16:30 26.10.2018

Алишер Абдуалиев: Узбекистан заинтересован в разрешении торговых споров в дружеской атмосфере

11 мин читать
Алишер Абдуалиев: Узбекистан заинтересован в разрешении торговых споров в дружеской атмосфере

Эксклюзивное интервью с Послом Узбекистана в Украине Алишером Абдуалиевым

- Как Вы оцениваете уровень сотрудничества между Украиной и Узбекистаном в экономической сфере? В каких отраслях сотрудничество развивается, в каких нет и почему? Какие тенденции в товарообороте?

- Сейчас мы используем наши возможности не на полную мощность. У Украины и Узбекистана давние партнерские отношения. Конечно, нам хотелось бы уже постепенно переходить на промышленную кооперацию между нашими сторонами, в виде производства отдельных деталей и узлов, готовой продукции. Мы готовы дать площадки для украинских предприятий.

В Украине сейчас хромает сфера легкой промышленности, швейное производство. Мы на своей территории могли бы дать площадки ближе к сырью для создания производств. Сырья для легпрома у нас более чем достаточно.

Как раз сейчас мы вместе с представителями украинского бизнеса обсуждаем возможности организации швейных производств на территории Узбекистана, с целенаправленным экспортом готовой продукции в Украину и страны СНГ. Известно, что в свое время много продукции, которую Украина производила, была ориентирована на рынок СНГ, по известным причинам торговля сейчас почти прекратилась, но рынок-то известен, и продукция известна, и есть в этом нужда и потребность, поэтому такую схему мы рассматриваем.

Если говорить в цифрах нашего товарооборота, мы давно, к сожалению, не имеем миллиардный оборот, хотя он у нас был. В 2013 году оборот торговли между Узбекистаном и Украиной составил более 1 млрд долларов. Затем был провал, и вот последние 2 года мы наблюдаем положительную динамику. Мы начали наращивать объёмы. Сейчас торговля плюсовая в пользу Украины, а в 2013-м году был плюс в пользу Узбекистана. Надеюсь, к концу этого года мы выйдем на оборот в пол миллиарда долларов.

Вы видите цифры за предыдущие 6 лет, а по итогам 8 месяцев этого года товарооборот составил 325,8 млн. долл. а сальдо товарооборота демонстрирует положительную для Украины динамику +177,2 млн. долл.

 

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

Товарооборот

1 080,1

1 016,1

608,7

334,0

254,1

288,6

(+113,7%)

Экспорт

410,4

525,4

193,6

64,9

51,6

104,7

(+205,0%)

Импорт

669,7

490,7

415,1

269,1

202,5

183,9

(-90,8%)

Сальдо

-259,3

34,7

-221,5

-204,2

-150,9

-79,2

- За счет каких отраслей Узбекистан планирует увеличивать экспорт в Украину?

Мы могли бы нарастить торговлю за счет текстильной и обувной промышленности, продуктов питания (свежие фрукты и сухофрукты), электротехнических и строительных товаров, продукции нефтегазовой и химической отраслей. Хотелось бы обратить внимание, что, начиная с 2015 года, Узбекистан поработал над структурой своего экспорта и сейчас мы поставляем на рынок Украины продукцию с большей добавленной стоимостью. С 2016 года мы начали поставки всей линейки бытовой техники: стиральные машины, газовые плиты, пылесосы, холодильники, телевизоры. Мы уже начали поставку нашего предприятия ARTEL. Параллельно начали поставку строительных товаров: выключатели, светодиодные лампы, радиаторы нашего производителя AKFA.

Украинцам известна наша продукция автомобильной отрасли. В этом году за 8 мес. поставок почти не было. Параллельно мы сейчас ведем переговоры по поставке продукции MAN UZBEKISTAN, - совместно с Германией мы делаем продукцию, большегрузные автобусы, грузовые машины.

Мы ведем переговоры по поставке опытного образца автомобилей, для пожарных машин, т.е. поставляем шасси, надстройки берем в Украине, и более того, в этом проекте у нас есть встречные интересы. Мы готовы покупать в Украине саму надстройку, чтобы у себя делать пожарные машины, для экспорта в соседние с нами страны: Казахстан, Киргизстан, Туркменистан, Афганистан. В такую промышленную кооперацию с Украиной мы охотно пошли бы.

- В этом году был проведен первый украино-узбекский экономический форум, довольны ли Вы его результатами? Чего удалось добиться?

- Одной из тем форума как раз и была тема создания промышленной кооперации между нашими странами. Я считаю, что мы успешно провели этот форум 6 июня, узбекская делегация была представительной и многочисленной. Мы провели двусторонние встречи, основной была встреча первого вице премьер-министра, министра экономического развития и торговли Украины Степана Кубива и его визави, министра экономики Узбекистана Ботира Ходжаева. Стороны договорились проработать повестку дня предстоящего заседания межправительственной комиссии. Обсуждаем возможность проведения очередного заседания в следующем году в Ташкенте. Мы давно не собирались, в 2007 году последний раз проводилось совещание на таком уровне. Поэтому мы очень заинтересованы воспользоваться этими совещаниями, определить основные структурные направления сотрудничества. Для нас приоритетные сферы - машиностроение, химическая отрасль, перерабатывающие отрасли, пищевая промышленность, сельское хозяйство, легкая и обувная промышленность.

В дополнение к форуму, посольство инициировало и провело несколько отраслевых форумов, например в этом году организовали локальные форумы обувщиков, встречи обувных предприятий Украины и Узбекистана. Отдельно были конференции между текстильщиками. Чуть ранее широко представили в Украине продукцию наших предприятий ARTEL и AKFA.

- Планируете ли в следующем году провести аналогичный украино-узбекский бизнес форум и станет ли он ежегодным?

- Он будет однозначно ежегодным, более того, я предлагаю чередовать, провести один раз в Ташкенте, другой в Киеве. Наверняка будем предлагать, чтобы такое же мероприятие провели в Ташкенте.

- Украина заявила о расследовании в вопросе импорта легковых автомобилей из Узбекистана, как вы можете это прокомментировать?

- Это не первый случай, когда нас пытаются в чём-то обвинить, оказать воздействие и, тем самым, ограничить ввоз наших автомобилей. На этот раз украинская сторона будет изучать вопросы субсидирования государством автомобильной промышленности. До этого были антидемпинговые расследования. Тогда мы обоюдно в рабочем порядке, как нормальные партнерские страны поработали, приняли решение и сняли с повестки дня острые вопросы. На этот раз узбекская сторона также предлагает изучить вопрос в формате рабочих консультаций. Более того, Украина и Узбекистан дважды находятся в зоне свободной торговли, и мы должны делать все, для того, чтобы предприятия имели доступ к рынкам сбыта своей продукции.

Это означает, что украинская сторона на основании заявления Ассоциации украинских автопроизводителей "Укравтопром" будут проводить расследования. Я надеюсь, что это расследование будет проводиться с выездом в Узбекистан, так как, сидя в Украине, навряд ли им удастся увидеть всю картину. В случае начала такого расследования, я надеюсь его объективность и прозрачность.

Для этого украинская сторона сейчас готовит вопросник, наш производитель автомобилей также собирается подать заявку и принять участие в процессе. Конечная наша цель: чтобы людям, проживающим на территории Украины, доставались машины дешево и качественно. Те меры, которые будут приняты украинской стороной, в обязательном порядке приведут к повышению цен для потребителя, обложению дополнительными пошлинами, что в свою очередь отразится в цене. У украинцев будет выбор: либо завозить нелегальные и старые "евробляхи", по которым не оплачивается ни один налог, или покупать новую добротную технику и пользоваться сервисом и услугами.

Здесь необходимо отметить, что доля узбекских легковых автомобилей, подобных производимым в Украине, составила всего лишь 0,35% в 2015 году, 0,22% в 2016 году и 0,87% в 2017 году. В 2017 году модель «Ravon» занял 10-е место по продажам. При таких объемах продаж непонятно, как «Ravon» мог нанести ущерб украинским автопроизводителям. По моему наблюдению, это все является преднамеренной дискриминацией, точнее, вытеснение конкурента с рынка.

- Исходя из того, что сейчас сальдо торгового баланса между Узбекистаном и Украиной в пользу Украины, не приведет ли это расследование к тому, что узбекская сторона может каким-то образом попробовать ограничить импорт части украинской продукции, для того, чтобы партнеры из Украины были более сговорчивыми?

- Конечно , нет! Мы в первую очередь должны сами больше поработать, чтобы увеличить свой экспорт. Мы сейчас делаем все, для того, чтобы найти какие-то объемы, ниши, для того, чтобы обеспечить экспортные поставки . Например, мы «закрываем» 22% рынка минеральных удобрений Украины.

А дисбаланс в этом году связан с тем, что Узбекистан в огромном количестве покупает в Украине сахарный песок. Я думаю, это временное явления. Мы имеем в Узбекистане 2 сахарных завода: в связи со структурными изменениями, либерализацией валютного рынка эти заводы временно не работали, но я думаю, что в скором времени мы эти заводы запустим, и тогда резко упадет потребность в импорте сахарного песка, в том числе из Украины.

Специально мы не будем что-либо расследовать, предпринимать, как некоторые говорят, "зеркальные действия". На это должны быть веские основания, не просто так: взял и запретил поставки. Но, если какие-то законные рычаги будут, конечно, мы будем иметь это в виду, чтобы сбалансировать наши торговые показатели. Как я выше отмечал, мы заинтересованы все возникающие вопросы урегулировать в рабочей и дружеской атмосфере. Но, в случае, если мы не найдем адекватной реакции на наши предложения, то будем вынуждены ввести предусмотренные законодательством Узбекистана меры в отношении продукции украинского производства.

- Недавно украинская фармацевтическая компания "Фармак" заявила о намерении инвестировать в развитие локального производства в Узбекистане порядка 10 млн долларов. Есть ли еще какие-либо свежие примеры взаимных инвестиций?

- Мы буквально полтора месяца назад встречались с руководством предприятия "Фармак".

Это предприятие занимает одно из лидирующих позиций украинского фармацевтического экспорта в Узбекистан. Кроме того, крупными поставщиками являются украинские компании «Артериум», «Юрия-фарм» и другие . Мы обеспечиваем им ежегодный рынок сбыта на уровне 49-50 млн долларов. Более того на территории Узбекистана украинская фармпродукция освобождена от уплаты НДС.

Наши предложения, которые были озвучены руководству "Фармак", заключались в том, чтобы часть продукции из их большого перечня мы смогли бы выпускать на территории Узбекистана. Нами были созданы все условия, в 6 областях республики образованы 7 специальных фармацевтических зон, которые будут пользоваться льготами и преференциями. Представитель «Фармак» уже совершил визит в Узбекистан, посмотрел возможные площадки для будущего предприятия. На днях мы должны встретиться, обсудить все вопросы и организовать переговоры руководителя "Фармак" в Узбекистане.

Есть и другие украинские предприятия, которые находятся на стадии разработки и рассмотрения проекта, например Сумской "Насосэнергомаш", который тоже хочет заняться производством в Узбекистане, потому, что они видят рынок сбыта не только в Узбекистане, но и в соседних странах.

Далее - агронаправление. На внешних рынках мы покупаем много КРС (крупный рогатый скот), и ряд созданных предприятий в Узбекистане имеют корни в Украине. Я недавно посетил одно предприятие под Ташкентом. Скажу честно, - подобного в странах Центральной Азии сейчас нет. И на этом предприятии реализован проект с использованием украинской агро-технологии, благодаря этому проекту получено зеленой массы с гектара до 83 тонны. В результате коровы на этом предприятии имеют ежесуточный привес в мясе 1,8-2 кг.

- Президент Узбекистана заявил о намерении развивать атомную промышленность. До 2028 года власти Узбекистана хотят построить первый энергоблок. Насколько я понимаю, основным партнером в этом проекте будет российская сторона, однако и Украина обладает рядом уникальных технологий, кадрами в атомной сфере. Рассматривается ли возможность привлечения украинских специалистов, компаний в этот проект?

- Да, вы правы, мы объявили о том, что будем вводить собственные АЭС. Росатом будет основным «держателем» проекта, но сейчас изучаются вопросы использования возможностей украинского "Энергопроекта" в части проектирования АЭС.

Во время строительства объекта, возможно, и отдельные поставки могут идти с Украины. Никто не ограничивает, если по ценовым параметрам что-то подходит, мы конечно будем рассматривать поставки, в том числе, с Украины.

- Для того, чтобы активизировать бизнес необходимо прямое авиасообщение между странами, однако сейчас оно отсутствует. Делается ли что-то, чтобы возобновить его?

- Этот вопрос на повестке дня, есть вероятность возобновления полетов с сентября 2019 года. Предварительно эти вопросы обсуждены между авиационными властями двух стран.

- По данным нашего Министерства образования, Узбекистан входит в первую пятерку стран, отправляющих своих граждан на обучение в украинские вузы. А какова сейчас динамика, какие вузы пользуются популярностью?

- В основном 75% студентов обучаются в медицинских ВУЗах. Всего их количество колеблется в районе 2500-3000 человек. Студенты сконцентрированы в таких городах, как Харьков, Днепр, Киев, Запорожье, Полтава, Винница и Суммы.

Желательно, чтобы в Украине была внедрена экзаменационная система приема абитуриентов, вместо приема путем проведения собеседований. Я думаю, каждый абитуриент, вне зависимости, где он находится, должен сдавать экзамен, через тесты. Потому, что мы видим многих, кто приезжает, а через год возвращается на родину. Мы уже несколько раз обращались, и на совещаниях, и письменно, что бы наши абитуриенты проходили через экзамен.

- Нет ли проблем доставки грузов между нашими странами, через территорию Российской Федерации?

- Я могу сказать в плане нашего экспорта: пока мы не ощущаем никаких преград, никаких проблем, грузы доставляются по территории России, мы также используем транскавказский коридор.

В отношении украинского экспорта точно не могу сказать.

- Сколько граждан Украины посетили Узбекистан и сколько граждан Узбекистана посещает Украину? Есть ли план Узбекистана по стимулированию большего интереса граждан Украины к посещению вашей страны?

- Если обозначить в цифрах, за первое полугодие 2018 года пересекли границу Узбекистана 6620 граждан Украины, многие из них посещают своих родственников, многие - по бизнесу.

Посольство также имеет свои программы «бизнес + туризм». Через нас также проходит очень много украинских граждан, которых мы отправляем, они решают вопросы по бизнесу и заодно посещают наши достопримечательности.

Наши граждане очень охотно отдыхают в Трускавце, да и Киев очень красивый и интересный город, но конкретные цифры я, к сожалению, не могу привести. В лучшие годы Трускавец посещали 12-13 тыс. человек из Узбекистана. Что касается планов по стимулированию туризма, - запустим прямое авиасообщение, и это будет самым большим стимулом для развития туризма.

- А бизнесмены и туристы как сейчас летают?

- В основном через Минск, Стамбул, Астану, Алматы, Баку. Хорошие направления, хорошие стыковки. Мы, например, охотно пользуемся минским направлением. Дай Бог, если со следующего года мы возобновим полеты, это отразится на всех наших торговых показателях.

Все вышеизложенное возможно при сохранении дружеских и партнерских отношений. Мы со своей стороны хотим иметь долгосрочные и основательные отношения с Украиной и хотим, чтобы наши договоренности и хорошие намерения всегда реализовывались.

 

 

 

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Наша задача – построить конкурентный диджитальный опыт для массового сегмента – глава правления Райффайзен Банка

Глава бюро ВОЗ в Украине: Из-за войны повышенного внимания в сфере здравоохранения требуют психическое здоровье и реабилитация

Вопрос контролируемого экспорта в оборонке становится актуальным – директор по внешним коммуникациям Лиги оборонных предприятий

Призываю всех проживающих за границей украинцев экспортировать пищевые привычки – глава Минагрополитики

В любой стране мира мобильные операторы еще не покупали такого количества генераторов и аккумуляторных батарей – глава НКЭК Животовский

Прифронтовые громады должны получить специальные экономические преференции

Планируем создание экосистем вокруг потребностей клиента – председатель правления НАСК "Оранта"

Доля Ощадбанка в кредитном портфеле "Нибулона" до войны составляла 4%, сегодня это 14%

Легальные сигаретные фабрики Украины - как таксопарк с 5 такси, где каждое работает час-два в день, – гендиректор PMU

Украина имеет все возможности привлечь климатическое финансирование для "зеленого" восстановления - глава Минприроды

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА