Интервью

Гендиректор "Укрпошты" Смелянский: Закон о трех посылках не спасет бюджет, но остановит работу почты

Эксклюзивное интервью генерального директора ПАО "Укрпошта" Игоря Смелянского агентству "Интерфакс-Украина"(часть 2)

Если говорить о современном формате работы почты – планируете ли менять формат работы?

Если хотим быть успешными, меняться нужно каждый день, ведь ситуация меняется очень быстро. Например, сегодняшние тенденции таковы, что все больше людей выбирает доставку "от двери к двери". Поэтому мы очень осторожно и взвешенно подходим к вопросам открытия и переформатирования отделений. Все идет к тому, что нам уже сейчас необходимо развивать службу курьерской доставки, которая будет привозить людям домой не только письма, но и посылки, заказы e-commerce.

Рассматриваете ли вы возможность работы с почтоматами?

Мы рассматриваем вариант почтоматов, но это очень сложный вопрос. Пока мы не ввязываемся в игру "кто поставит больше почтоматов", тем более что с размером нашей сети это не так актуально. Да, есть сегмент пользователей, которые просто не любят разговаривать с другими людьми. Сегодня это - молодые ребята или девушки, которые даже в случае отсутствия в отделении очередей предпочитают зайти и забрать свои посылки, не контактируя с живыми людьми. Они – основные клиенты почтоматов, но их пока все еще не так много.

С другой стороны, реально действующие почтоматы (как того хотят клиенты) – это необходимость обеспечить доступ к инфраструктуре в режиме 24/7. Это снова выливается в дополнительные затраты на охрану и т.п. Также стоит обратить внимание на то, что у нас спектр услуг гораздо шире, чем просто доставка экспресс-посылок. К примеру, отделение на вокзале в Киеве у нас работает круглосуточно. Туда очень часто приходят юристы часов в 11:00 вечера, сдают документы на отправку. Почтоматы в этом отделении вряд ли решат основной набор проблем.

Насколько мне известно, у "Укрпошты" международные связи гораздо сильнее, чем у ваших конкурентов. Как планируете развивать это направление?

Это действительно так. Мы, как члены Всемирного Почтового Союза, поддерживаем прямые связи более чем с 190 почтовыми операторами мира. Но, безусловно, наш международный бизнес базируется, прежде всего, на нескольких странах, которые являются нашими основными партнерами. Например, в этом году экспорт в США увеличился на 137%, в Великобританию - на 118% за год. Мы проводим экспортные школы, учим людей продвигать свои товары на международный рынок. Учим, как стартовать и быть успешными на таких платформах, как Ebay, Amazon, Etsy, Shopify и т. д. Мы и улучшаем качество международного обмена, и стимулируем рост этого бизнес-сегмента в Украине. Так, в 2017 году "Укрпошта" как ключевой оператор доставки для EcommerceExport показала 34%-ный рост. Мы, конечно, следим за начинающимися торговыми войнами, но я уверен: за развитием международного сотрудничества большое будущее. Что важно, не только импорт в Украину (о чем обычно говорят), но и экспорт наших товаров из Украины – это создает рабочие места, увеличивает поступление валюты в страну, стимулирует к созданию новых компаний в секторе МСБ.

Какой объем валютной выручки вы получаете от международных отправлений?

Очень сложно рассчитать этот сегмент, потому что в нем у нас есть как валютная выручка, так и валютные затраты. Тем более, что это очень сильно зависит от сегмента. В Китай мы практически ничего не отправляем, но получаем огромное количество импорта. В другие страны может превалировать экспорт. Но в целом это около 20% нашей выручки.

Поэтому мы проводим экспортные школы, учим людей торговать на eBay, Amazon и Etsy, проводим переговоры с такими площадками, чтобы тарифы для наших экспортных товаров были ниже. По сути, делаем все, чтобы объем экспорта из Украины вырос.

Надеюсь, что к концу этого года мы закончим интеграцию со всеми почтами мира. Это позволит нам реализовать услугу по отслеживанию посылок и отправлений в "едином окне" только до границы, но начиная от момента отправки до момента ее получения.

А что по доле рынка международной доставки?

В сфере международной доставки наша доля рынка составляет более 70%. Надеемся удерживать эту позицию в дальнейшем. Да, хорошо бы, чтобы все играли по одинаковым правилам, но пока работаем по правилам, которые есть.

Сейчас на рынок приходит компания, связанная с Fozzy Group, – "Джастин", еще один крупный проект на рынке экспресс-доставки. Как полагаете, этот рынок действительно настолько быстро развивается, что сможет вместить всех игроков? Или кому-то все же придется остаться за бортом?

Если частные акционеры готовы вкладывать во что-то деньги, значит, они видят в этом смысл или какое-то конкурентное преимущество. У Fozzy это вполне понятное преимущество: люди ходят в магазины ежедневно. Соответственно, им проще будет получать посылки там, где они и так бывают каждый день.

Но да, с учетом постоянного роста e-commerce рынок экспресс-доставки – абсолютно конкурентный. А вот то, с какой скоростью будет расти сам рынок, зависит от экономики Украины, от государственных решений. Каждый защищает свои интересы - это нормально.

По вашему мнению, в каком направлении будет развиваться рынок экспресс-доставки в Украине?

Поведенческие характеристики людей в современном мире постоянно и очень быстро меняются. В Нью-Йорке живет моя сестра. Так в ее доме стандартом является уже не просто почтомат в подъезде, а почтомат с холодильником. Поскольку люди заказывают все больше и больше еды, и даже за замороженными или свежими продуктами (рыба или устрицы) предпочитают не ходить в магазин, а получать его сразу у дома. Это удобно: ты только пришел домой, а все твои покупки уже в почтомате. Ты получил смс-код, открыл ячейку, забрал продукты и наслаждаешься сервисом. Вот к таким требованиям клиентов всем игрокам рынка и придется подстраиваться в итоге.

В крупных городах доставку чаще всего заказывает именно работающее население, а работающих с 9:00 до 18:00 дома нет. В то же время с 18.00 до 21.00 тот объем отправлений, который сегодня есть в электронной коммерции, доставить фактически невозможно. А если и возможно, то очень дорого, с учетом того, что самые большие пробки именно в это время. Но этих людей ожидание даже в рамках трех часов уже не интересует. Они хотят, чтобы покупки ждали их с работы.

Развитие современных технологий уже не остановить.

Отдельный плюс в том, что покупая онлайн, человек таким образом высвобождает время, которое можно потратить на самообразование, отдых, отпуск. Раньше - да и сейчас - люди во многих странах тратят свои выходные на то, чтобы сходить в магазин или съездить в какой-либо гипермаркет за городом. А это, опять-таки, трафик, дорога, время...

Я считаю, что в наше время повальной автоматизации розничные магазины будут все больше сокращать спектр товаров, который людям будет проще купить в интернете - стиральные порошки, химию, какие-то бытовые товары. А мы, напротив, чаще возить такие товары с доставкой "к двери".

Когда вы только начинали разбираться с каталогом продукции, которая продается в отделениях "Укрпошты", речь шла о планах по созданию собственного e-commerce проекта. Они еще актуальны?

Вы знаете, нужно всегда понимать плюсы и минусы каждого из вариантов развития компании. Открыв собственный e-commerce-проект, вы, в первую очередь, конкурируете со своими же клиентами по доставке. Такой проект нуждается в очень тонком балансе по стоимости доставки для своих и чужих товаров, очень больших временных затратах на создание самого проекта, инвестициях. У меня сейчас нет на него ни времени, ни финансовых возможностей. Недостаточно просто открыть e-commerce-проект – нужно следить за поведенческими характеристиками клиентов, SQ, Digital. Все это занимает очень много времени. Так что я не считаю этот проект нашей Мега-Задачей на ближайшее время.

Однако вижу его преимущества в селе. Но там, к сожалению, все еще нет инфраструктуры, в частности, нормального доступа к интернет. А чтобы дать почтальонам планшеты и научить делать какие-либо закупки вместе с клиентом в живом режиме, сначала нужно найти почтальона, который будет готов работать с планшетом. Как выяснилось, далеко не все готовы работать с новой техникой. И на полную занятость.

И все же вы продолжаете говорить о внедрении e-commerce в селах…

Давайте не забывать, что в селах живет треть страны, или около 17 миллионов человек. Это люди, которые в большинстве пока не участвуют в электронной коммерции, т.е. это именно тот потенциал роста для этого сегмента. И я уверен, что запуском проекта "Мобильные отделения" мы приближаем e-commerce к селу самым эффективным методом. Лучше нас это не сделает сегодня никто. На основе инфраструктуры, созданной этим проектом, мы можем агрегировать заказы с других площадок, получать за них свой процент, получать оплату за доставку заказов и при этом не затрачивать огромные деньги и усилия на создание собственной инфраструктуры онлайн-магазина. Кроме того, если Верховная Рада поддержит нас в части принятия закона №6601 (по открытию счетов), мы сможем в автоматическом режиме еще и выдавать кредиты на приобретение той же бытовой техники (через банки-партнеры), а ведь это - полный спектр услуг, которого так не достает на селе Я хочу конвертировать наши недостатки в преимущества, но для этого сначала нужно создать инфраструктуру. Вы сами понимаете, что на бумажках 3 тыс. страниц каталога и сбор денег наличными – это не очень эффективное решение.

Наблюдается очень странный обменный курс в отделениях "Укрпошты". Как вы его рассчитываете?

Ну, тут уже чистый рынок и высокая конкуренция Мы устанавливаем обменные курсы исходя, с одной стороны, из рынка, с другой стороны, из объемов и нашей валютной позиции – нужна нам валюта или нет.

Что касается себестоимости, она у нас она выше, чем в банках, так как у них есть большой процент безналичных платежей и обмена, у нас же 100% - это наличные, Когда у нас 100% наличных платежей – это совсем другая себестоимость.

Но мы заинтересованы в увеличении объемов платежей, проходящих через "Укрпошту". Поэтому если будет принят закон, который предоставит нам возможность работать с безналичными платежами, естественно, все изменится к лучшему.

Что вы можете сказать по поводу закона "о трех посылках"?

Вы знаете, когда я был маленьким, был такой замечательный детский фильм – "Три орешка для Золушки", где три орешка помогли своим волшебством Золушке. Так вот, по моему мнению, "три посылки для бюджета" такое чудо не сотворят. Скорее, чудом станет сама реализация закона, т.к. я, в принципе, не понимаю, как его (без искусственного интеллекта) можно реализовать. Допустим, у "Новой почты" есть две посылки и у меня две посылки. Какая из них четвертая, которая уже облагается налогом? А те люди, которые заказывают посылки на адрес отделения. Как их считать?

Я сам бывший налоговик – в Америке у меня первое образование налоговое. И у меня возникает вопрос: возможно, мы не с той стороны зашли? Если мы хотим бороться с нелегальным оборотом мелких предпринимателей, должны бороться с их доходами. Если человек задекларировал 5 тыс. грн дохода и при этом ездит на Mercedes последней модели, возможно, с ним что-то не так. Так может нам стоит начинать именно с этого? Мне кажется, это будет гораздо проще, чем отслеживать все мелкие посылки, пересекающие границу.

И еще один вопрос. Вы действительно уверены, что в Китае будут дважды одинаково писать одну и ту же фамилию? Или вы предлагаете обязать их использовать ИНН? Я вот просто вижу, как сейчас мы Джефа Безоса или Джека Ма обяжем, чтобы Alibaba и eBay без украинского ИНН ни в коем случае отправления в Украину не пересылали. Ну, смешно же.

А как понимать время работы с посылкой? Допустим, она должна была прийти 29 числа, а пришла 1? Человек же не виноват в том, что задерживается работа авиалиний? Или таможня не смогла вовремя обработать груз?

Еще стоит задуматься о том, сколько людей необходимо ГФС, чтобы реализовать эту инициативу. Вот мы нашли четвертую посылку, чудом определили, что она именно четвертая. Но теперь нам нужен консилиум. Потому что ее необходимо открыть в присутствии четырех человек, составить акт о том, что эти джинсы действительно Calvin Klein и ни в коем случае не Versace, зайти на сайт производителя, проверить, сколько они на самом деле стоит, выписать все это в юридически оформленном акте… Вы представляете, сколько времени это занимает, сколько людей должно с этим работать?

Но ведь в других странах тоже есть ограничения на посылки?

Да. В других странах есть ограничение на стоимость завозимых посылок, на количество – нет. В Евросоюзе действительно установлен лимит в EUR22 на ввозимые товары. Но ведь в Евросоюзе и рынок во много раз больше, чем в Украине. А внутри Евросоюза ведь нет никаких лимитов. Все что попало внутрь границы Евросоюза – дальше возится абсолютно спокойно без каких-либо лимитов. Как можно пытаться устанавливать одинаковые правила для рынка в 500 млн человек в ЕС и 40 млн в Украине? Беларусь уже сыграла в эту игру. У нас сейчас самое прибыльное отделение – в Луцке, потому что они все заказывали на Луцк, и перевозили через дорогу к себе. А в США при этом лимит $800, и они могут себе позволить произвести все то, что они заказывают внутри своей страны. Мы же даже произвести этого не можем.

Мы кого вообще пытаемся защитить этим законом? Наших знаменитых украинских производителей мобильных телефонов, которых не существует? Производителей крупной бытовой техники? Так ее и не повезут с eBay. Продавцов мобильной техники? Так у нас практически 80% рынка работает "в серую" или "в черную".

Хотите бороться с нелегальными доходами? Обложите ФОПы налогом. В США самый антикоррупционный налог – это налог на недвижимость. Нельзя жить, например, на Крещатике и декларировать 5 тыс. грн дохода. Во всех странах давно поняли, что создается информационная система, куда направляется информация о недвижимости, крупных покупках и доходе. И уже эту информацию компьютерная программа и группа из 15-20 аналитиков смотрят на предмет несоответствия.

Но норма ведь все равно будет действовать с 1 января?

Будет. И если ее не отменят – то встанет весь импорт. И на этом все закончится. И это будет не ответственность "Укрпошты". Это будет вина таможенника, который не захочет брать на себя ответственность при подсчете, какая все-таки из пяти посылок четвертая.

Я заранее всех предупреждаю: если весь аэропорт "Борисполь" будет завален международными посылками в несколько слоев – это вопрос не к "Укрпоште", это вопрос к тем, кто принимал этот закон. Но мне хочется верить, что у нас хватит здравого смысла, чтобы перенести, ну или переписать как-то эту инициативу. Есть, например, технология работы с IMEI-кодом. Возьмите ее и боритесь с теневым импортом с ее помощью. Зачем вводить какие-то непонятные схемы, которые даже работать не будут?

Самое интересное, что этот закон был принят в нарушение всех норм, поскольку не было предоставлено оценки на тему того, сколько будет стоить государству реализация такой инициативы. Сколько займет времени эта реализация, тем более с учетом проведения масштабного тендера на систему artificial intelligence и ее разработку. Расходы таможни тоже фиксируются в государственном бюджете, и, заметьте, его не увеличили с целью реализации этой инициативы.

Еще одно уточнение, по аудиту – насколько я помню, к компании PwC появились вопросы…

Я открою небольшой секрет – вопросы есть в разных странах ко всем компаниям большой четверки. Но тут все проще, мы ведь не выбираем себе оценщика. Мало того – даже наш акционер его не выбирает, поскольку мы, как государственная компания, проводим тендер в ProZorro. С другой стороны – дисквалификацию же они не получили? Аудиторскую лицензию у них никто не отбирал.

Я всегда борюсь с заявлениями в стиле "вот, у вас есть поставщик, по нему заведено уголовное дело". И что? Во-первых, в нашей стране очень легко соорудить уголовное дело. Во-вторых, в украинском законодательном поле нет пункта про обязательную дисквалификацию по репутационному риску. И если я вдруг дисквалифицирую компанию, победившую в тендере, потому что на нее кто-то что-то завел, закон нарушу уже я.

По всем тендерам в ProZorro у нас нет никаких рисков – мы платим за совершенную операцию, поставленные товары и услуги. И всегда закупаем по самой низкой цене – на нас даже жалуются, что мы тем самым кому-то подрываем их планы по закупкам. Но мы всегда себя ведем абсолютно честно.

Расскажите о вашем видении развития компании?

В наших приоритетах на следующие три года первым стоит человеческий капитал. И очень обидно, что в рамках политической борьбы люди не оценивают, насколько наш трудовой кодекс и трудовое законодательство не способствуют удержанию лучших людей в стране.

Трудовой кодекс у нас кого защищает? По сути - самых нерадивых сотрудников. Не тех, кто хочет, и будет работать, а тех, кто работать не хочет, но на их увольнение у меня уходит до полугода. А ведь за эти полгода я мог бы направить их зарплаты лучшим сотрудникам, чтобы они в Польшу на клубнику не уехали, а вместо этого я их потрачу на СБ, юристов, HR, чтобы все-таки те, кто говорит, что ненавидит клиентов, больше у нас не работали.

Отдельного слова заслуживают абсолютно совковые бухгалтерские правила и правила кадрового администрирования. Я всегда привожу следующий пример: заявление на отпуск. У меня есть 75 тыс. сотрудников. Они, минимум, два раза в год ходят в отпуск. Это, как минимум, четыре бумажки: два заявления на отпуск и два приказа на отпуск. 300-350 тыс. листов только на оформление отпусков. И их нужно хранить 75 лет - все бумаги, связанные с кадровым производством в Украине хранятся 75 лет.

Если бы стратегически люди думали о стране - они понимали бы, что мы на рынке труда, по сути, конкурируем с другими странами ЕС. И мы не можем конкурировать на равных, имея за собой такой хвост неэффективности имени СССР. У меня в штатах в компании на 10 тыс. человек работало в департаменте зачисления персонала всего три человека. В "Укрпоште" в этом департаменте работает 1300 человек. А зачем? В чем логика? Все эти начисления отпускных, оформление документов, выдача в три дня до отпуска…

Я взял вас на работу, мы договорились о зарплате, к примеру, в 10 тыс. грн в месяц - съездили вы в отпуск, не съездили - я выплачу вам ровно ту же сумму. Минус бумажки, минус трудозатраты, плюс прозрачность.

Сейчас многие ИТ-компании жалуются на то, что специалисты со стажем не проходят HR-допуски из-за несоответствия образования, к примеру. Вы госкомпания, и на многие значимые должности у вас явно есть определенные критерии, которым должен соответствовать специалист. Как вы с этим справляетесь? Как планируете справляться в будущем, когда люди пойдут работать сразу после школы, закончив пару курсов вместо ВУЗа?

Да, есть. Причем, чтобы вы понимали, "значимые" должности у нас начинаются с позиции "начальник отделения". И это проблема.

Никто из политиков в пылу предвыборной гонки сейчас не задумывается о том, что нужно сделать, чтобы страна стала более конкурентной. А нужно сделать какие-то базовые вещи, которые помогут бизнесу расти и развиваться.

Да, вряд ли "отменить трудовой кодекс" - это популярная мера. Но если этого не сделать, или хотя бы не заменить его на что-то более адекватное и соответствующее современным реалиям, мы получим ситуацию, когда самые образованные и компетентные люди уедут из страны, а мы останемся со штатом “ностальгирующих по СССР”, которые как работали по схеме из 80-х, так и продолжают работать.

И я очень надеюсь, что на это обратят внимание.

Мне бы очень хотелось, чтобы больше людей приходили работать в госкомпании. Да, на высокие зарплаты, потому, что я не понимаю, зачем им приходить на низкие зарплаты. Как я должен объяснить программисту из ИТ-компании, что он должен прийти ко мне работать на $500, когда он у себя получает $5000? Мне отвечают, что "он ведь будет работать на государство!" И что? Что он от этого получит? Ему медаль дадут? И тут я бы хотел выразить огромную благодарность министру инфраструктуры Владимиру Омеляну и его команде, потому, что без их четкой и последовательной позиции той команды, которую Вы сегодня видите в "Укрпоште", просто не было бы. Такая позиция в нашей стране, особенно перед выборами, зачастую непопулярна, и я чувствую личную ответственность в том, чтобы доказать, что это единственно правильный путь реформы госкомпаний. Волонтеры это хорошо и огромное им спасибо, но это не системный подход.

 

И в завершение вопрос по качеству работы. В прошлом году вы отчитались, что "Укрпошта" поднялась во всемирном рейтинге почтовых компаний. Какие результаты мониторинга ВПС ожидаете в этом году?

Вы знаете, я считаю, что мы сотворили небольшое чудо, которым коллектив "Укрпошты" может по праву гордиться. Откуда берется хорошее качество? Это люди, процессы и инфраструктура. Если говорить о последнем, то имея нулевую поддержку государства (я уже не говорю об убытках, которые мы несем, предоставляя государству услуги), мы смогли за эти два года обойти в рейтинге качества такие страны как Россия, Израиль и Норвегия, где почты имеют совсем иной уровень и господдержки, и конкуренции на рынке. Этот рейтинг составлялся независимой организацией – Всемирным почтовым союзом – и мы никак на его составление не влияли. Что же касается людей, то это мой личный фокус на следующие два-три года. Мы должны вкладывать в своих сотрудников и те средства, которые высвобождаются в результате автоматизации, что также позитивно влияет на качество, надо направлять в обучение и повышение заработных плат, чтобы привлекать лучших, которые будут с улыбкой обслуживать клиентов с отличным качеством услуг. Но на автоматизацию и зарплаты нужны ресурсы. В этом году мы, прежде всего, ожидаем решения вопроса с услугой доставки пенсий, иначе один из ключевых факторов оценки нашей работы ВПС - размер сети - может серьезно пострадать. Если мы не сможем содержать все 11,5 тысяч отделений, а предоставляя убыточные услуги это невозможно, то и место в рейтинге "поплывет". Относительно других показателей – мы уверено будем демонстрировать рост в посылках. Например, за весь 2016 год мы осуществили порядка 40 тысяч экспрес-доставок. Сегодня мы приближаемся к этому показателю как среднее за день. Т.е. всего в 365 раз больше. Мы начали работать с ведущими интернет магазинами, и, я уверен, эти цифры будут значительно расти с ростом доверия к нам, как оператору доставки. И как я уже говорил – мы за качественные изменения законодательства. Оно должно помогать бизнесу работать честно, а не стимулировать его покинуть страну физически или через вывод средств и налогов. Мне кажется, наша страна нуждается в новом социальном договоре: бизнес начинает платить налоги, а государство вкладывает эти деньги в развитие экономики, одновременно цивилизуя правила игры. Сегодня такого договора нет. Государство пытается где-то найти деньги на развитие, ремонт дорог и, в том числе, на раздутые социальные программы, которые кстати вредят бизнесу, мотивируя сотрудников сидеть на субсидиях и работать за наличные, Одновременно, не созданы, к сожалению, механизмы эффективного контроля над этими средствами. Я в своей работе, не рассчитываю ни на полицию, ни на суды, ни на НАБУ, ни на прокуратуру. Что, конечно, странно для руководителя государственной компании. Зачастую провожаем воров с грамотой, чтобы просто от них избавиться, дабы не тратить попусту время на бесполезные действия в рамках правоохранительной системы. Кому интересно, расскажу. Первое дело я передал в правоохранительные органы в 2016 году. Оно все там же. Про мелкое воровство со стороны почтальонов и операторов даже можно не говорить. Все заканчивается на уровне нашей внутренней СБ, за что им, конечно, спасибо. Бизнес же в такой среде пытается минимизировать свои налоги как может. Такая модель взаимоотношений не может быть вечной и уж точно не ведет к процветанию страны. Давайте надеяться, что после выборов ситуация изменится в лучшую сторону и всемирная болезнь сурового популизма не встанет на пути восстановления Украины. Мы со своей стороны будем делать свою часть. Когда то, президент Обама, собрав молодых сотрудников администрации президента США, готовых изменить мир за неделю, сказал им: давайте постараемся сделать не отлично (у нас это сразу не получится), а каждый день делать чью-то жизнь лучше. Я настраиваю свою команду на это же. Неважно, какая вокруг нас среда – выборы, популизм, совковые законы и т.д. Давайте все вместе попробуем показать пример, как можно сделать жизнь в Украине чуть-чуть лучше каждый день.

 

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ