18:41 06.06.2018

Режи Брийя: Судебная реформа это пример изменений, которые можно делать, когда есть политическая воля

6 мин читать
Режи Брийя: Судебная реформа это пример изменений, которые можно делать, когда есть политическая воля

Эксклюзивное интервью специального советника Генерального секретаря Совета Европы в Украине Режи Брийя агентству "Интерфакс-Украина"

- Как вы оцениваете прогресс судебной реформы в Украине?

- После Революции Достоинства в Украине произошли существенные изменения в судебной системе. Это включает внесение изменений в Конституцию, принятие закона "О судоустройстве и статусе судей", внесение изменений в основные процессуальные законодательные акты, а именно в Гражданский и Хозяйственный процессуальные кодексы и Кодекс административного судопроизводства; формирование нового Верховного Суда, назначение судей в Конституционный Суд, а также введение права на конституционную жалобу и принятие регламента Конституционного Суда. В результате этого Украина упростила судебную систему и значительно расширила полномочия Верховного и Конституционного судов. Эти события являются примером того, как можно проводить изменения, если присутствует необходимая политическая воля.

Краткосрочные показатели достигнутого прогресса - увеличение количества решений Европейского суда по правам человека, которые выполняются Украиной, а также уменьшение количества обращений в ЕСПЧ против Украины. Долгосрочный показатель - это увеличение доверия населения к судопроизводству, что и должно быть результатом проведения реформ.

- Как вы оцениваете процесс восстановления судебной системы Украины? Насколько эффективна деятельность ВККСУ?

- ВККСУ играет решающую роль в реформировании судебной системы Украины. Меня поразила работа, проведенная ВККСУ за последние два года. Опыт Комиссии при избрании судей Верховного Суда является поистине уникальным для европейских стран. Все - как в Украине, так и за ее пределами - внимательно наблюдали за этим процессом, за работой Комиссии, которая проверяла, где это было необходимо, и рассматривала кандидатуры в состав Верховного Суда. Комиссия в соответствии с законом ввела совершенную процедуру избрания судей в состав Верховного Суда, основанную на высоком уровне профессиональной компетентности и добропорядочности. Следя за работой нового Верховного Суда, я считаю, что ВККСУ выполнила эту задачу эффективно и успешно.

Текущими вызовами ВККСУ являются проведение оценки всех судей Украины, конкурс в Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности, второй конкурс в Верховный Суд и перевод судей в новосозданные суды в соответствии с указом президента от 29 декабря 2017 года № 449 "О ликвидации и образовании местных общих судов". Это является серьезным вызовом, и я убежден, что Комиссия продолжит выполнение этих очень непростых задачи профессионально и эффективно.

- Как вы оцениваете участие представителей гражданского общества в оценке судебной системы? Как вы оцениваете деятельность Общественного совета добропорядочности (ОСД)? Как обеспечить равновесие между ВККСУ и ОCД? Каким качествам кандидата следует отдавать предпочтение - профессионализму или же личным?

- Украина ввела инновационный подход к участию гражданского общества в процессе отбора судей. Это было предусмотрено законом "О судоустройстве и статусе судей" путем создания Общественного совета добропорядочности - органа представителей неправительственных организаций, практикующих юристов и журналистов, консультирующего Высшую квалификационную комиссию судей Украины в процессе квалификационной оценки судей. Общественный совет добропорядочности внес большой вклад в процесс отбора нового состава судей Верховного Суда. Это обеспечило дополнительную гарантию прозрачности такой процедуры и имеет важное значение для преодоления традиционно сложившегося недоверия общества к судебной системе.

Я понимаю, что по завершении отбора судей в новый Верховный Суд некоторые представители гражданского общества, в том числе члены ОСД, отнеслись к этому процессу с большими подозрениями и скепсисом.

Я призываю комиссию и ОСД к возобновлению диалога, полностью придерживаясь положений закона, поскольку их общей целью, совместно с Советом Европы и другими международными организациями, является обеспечение максимально высокого уровня профессионализма и добропорядочности судебной власти.

Противоположные мнения и диалог являются частью демократического процесса. Этот процесс должен быть ориентирован на нахождение конструктивных решений с целью достижения ожидаемого результата.

Таким образом, ВККСУ и ОСД играть решающую роль в повышении уровня доверия граждан к судебной системе.

Отвечая на вопрос о том, каким качествам следует отдавать предпочтение при отборе кандидатов на должность судьи, я хотел бы сослаться на Европейскую хартию об уставе судей (июль 1998 года). В этом документе, в частности, отмечается следующее: "...в процессе отбора кандидатов основной целью должна быть оценка способности кандидата самостоятельно оценивать судебные дела, свидетельствующая о независимом мышлении. Важным элементом является также возможность демонстрировать беспристрастность в осуществлении правосудия. Возможность применять закон рассматривается как совокупность знаний закона и способности его применять, что является разными вещами. Орган, отвечающий за отбор, также должен обеспечить, чтобы поведение кандидата в судьи базировалась на уважении к человеческому достоинству, что является жизненно важным в отношениях между лицами, наделенными властными полномочиями, и истцами, и действительно создает серьезные затруднения. Наконец, отбор не должен основываться на дискриминационных условиях, касающихся пола, этнического или социального происхождения, философских или политических взглядов, либо религиозных убеждений".

- С вашей точки зрения, насколько необходимо Украине создание Антикоррупционного суда? Готово ли к этому украинское общество? Каким образом можно создать эффективный состав Антикоррупционного суда? Какую роль должно играть гражданское общество в формировании состава Антикоррупционного суда?

- Борьба с коррупцией должна рассматриваться как приоритет высокого уровня в любом демократическом обществе. Украинское общество, как и международное, имеет большие надежды на преодоление этого явления в стране без дальнейших проволочек.

Украина обязалась создать Высший антикоррупционный суд. Закон "О судоустройстве и статусе судей" предусматривает формирование такого суда.

Несмотря на образование в 2016 году специализированных правоохранительных органов, в компетенцию которых входит расследование громких дел, связанных с коррупцией (Национальное антикоррупционное бюро Украины и Специализированная антикоррупционная прокуратура), до сих пор не вынесены приговоры по таким делам. Формирование Высшего антикоррупционного суда станет важным шагом при условии, что он будет создан в полном соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии.

Относительно персонального состава Антикоррупционного суда я приведу цитату заключения Венецианской комиссии от октября 2017 в отношении законопроекта "О Высшем Антикоррупционном суде Украины". Там отмечено, что согласно позиции GRECO (Группа государств против коррупции - ИФ), "чрезвычайно важным является обеспечение отбора высокопрофессиональных судей для рассмотрения коррупционных дел в высших эшелонах власти, которые должны быть избраны в прозрачном процессе на основе объективных критериев. Важно также, чтобы такие судьи были надлежащим образом защищены от чрезмерного внешнего - например, политического - влияния и от любых возможных нападок на их независимость и безопасность".

- Как вы оцениваете эффективность нового Верховного Суда?

- Новый Верховный Суд уже принял важные решения. Я хотел бы привести один пример - решение ВС по пенсиям для внутренне перемещенных лиц (https://supreme.court.gov.ua/supreme/pro_sud/zrazkova sprava/zrazkova_9901_20_18), которое содержит принципиальное решение и может повлиять на жизнь многих граждан Украины. Это многообещающее начало, и я надеюсь, что Верховный Суд продолжит свою важную работу по консолидации верховенства права и уважения прав человека в Украине.

- Как Вы оцениваете деятельность Украины по защите своих интересов в международных судах, в частности активов, оставшихся на неконтролируемых территориях в восточных областях и в Крыму?

- Украина, как и каждое суверенное государство, защищает свои интересы посредством различных механизмов, предусмотренных международным правом. Позиция Совета Европы по этому вопросу приведена в резолюциях и рекомендациях ПАСЕ, а также в решениях Комитета Министров.

 

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

ЕИБ разрабатывает программы энергоэффективного восстановления жилого фонда и создания социального жилья

Михаил Бакуненко: Запрет экспорта газа, игнорирование законодательства и отчуждение бизнеса – настоящее отрасли в Украине

Нам всегда не хватает денег, потому что мы постоянно развиваемся – управляющий партнер "ТК-Домашний текстиль"

Мы можем совершенствовать диагностику с помощью ИИ - завотделом Института им. Филатова

Совсем скоро будет создан пошаговый алгоритм подачи заявления в Международный реестр убытков от агрессии РФ – Мудра

Посол Италии: для Путина Украины не существует, он категорически отрицает национальную идентичность украинцев

Наша основная задача - сохранение архитектурных памятников Украины, поврежденных войной, - представитель WMF в Украине

аirBaltic немедленно возобновит полеты, как только воздушное пространство Украины будет открыто, - Мартин Гаусс

Надеемся избрать новых судей ВАКС до конца этого года, возможные связи с государством-агрессором проверяем тщательно – судья ВАКС, член ВККС Колиуш

Поддержка Украины на пути к справедливости должна была постоянной, потому что это работа на годы и десятилетия – генпрокурор

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА