Интервью

Главы правлений Альфа-банка и Укрсоцбанка: Мы -- частный банк, наше преимущество – скорость

Эксклюзивное интервью CEO "Альфа-Групп" в Украине, председателя правления Укрсоцбанка Ивана Свитека и председателя правления Альфа-банка Украина Виктории Михайле агентству "Интерфакс-Украина". (Часть вторая)

Часть первую читать по ссылке https://interfax.com.ua/news/economic/521043.html

– В конкуренции с какими игроками вы видите потенциал для своего роста? Это государственные банки, банки с украинским капиталом или иностранные банки, которые до сих пор не знают, что тут делать со своими дочками?

И.С.: Мы видим потенциал везде. Рынок растет, клиентская активность улучшается… Мне кажется, что мы в выгодной позиции. С одной стороны, государственные банки, у которых масса ограничений, и которые намного медленнее нас. С другой стороны, иностранные банки, которые до сих пор боятся Украины. А мы -- частный банк, и наше преимущество – скорость. Мы, безусловно, самый амбициозный и быстро развивающийся банк, имеющий ресурсы для развития, технологии и материнскую структуру, которая поддерживает нас, понимает местный рынок и пришла сюда давно и надолго.

– Материнская структура готова поддерживать и капиталом, в том числе?

И.С.: Пока дополнительный капитал нам не нужен. Идет борьба за качество и изменения в самой структуре. Я ожидаю, что в следующем году мы выйдем на прибыль, и тогда сможем сами генерировать капитал.

– Мажоритатный акционер Укрсоцбанка, ABH Holdings, сконцентрировала 100% акций банка благодаря сквиз-ауту. Обязательный выкуп проводится по цене 3 копейки за акцию номиналом 10 коп, тогда как на рынке до последнего пытались продавать эти бумаги по 6 коп.?

И.С.: На рынке обращалось очень небольшое количество акций, поэтому вряд ли можно говорить, что сформировавшаяся на бирже цена была действительно рыночной. По закону мы должны были привлечь независимого профессионального оценщика для определения цены выкупа, что мы и сделали.

Для нас очень важным было качественно оценить акции, поэтому кроме собственно оценки, мы заказывали рецензию на оценку, которая подтвердила выводы первого оценщика. Все требования закона были соблюдены, и сейчас со всеми акционерами уже начинаются расчеты за акции. Я думаю, что в рамках других сквиз-аутов, которые сегодня идут и которые еще будут на рынке, вы увидите практически те же тенденции.

– О какой общей сумме выкупа идет речь?

И.С.: Суммы там небольшие – 4,6 млн грн. Мы затевали этот процесс для оптимизации управления структурой и повышения уровня корпоративного управления. Поэтому вопрос здесь был вовсе не в деньгах и экономии, а в четком соответствии закону и нормативным требованиям.

- В дискуссиях, которые сейчас ведутся по сквиз-ауту, часто выдвигается такой аргумент, что если миноритарий не согласен с ценой, то ему нужно предоставить право выкупить по ней мажоритарный пакет… Как цена, которую предложил оценщик, соотноситься с ценой, по которой покупался Укрсоц?

И.С.: Эти две цены нельзя сравнивать. В-первых, сделка обсуждалась и прорабатывалась 2,5–3 года назад. Во-вторых, есть большая разница между миноритарным и мажоритарным пакетом… Добавлю также, что Укрсоцбанк никогда не выплачивал дивиденды.

– А в перспективе Альфа может выйти на публичный рынок со своими акциями?

И.С.: У нас и сейчас хорошая структура акционеров: в структуре капитала материнской компании есть UniCredit, появился австрийский инвестор (MSP Stiftung – ИФ). У наших акционеров есть богатый опыт партнерства с другими игроками в различных проектах. Поэтому, я думаю, что и в будущем речь будет идти о таком партнерстве, а не о выходе украинского банка на публичные рынки.

В.М.: Поживем-увидим. Я надеюсь, что в стране многое будет по-другому. Но это точно не 2019 или 2020 годы.

– Ваша доля рынка по активам порядка 6%. В каких сегментах доля выше? Где планируете усиливать позиции?

И.С.: Мы очень активно развиваемся в рознице: сейчас уже вторые в стране по объему выдачи кредитов физлицам. Но развиваемся как универсальный и транзакционный банк по пассивным операциям, зарплатным проектам, диджитал-сервисам, включая мобильное приложение. Запустили собственную программу лояльности, активно работаем с affluent-сегментом (состоятельными клиентами – ИФ).

На втором месте – малый и средний бизнес. В этом направлении нам очень помог Укрсоц пополнением клиентской базы. По технологичности мы пока отстаем в этом сегменте, но есть новые проекты и новые кредитные продукты. Совсем скоро увидите очень много новых интересных решений.

Мы очень активны в приватном банкинге и корпоративном бизнесе. В целом мы, повторюсь, универсальный банк и видим свое преимущество в возможности синергии бизнес-направлений, которые могут комплексно обслужить клиента: от обслуживания лиц, принимающих решения, до зарплатных проектов, кредитов, РКО, приема платежей, карт, кассы, инкассации. Плюс у нас в группе страховая компания, лизинг. Лизинг, например, сейчас хорошо развивается и неплохо наращивается портфель.

– А управление страховой группой вы осуществляете?

И.С.: Да, это часть нашей группы. Альфа-банк – лидер, но у всех компаний – страховой, лизинговой, факторинговой – независимые менеджеры. Наша стратегия такова, что каждый из бизнесов должен иметь своего лидера – человека, который отвечает полностью за операционную деятельность и финансовый результат. А наши коллеги представлены в набсоветах компаний.

– А какова судьба Укрсоц-недвижимость?

И.С.: С этим активом мы будем прощаться.

– Каковы планы по наращиванию кредитного корпоративного портфеля?

И.С.: В корпоративном риске мы более осторожны, чем в розничном. У нас есть новые проекты – мы будем развивать такой сложный для всех банков сегмент, как региональный корпоративный бизнес. Но в целом в этом году объем нашего портфеля крупных корпоративных кредитов будет стабильным.

А вот где точно будем расти – это розница. Кроме того, мы начали выдавать первые простые понятные кредиты МСБ и, соответственно, там мы тоже будем развиваться. У нас достаточно большие планы до конца этого года и на следующий. Мы понимаем, что этот сегмент без кредитования не может расти.

– Совокупный кредитный портфель по итогам 2018 года останется на уровне прошлого года?

И.С: Я думаю, что будет позитивная динамика: исходя из текущего темпа, до 10% прирастем.

С точки зрения сегментов, мы этот процент точно диверсифицируем. В корпоративе мы так и останемся на уровне $1 млрд, а в рознице мы уже взяли более высокий темп, чем в прошлом году – 18% прироста портфеля за пять месяцев.

– Мы уже касались темы NPL. Каков сейчас портфель таких активов?

И.С.: Когда я пришел – это было полмиллиарда долларов, потом мы снизили до $280 млн, а сейчас чуть больше $200 млн. Думаю, что к концу года мы выйдем на $100 млн.

В 2019 году мы будет отрабатывать остатки сделок. Мы хотим продавать деньги, а не здания, сооружения и земли. Поэтому для нас один из фокусов – отработка NPL на Укрсоце. К сожалению, не все сейчас хорошо продается, но если посмотреть динамику снижения проблемного портфеля, то мы идем быстрее рынка. И хороший, и плохой заемщик должны понимать, что любая модель, которую одобрят акционеры при слиянии банков, – с выделением бизнеса по работе с NPL или без него – ничего не изменит в стратегии отработки плохих кредитов командой объединенного банка.

– Какова сейчас доля NPL по портфелю Альфа-банка?

И.С.: У Альфы на начало года NPL просчитывался на уровне 10,9%, в Укрсоце показатели уже находятся ниже среднего по рынку. И есть дальнейшая тенденция к снижению. Мы считаем, что Альфа уже "отработана", хотя, конечно, есть сложные кейсы. Для нас сейчас фокус – отработка проблемки Укрсоца.

В.М.: Объем резервов сформирован в полном объеме, об этом мы можем точно говорить. Весной этого года были закончены две большие комплексные проверки Нацбанка, и ни один из банков не получил предписания по доформированию. Думаю, что неожиданностей после стресс-тестирования у нас тоже не будет.

-- Альфа-банк расформировал 1,5 млрд грн резервов за 5 месяцев этого года, Укрсоц – 0,5 млрд грн

В.М.: Да, уходят плохие кейсы, и мы расформировываем резервы. Большая работа была проделана в 2016 и 2017 годах. Это были два года, когда нам пришлось активно работать в Укрсоце. Нам надо было построить на Укрсоце ту фабрику взыскания, которую в свое время нам удалось построить в Альфе как по залоговому, так и беззалоговому взысканию. По оценке регулятора, у нас лучшие показатели и динамика.

В этом сегменте нам есть, чем гордиться. Для нашего коллекшна нет предела совершенству. Поднять то, что  не платилось годами, – это вызов. Они даже (раскрою тайну) в разработке своих концепций по debt settlement (урегулированию долгов – ИФ) в разного рода реструктуризациях не разделяют понятий мораторийного и немораторийного клиента. Им удается договориться, в том числе, с мораторийными клиентами. Разработаны 4 разные модели урегулирования, масса других программ, которые связаны с взысканием и реструктуризациями, удобных для клиента. На сегодня у нас среднее recovery по этому портфелю – 100 млн грн в месяц.

– Вопрос по финтеху. Это популярная сегодня среди банков тема. Вы готовы работать с ним на аутсорсе?

И.С.: Это не аутсорс, а широкая стратегия по инновациям. Есть внутренняя часть, где мы активно в рамках хакатонов мотивируем сотрудников на генерацию идей. И есть внешняя часть, где мы с партнером привлекаем стартапы. И здесь могут быть разные условия сотрудничества. У кого-то мы покупаем продукт, кому-то даем возможность тестировать свои продукты на нашей площадке, в кого-то готовы инвестировать. И речь не только о продуктах и услугах. У нас много внутренних клиентов и направлений, где нужно улучшать процессы.

– То есть у вас такой мини-венчурный фонд?

И.С.: Это не венчурный фонд. У нас нет задачи заработать на продаже этого актива. Наша задача – заработать на внедрении этого решения в банке. Если к нам кто-то придет с биткоинами, мы не будем рассматривать этот проект. Мы всегда смотрим, насколько проект, продукт или решение повлияют на бизнес и насколько будет интересен клиентам. Есть пример компании, которая занимается переводом денег от украинской диаспоры за границей в Украину. У нас пока нет таких услуг, мы бы хотели зайти в этот сегмент. Мы поддерживаем эту компанию, помогаем расти и, возможно, в будущем присоединим ее к нам.

– С "Киевстаром" как сестринской компанией у вас есть какая-то синергия?

И.С.: "Киевстар" развивается быстрыми темпами. Они наши клиенты, мы - их корпоративные абоненты. У компании огромные амбиции, связанные с электронным бизнесом, и они заходят в определенные сегменты. Мы очень активно с ними работаем там, где есть совместные интересы.

Два года назад был реализован проект телеком-скоринга для оценки платежеспособности и контроля уровня мошенничества при кредитовании клиентов-физлиц. Еще один наш совместный проект будет запущен в августе: сервис бесконтактных платежей с применением QR-кодов на базе технологии mVisa платежной системы Visa. Он позволит торговцам и предпринимателям принимать платежи за товары и услуги без установки дорогих терминалов, только с помощью смартфонов. Мы видим в этом решении большие перспективы для развития сети приема карт и безналичных расчетов в мелких торговых точках.

– Ранее банк планировал разместить облигации серий Q и R, но их не удалось продать, почему? Какие ожидания по размещению серии S?

В.М.: Облигации предыдущей серии К были достаточно эффективно размещены, а когда вышли Q и R со ставкой 14%, то конъюнктура рынка сильно изменилась. Учитывая, что перед банком всегда стоит цель удешевления фондирования, мы просто пошли в другие инструменты. В начале июля серия K была погашена. Мы видим, что спрос на бумаги новой серии S есть. Поэтому ожидаем, что этот выпуск будет практически полностью размещен в установленные сроки – с 28 июля по май следующего года.

– Без дисконта? Ведь ставка 14% --- это ниже, чем по ОВГЗ.

В.М.: Перед нами стоит задача сделать это размещение эффективным, без дисконта. Рынок сложный, но такие амбиции у нас есть.

-- Вы за пять месяцев на 700 млн грн нарастили портфель ОВГЗ в Альфе. Это из-за того, что некому давать деньги, или просто потому, что хорошие ставки?

В.М.: Это, прежде всего, ставки и диверсификация. Это часть нашей стратегии сбалансированного управления ликвидностью.

– Вы можете еще дальше наращивать портфель госбумаг?

В.М.: Пока мы находимся в том объеме, в котором есть.

– Могут ли произойти изменения в структуре акционеров, в доле капиталов? В этом или следующем году.

И.С.: У меня нет такой информации. Я думаю, что акционерная структура банка, которая складывается из ABHU и нашего австрийского партнера по Альфа-банку и ABH Holdings по Укрсоцбанку, будет стабильной. Но это вопрос, все-таки, к акционерам.

– Как повлияло появление нового акционера -- MSP Stiftung с его 9,9% акций?

И.С.: Для нас вхождение нового акционера – это новые знания и новый опыт. И мы чувствуем это влияние, в том числе, через коллегиальные органы. У нас новый независимый глава набсовета с очень хорошей экспертизой и богатым опытом на разных рынках, с которым прошли уже два заседания.

В.М.: В нашей группе всегда большое внимание уделяли стандартам корпоративного управления. Альфа-банк в рамках проекта с Международным валютным фондом прошел тестирование по корпоративному управлению. Мы получили очень хорошие оценки. Поэтому укрепление структуры, в том числе, за счет очень сильного независимого главы набсовета сложно переоценить.

– Сейчас у ваших акционеров в Украине из крупного бизнеса только банк и две компании: "Киевстар" и IDS Borjomi.

И.С.: Да, в Украине три бизнеса.

– За недавнюю историю присутствия Альфы в Украине количество бизнесов ее акционеров в этой стране только уменьшалось. Раньше были, например, Альфа-Эко, продуктовая розница, ТНК…

И.С.: Из ТНК наши акционеры вышли системно, продали долю.

– То есть для акционеров банк самоценен?

И.С.: Да, мы банк, который работает в рамках отдельной банковской группы ABH Holdings. Я считаю, что темп, который мы взяли, достаточно хорош.

– Не могу не задать вопрос об ожиданиях на 2019 год. Большинство экспертов говорят, что уровень неопределенности в стране будет расти. Мы видим проблемы с МВФ, отсутствие безусловного политического лидера в рейтингах, а те, кто пока лидируют, – пугают бизнес. Вы уже думали, как обезопасить себя и клиентов? Может не так быстро расти?

И.С.: Уровень неопределенности в Украине всегда высокий. Если бы мы ждали, когда это изменится, и откладывали планы по развитию, то просто ничего бы не делали и не росли.

Я выделил для себя и для банков группы две основные задачи до конца этого года и на следующий. Первая – это выход из непрофильных активов, реструктуризация и продажа низко прибыльных активов, выход в кэш. Вторая – это развитие бизнеса. Не важно, какая ситуация на рынке, людям нужны банковские услуги. Поэтому мы выходим в розницу, идем в высоко маржинальные продукты и, даже в случае кризиса, мы будем зарабатывать, выстраивая долгосрочные отношения с нашими клиентами. Для этого нужны технологии, качественное управление, хорошие IT-системы и, безусловно, открытая корпоративная культура. То есть мы просто будем работать.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ