и корректировать под него наши предложения.

Когда мы проанализировали украинский рынок, мы поняли, что больше всего он напоминает нам пирамиду. Людей, которые могут покупать смартфоны по цене не дороже $200 – очень много. Гораздо больше, чем тех, кто может покупать продукцию в средней ценовой категории или премиальные модели. 80% всех мобильных терминалов, которые были проданы в Украине, находятся в ценовой категории до $300.

К примеру, в Саудовской Аравии рынок скорее напоминает песочные часы. Там очень много людей, покупающих дешевые мобильные терминалы, довольно мало тех, кто предпочитает средний ценовой сегмент и очень много премиум-пользователей.

В Польше, как в одной из наиболее близких к Украине стран, рынок смартфонов также отличается от украинского. Низкий сегмент не такой большой, как в Украине, но все же существует. Средний же сегмент (EUR200-400) довольно большой, более 30%. При этом объем рынка в сегменте выше EUR400 в Польше, как и в Украине, относительно невелик.

В этом году мы сменили принадлежность к региону внутри материнской компании, и сегодня принадлежим к региональной структуре Huawei "Центральная, Восточная и Северная Европа", в которую входит около 25 стран. Для более глубокого проникновения на украинский рынок мы разработали модель Huawei P smart+, которая  продается эксклюзивно в Украине. Мы считаем, что эта модель очень точно отображает украинский спрос – это селфиориентированный смартфон с четырьмя камерами, работающими под управлением искусственного интеллекта, с энергоэффективной платформой.

Вы упоминали о том, что в 2017 году базовый ценовой сегмент на украинском рынке составлял около 80%. Если сравнивать с более ранними годами, как развивался рынок в Украине? Осуществлялось ли перераспределение пользовательских предпочтений между ценовыми сегментами?

До 2015 года я работал в Латинской Америке, а потому могу говорить лишь о последних трех годах. В 2015-2018 годах технологии во всем мире очень активно развиваются, при этом в Украине их развитие и проникновение идут даже быстрее, чем во всем остальном мире. Люди становятся более открытыми ко всему новому – в частности, здесь мы можем судить как минимум по цветовым предпочтениям.

Потребительские предпочтения, конечно, менялись. В 2015 году самым популярным и самым большим был  сегмент менее 3 тыс. грн. Сегодня же, поскольку смартфоны становятся все более интеллектуальными и более способными справляться с множеством задач, потребители готовы потратить больше средств. В результате, самый большой сегмент уже переместился с 3 тыс. грн до 6 тыс. грн.

На каких рынках, помимо рынка потребительской электроники, вы присутствуете сегодня в Украине? Какой из них наиболее интересен для компании и почему?

Стратегия развития нашей компании направлена на три основных сегмента: операторский бизнес (Carrier BG), потребительская электроника (Consumer BG) и В2В решения (Enterprise BG). Наша стратегия заключается в объединении в экосистему "Облака, мобильные сети, устройства" и вся деятельность компании сегодня сосредоточена в этой стратегии.

В 2011 году наш непосредственный конкурент, компания Ericsson, продала свой потребительский сегмент и полностью сосредоточилась на операторских решениях. В то же время, Huawei решила развиваться по иной модели и создала потребительскую бизнес-группу. Более того, мы основали бизнес-группу для корпоративного сектора. Оба этих решения оказались выигрышными – сегодня мы занимаем существенный объем рынка по всем трем направлениям. Более того, компания выделяет около 15% прибыли на исследования и разработку. Более 80 тыс. (из 180 тыс.) сотрудников Huawei по всему миру заняты именно в R&D центрах.

В каких областях вы планируете расти и каким образом? Во что вы планируете инвестировать в ближайшее время?

В потребительском бизнесе мы планируем инвестировать в расширение линейки продуктов, представленных в Украине, в маркетинг и розничные сети.

В операторском бизнесе, как подсказывает мне мой коллега, планируем продолжать сотрудничество с основными игроками на рынке, предлагать им новые возможности для комплексного развития мобильной связи в Украине.

Планируете ли вы расширять сеть фирменных магазинов в Украине?

В первую очередь мы нацелены на улучшение качества работы в наших нынешних торговых точках. В то же время, для мест с хорошим трафиком мы готовы рассмотреть возможность открытия большего количества фирменных торговых точек.

Какие продукты являются наиболее продаваемыми в Украине и почему?

Как я уже говорил на примере смартфонов, в Украине наиболее востребованы продукты, продающиеся по оптимальной цене. При низкой покупательной способности украинцы, в то же время, предпочитают покупать технику последних поколений. Это во многом объясняется большим количеством т.н. Early Adopters среди украинской молодежи.

Не так давно компания Huawei отчиталась о том, что заняла первое место по продажам планшетов в Украине. Насколько этот рынок вообще жив, и кто является основной его целевой аудиторией?

Мы верим в рынок планшетов в Украине: большое население и заинтересованность жителей новыми технологиями не могут не вселять оптимизма. Планшеты – это не "большие смартфоны" и не "маленькие ПК". Это отдельная полноценная категория устройств, некоторые функциональные возможности которых не могут быть заменены. В частности, это семейные развлечения (видео, кино), образование, игры и бизнес.

Тенденция спада продаж планшетов замедляется во всем мире, в Украине же некоторые сегменты уверенно растут. Так, к примеру, сегмент планшетов с большим экраном на протяжении последних двух лет показывает уверенное развитие.

Целевая аудитория для планшетов, в первую очередь, – семейное пользование. А потому эти устройства чаще всего приобретают не для персонального пользования, а один-два на семью. В то же время, я должен отметить, что в Украине планшеты также уверенно занимают нишу "библиотеки" для школьников и студентов.

Относительно операторского бизнеса компании ответы К.Чжоу дополнил директор по развитию ООО "Хуавэй Украина" Александр Сербин:

Как сейчас выглядит рынок операторского оборудования в Украине?

Стоит подчеркнуть, что "операторское оборудование" включает в себя как радиосеть (базовые станции), так и транспортную (РРЛ и оптика), а также опорные сети (различные BSS- и OSS-системы), а операторам, работающим в Украине, доступно абсолютно любое оборудование, существующее сегодня в мире. Кроме того, компании, работающие на украинском рынке, - это "дочки" больших телеком-групп. И они выбирают подходящие для себя решения, ориентируясь на свои цели, бюджеты и предпочтения.

Что касается радиосети, то у нас в стране представлены все поставщики этого оборудования: Huawei, Ericsson, Nokia и ZTE.

При этом Huawei является одним из основных игроков в операторском бизнесе. Наше оборудование обеспечивает каждый третий телефонный звонок, который осуществляется во всем мире, а на территории Украины - каждый второй звонок и подключение к интернету. Ранее лидирующие позиции в этом сегменте занимала компания Ericson, но с приходом 3G-связи мы существенно упрочили наши позиции.

Что касается перспектив, во многом это зависит от самих операторов и провайдеров, а также их планов развития. Важную роль здесь также играет логика развития сетей 4G-связи. С одной стороны, эта технология требует более плотной застройки сетей, с другой - операторам приходится соблюдать баланс между строительством новых площадок и наличием платежеспособного спроса. Рынок продолжает развиваться и спрос на наше оборудование будет расти однозначно.

Украина в глобальной компании Huawei входит в регион "Центральная, Восточная и Северная Европа. Насколько качество связи в нашей стране отличается от среднеевропейских показателей?

В Huawei есть несколько макрорегионов. Что касается операторского бизнеса, Украина относится к региону "Центральная Азия и Кавказ", куда также входят Беларусь, Грузия, Азербайджан, среднеазиатские государства и Монголия. В принципе, качество связи у нас соответствует показателям остальных стран региона.

До начала реализации проекта 4G операторы обещали подключить новую технологию "одним движением рубильника". В то же время реальные темпы подключения новой для Украины технологии намного ниже. Почему так происходит?

Конечно же, "одним движением рубильника" - это метафора, на самом деле все не так просто. Во-первых, нужно провести перераспределение спектра между операторами, получить разрешения от регулирующих органов на каждую отдельную площадку мобильной связи, подготовить опорную сеть и т.д.

Во-вторых, пока повсеместный запуск 4G не совсем оправдан с коммерческой точки зрения. Ведь, по разным оценкам, на конец второго квартала 2018 года только 20-30% смартфонов поддерживают эту технологию. В свою очередь, операторы, которые заплатили весьма серьезные деньги за получение лицензий 4G, хотят как можно быстрее окупить эти затраты. И если они видят экономическую целесообразность запуска 4G на той или иной площадке, это обязательно будет сделано.

В битве фиксированного и мобильного интернета кто, по вашему мнению, выйдет победителем в Украине в пятилетней перспективе? В десятилетней?

Главными победителями окажемся мы с вами, т.е. обычные пользователи интернета – "больше интернета - хорошего и разного - для всех". Если говорить о мировых трендах, то очень популярная тема ― конвергентные (взаимопроникающие и взаимодополняющие) решения мобильной и фиксированной связи. Т.е. мобильные операторы активно идут в фиксированную связь, а игроки рынка фиксированной связи осваивают мобильный сегмент...

ПОСЛЕДНЕЕ