12:42 24.10.2018

Прокурор АРК: МУС должен открыть свой офис в Украине и приступить к расследованию ситуации в стране, в том числе в оккупированном Крыму

13 мин читать
Прокурор АРК: МУС должен открыть свой офис в Украине и приступить к расследованию ситуации в стране, в том числе в оккупированном Крыму

Эксклюзивное интервью прокурора АР Крым Гюндуза Мамедова информационному агентству "Интерфакс-Украина"

Прокуратура АРК открыла уголовное производство по статье "теракт" в связи с событиями в Керчи. Какие были основания для этого? 

Крым – это территория Украины, и по международным нормам, и по украинскому законодательству, следовательно, мы должны были дать правовую оценку такому резонансному факту.

Теперь – все по порядку. В первой половине дня, когда это случилось, из определенных источников нам стало известно, что в колледже были выстрелы и взрывы, хотя в СМИ об этом речь еще не шла.

Впоследствии появилась информация о якобы взрыве газового баллона. Этот факт мы также перепроверили, и нам сказали, что газ туда вообще не поставляется. Потом была информация о теракте, к которому якобы имеет отношение Украина, о том, что правонарушителей было несколько.  

Чтобы украинцы и все мировое сообщество знали об этом инциденте, мы внесли данные в ЕРДР, - у нас была обеспокоенность, что оккупирующая сторона не будет предпринимать каких-либо следственных действий по этому поводу.

В соответствии с международными договорами, а именно, Четвертой Женевской конвенцией, на государство-оккупанта возложена обязанность по осуществлению правопорядка на оккупированной территории. 

По бытовым фактам и другим общеуголовным преступлениям мы не спешим вносить данные в ЕРДР, хотя законодатель нас в этом не ограничивает. В данной ситуации, если мы убедимся, что оккупирующая сторона проводит все необходимые следственные действия полноценно и объективно, то примем соответствующее решение. Потому что один и тот же человек не может быть осужден дважды за одно преступление.

Это может быть закрытие уголовного производства украинской стороной?

Все может быть. И закрытие производства, и переквалификация. Это все будет со временем.

Нам надо время убедиться, что та сторона предпринимает все возможное для установления истины. 

Как будет расследоваться дело с учетом отсутствия доступа к месту преступления? Кроме информации из открытых источников, что уже известно о теракте в Керчи, если есть версии произошедшего?

 

Да, у многих возникает совершенно логичный вопрос – как можно удаленно расследовать подобного рода преступления? 

Конечно, мы осознаем всю сложность и не строим иллюзий по поводу того, что сможем обеспечить расследование так, как если бы мы были на территории Крыма. Но мы обязаны принять все возможные, исчерпывающие меры, чтобы прояснить ситуацию, максимально установить факты, не дать ими манипулировать, и чтобы виновные в этой страшной трагедии понесли наказание.

Нам важно, чтобы оккупирующая сторона объективно расследовала случившееся, мы будем активно включаться и делать все возможное для проведения следственных действий. У нас есть определенные вопросы по поводу официальных версий следственных органов оккупационной власти. Мы будем проверять эту информацию.

Что касается молодого человека, который совершил это преступление, то вопросы вызывает наличие разрешения на оружие, что должно предполагать проверку психического здоровья. 

И само приобретение молодыми людьми оружия может свидетельствовать о развитии милитаризации полуострова, быть следствием пропаганды насилия и, к сожалению, свидетельством небезопасной, нестабильной ситуации в оккупированном Крыму. Что требует более тщательного и детального исследования.

Для этого есть оперативные возможности?

Я бы воздержался от ответа. У нас налажена работа должным образом, мы используем все механизмы, которые у нас есть.

Контакты с российской прокуратурой Крыма будут по этому поводу? Да и в целом, вы контактируете? В рамках международно-правовых поручений, например.

Когда я представлял стратегию работы прокуратуры АРК, говорил о несовершенстве законодательства. И это – один из этих несовершенных элементов. 

С одной стороны, для проведения полноценных следственных действий мы обязаны тем или иным образом контактировать с Российской Федерацией, но Закон Украины, регулирующий правовой режим оккупированных территорий, запрещает нам это делать, говоря о том, что все органы власти, которые работают в оккупированном Крыму, являются незаконными.

Необходимо вносить изменения в законодательство. На мой взгляд, существует определенный дисбаланс, международные нормы не в полной мере имплементированы в национальное уголовное законодательство.

Прокуратура АРК уведомила о подозрении в совершении военных преступлений Поклонскую. Означает ли это сбор материалов для подачи документов в Международный уголовный суд?

Поскольку полуостров Крым оккупирован, Гаагская и Женевская конвенции дают нам возможность говорить о распространении на территории Крыма норм международного гуманитарного права. То есть, все жители Крыма, не только наши граждане, находятся под защитой норм международного гуманитарного права. И любое нарушение этих норм должно надлежащим образом квалифицироваться.

И тут возникает наша главная проблема: в украинское уголовное законодательство не в полной мере имплементированы нормы международного гуманитарного права.

Пока что у нас есть ст. 438 Уголовного кодекса – нарушение законов и обычаев войны. Она бланкетная, ссылается на международные договоры – Женевскую и Гаагскую конвенции. Исходя из этого, нарушение законов и обычаев ведения войны, в том числе преследование наших граждан на территории Крыма, грубые нарушение прав человека, являются военными преступлениями.

Существование между Россией и Украиной вооруженного конфликта – это признанный факт, в том числе озвученный и прокурором Международного уголовного суда.

После установления фактов, сбора доказательств, какие действия предпринимаются для привлечения к реальной ответственности виновных в совершении военных преступлениях?

С одной стороны, мы должны действовать только в рамках Уголовного процессуального законодательства. То есть, мы ориентированы, прежде всего, на направление по данным фактам обвинительных актов в национальные суды.

С другой стороны, у нас есть два заявления Верховной Рады о том, что на территории Украины распространяется юрисдикция Международного уголовного суда. И при сборе доказательств мы учитываем методику и методологию расследования таких категорий преступлений, чтобы в будущем, когда МУС примет решение об открытии производства по ситуации в Украине, у них была необходимая доказательственная база, с которой они смогут работать.

Грубо говоря, мы пытаемся избегать тех ошибок, которые допустили Югославия, Грузия…

То есть, через какое-то время все военные преступления, совершенные на территории Крыма, могут стать предметом рассмотрения МУС?

Да, но мы не будем ждать. С начала 2017 года мы своими силами приступили к расследованию нарушений норм международного гуманитарного права. 

Принцип неотвратимости уголовного наказания мы реализуем как в очной, так и заочной формой обвинения.

Если говорить о высших должностных лицах РФ и оккупационной власти, которые, в свою очередь, наделены дипломатическим и политическим иммунитетами, - в отношении них, по моему мнению, уголовное преследование должен вести Международный уголовный суд. 

Для этого МУС должен открыть свой офис в Украине и приступить к расследованию этих преступлений. 

Производства по преступлениям против основ национальной безопасности, в том числе государственной измене, содействию оккупации, в отношении судей, депутатов имеют перспективу и в украинских судах?

Да, такая категория производств имеет судебную перспективу. 

Обвинительные акты в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений против основ национальной безопасности, как очно, так и заочно направляются в национальные суды. Уже есть первые приговоры по этим производствам. 

Виновные в осуждении Сенцова и других политзаключенных будут привлечены к ответственности?

Мы дали правовую оценку этим действиям Поклонской, а также ряда других прокуроров и судей, причастных к задержанию и лишению свободы Сенцова. Пока называть имена подозреваемых не буду. Все они ответят перед законом.

В рамках расследования о незаконном преследовании Балуха тоже есть фигуранты, которых мы будем привлекать к уголовной ответственности.

Но, опять же, все эти люди находятся на территории РФ…

Ситуация изменится, когда Международный уголовный суд будет рассматривать эти дела, или когда мы их будем объявлять в международный розыск.

Какое количество участников "самообороны Крыма", способствовавших оккупации полуострова, уже установлено?

На сегодняшний день 103 представителям "Самообороны Крыма" сообщено о подозрении по ст. 260 УК – участие в незаконном вооруженном формировании.

В целом у нас есть информация о более чем 2 тыс. участников, личности 900 из них уже установлены.

Собирает ли прокуратура АРК информацию для Морского арбитража против РФ в контексте нарушения прав Украины в Черном и Азовском морях, Керченском проливе?

Да, мы направляем собранные нами в рамках уголовных производств материалы Министерству юстиции Украины - для исков против РФ в Европейском суде по правам человека, Министерству иностранных дел - для Международного суда ООН в части дискриминации по национальному признаку, и материалы для Международного арбитражного суда по строительству Керченского моста и по так называемым "вышкам Бойко".

По строительству Керченского моста. Вы говорили об участии как украинских, так и иностранных компаний в этом строительстве…

В рамках уголовного производства мы проверяем не только украинские предприятия, которые поставляли песок, щебень, стройматериалы, но и иностранные компании. Прокуратура направила ряд отдельных международных поручений, ждем ответов на наши запросы.

В этом производстве речь идет о причинении вреда экологии Украины. Есть еще подобного рода расследования?

Да. Для обеспечения исковых требований в рамках уголовного производства по незаконной добыче песка в акватории Черного моря наложен арест на морское судно "SeaBreeze", сейчас оно находится в порту Южный.

Есть еще ряд уголовных производств, в том числе, по добыче песка, газа.

Отслеживает ли прокуратура АРК ситуацию на "Крымском титане"? 

У нас есть несколько производств, связанных с "Крымским титаном". Одно касается выбросов в атмосферный воздух химических веществ. В рамках этого производства мы исследуем деятельность не только этого предприятия, но и бромного и содового заводов.

Хотя специалисты говорят, что это был именно "Крымский титан".

А в одном из первых уголовных производств, которое мы зарегистрировали, речь идет о выбросах в акваторию Азовского моря отходов завода "Крымский титан". В рамках этого производства также проводится ряд следственных действий.

Апелляция на арест Вышинского была отложена в связи с судебной реформой в апелляционных инстанциях. Рассмотрена ли она уже? И как скоро будет завершено следствие?

Да. На данный момент апелляция рассмотрена. Херсонским апелляционным судом 23 октября отказано в удовлетворении апелляции стороны защиты Вышинского, и он продолжает находиться под стражей.

Что касается расследования дела, то могу сказать, что к концу ноября мы планируем обвинительный акт в отношении Вышинского направить в суд.

Уже собраны все доказательства, завершены экспертизы?

Сейчас проходят баллистическая и лингвистическая экспертизы, также идет работа со свидетелями. 

Журналисты РИА Новости Украина проходят свидетелями в этом деле?

Да. У нас на данный момент претензий к этим журналистам нет.

Определена ли уже подсудность рассмотрения дела в отношении капитана судна "Норд"? И насколько обоснованы обвинения в его адрес?

Еще нет. Этот вопрос совпал во времени с проведением реформы в судах.

Что касается обвинений, то считаю, что в совокупности материалов, которые есть в уголовном производстве, мы полностью доказали вину капитана "Норда". Он обвиняется в незаконном занятии промыслом, неоднократном незаконном пересечении административной границы. Последнее слово – за судом.

У членов экипажа только административная ответственность?

Да. Мы неоднократно говорили: у прокуратуры нет вопросов к экипажу. Эти люди – граждане Украины, и в любое время они могут пересечь административную границу и попасть в Крым. Однако они по непонятным причинам не хотят возвращаться в Крым и находятся на материковой части Украины. Почему они так себя ведут – могу только предполагать.

Завершено ли расследование дела Сталина-Берии по депортации крымских татар, цель которого – восстановление исторической справедливости? 

Производство находится на стадии завершения. К сожалению, в настоящий момент мы не можем завершить его полностью, так как наши ходатайства, направленные в Казахстан, Узбекистан и РФ, до сих пор не исполнены. 

В рамках международно-правовых поручений мы обратились с просьбой о проведении ряда следственных действий на территории этих стран, но поручения пока не исполнены.

Чего конкретно касаются эти поручения?

Как вы знаете, в 1944 году крымские татары были депортированы не только в РФ, но и в Среднюю Азию. Мы просим предоставить ряд исторических документов, провести следственные действия на территории этих стран.

Хотел отметить, что это очень интересное и важное уголовное производство, хотя вокруг него много спекуляций. Например, относительно сообщения о подозрении Сталину-Берии. Но установить истину, восстановить историческую справедливость и дать надлежащую правовую оценку тем событиям необходимо. 

Не говорить о виновности этих лиц, все равно, что сказать, что не было преступления. Но преступление имело место быть. Есть жертвы, есть потерпевшие, права которых должны быть восстановлены, насколько это возможно. 

В рамках расследования также проводилась историко-демографическая экспертиза.

Просто сравните цифры: потери Украины во время голодомора составили – 13%, за период  Второй мировой войны – 19 % - от общей численности населения тех периодов. А крымские татары за период 1944-1955 годов – 24,7 % от численности населения до начала депортации. 

Можно ли завершить расследование без информации от РФ?

Думаю, что да. Уже на сегодняшний день собрано большое количество материалов. Следователи прокуратуры долгое время работали в архивах, с историческими материалами. Также они изучали опыт следователей СБУ в деле по Голодомору, так как это схожие дела.

Думаю, что если мы получим материалы из Средней Азии, то сможем завершить расследование.

До конца этого года? 

Надеемся, что в этом году нам предоставят материалы, и мы сможем завершить уголовное производство.   

Хотя в этом производстве, на мой взгляд, не нужно спешить. Я бы дождался криминализации преступлений против человечности, чтобы вменить и эту норму.

Если говорить о защите прав украинцев в Крыму, то по каким приоритетам работает прокуратура?

Мы расследуем более 250 фактов преследования украинцев в Крыму представителями правоохранительных органов РФ, связанных с незаконным уголовным преследованием, этнической дискриминацией. Более 40 уголовных производств касаются убийств и пыток украинцев на полуострове. Эти дела рассматриваются также через призму ст. 438 Уголовного кодекса Украины – нарушение законов и обычаев войны. 

Принудительно оккупационная власть призвала на службу в армию РФ в этом и прошлом году более 7 тысяч мужчин-крымчан.

Что касается случаев препятствования журналистской деятельности, то их установлено более 400, расследуется 26 уголовных производств по преступлениям, совершенным в отношении представителей СМИ. По этим делам есть потерпевшие, есть подозрения в отношении прокуроров и судей, которые преследовали журналистов.

В этом вопросе мы очень плотно работаем с неправительственными организациями.

Обращаются ли в прокуратуру вынужденные переселенцы и оказывается ли им помощь?

На сегодняшний день только по официальным оценкам около 30 тысяч вынужденных переселенцев из оккупированного Крыма проживают на материковой части. Это в основном Львовская, Харьковская, Днепропетровская, Херсонская, Одесская, Николаевская области и Киев. 

К сожалению, после проведения реформы органы прокуратуры лишены функции представительства интересов граждан в судах.

Однако, несмотря на это, мы регулярно осуществляем приемы граждан, в том числе, выезжаем в указанные области для проведения личных приемов.

Как прокуратура АРК защищает имущественные интересы украинцев, недвижимость которых осталась в Крыму?

С этой целью мы работаем в нескольких направлениях.  Во-первых, это наложение ареста на имущество. Оно все равно останется в Крыму, и в случае деоккупации это даст возможность вернуть имущество законному владельцу. 

Кроме этого, мы направляем сообщения в Международный уголовный суд по фактам незаконного присвоения оккупационной властью государственного и частного имущества для предоставления международно-правовой оценки таким фактам. Эта работа ведется в рамках открытых уголовных производств по ст. 438 УК Украины, где устанавливаются факты и причастные лица для привлечения последних к уголовной ответственности.

 

И как фактически решение украинского суда об аресте недвижимости может исполняться в Крыму?

На оккупированной территории, к сожалению, никак. Но отчуждать эти объекты, согласно как национальному, так и международному законодательству, запрещено. И такие действия являются незаконными.

Пытается ли прокуратура АРК содействовать сохранению памятников архитектуры в Крыму?

В тех случаях, когда памятники архитектуры уровня Херсонеса попадают под охрану ЮНЕСКО, ситуация проще, поскольку мы можем обращаться в эту организацию, чтобы они контролировали недопущение разрушения этих памятников оккупационными властями.

Сложнее ситуация с Ханским дворцом в Бахчисарае, по которому наше министерство культуры не успело завершить подачу документов для внесения в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Оккупационная власть пытается делать какие-то пристройки к этому дворцу, этими пристройками разрушает уникальность этого ансамбля. По этому факту у нас тоже есть уголовное производство. Кроме следственных действий, мы также намерены обращаться в квази-международные организации. В этих вопросах плотно сотрудничаем с Министерством культуры Украины.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Михаил Бакуненко: Запрет экспорта газа, игнорирование законодательства и отчуждение бизнеса – настоящее отрасли в Украине

Нам всегда не хватает денег, потому что мы постоянно развиваемся – управляющий партнер "ТК-Домашний текстиль"

Мы можем совершенствовать диагностику с помощью ИИ - завотделом Института им. Филатова

Совсем скоро будет создан пошаговый алгоритм подачи заявления в Международный реестр убытков от агрессии РФ – Мудра

Посол Италии: для Путина Украины не существует, он категорически отрицает национальную идентичность украинцев

Наша основная задача - сохранение архитектурных памятников Украины, поврежденных войной, - представитель WMF в Украине

аirBaltic немедленно возобновит полеты, как только воздушное пространство Украины будет открыто, - Мартин Гаусс

Надеемся избрать новых судей ВАКС до конца этого года, возможные связи с государством-агрессором проверяем тщательно – судья ВАКС, член ВККС Колиуш

Поддержка Украины на пути к справедливости должна была постоянной, потому что это работа на годы и десятилетия – генпрокурор

Глава "Центрэнерго" Андрей Чуркин: Нам удалось вернуть и поставщиков угля, и покупателей электроэнергии, поэтому ОЗП пройден успешно

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА