Интервью

Сергей Березенко: "Следующим этапом медреформы должно быть медицинское страхование"

Эксклюзивное интервью члена парламентского комитета по вопросам здравоохранения, заместителя руководителя фракции БПП Сергея Березенко

- Недавно в селе Боденьки Киевской области открывалась новая амбулатория. Мероприятие было очень торжественным, на нем присутствовал президент Украины. Почему к открытию сельской амбулатории было столь пристальное внимание?

- Я бы говорил не о факте открытия амбулатории, я бы говорил о том, что на этом объекте была полностью подготовлена первая пилотная единица функционирования первичного звена медпомощи в сельской местности. В Украине около трети населения проживает в деревне, а количество амбулатории и ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов - ИФ), которые обеспечены хотя бы водой, составляет примерно 28%. Причем вода в основном берется из колодцев. Еще меньший процент ФАПов подключен к центральной канализации. Фактически сельские ФАПы сегодня - это старые разрушающиеся здания, дырявые крыши, отсутствие элементарного оснащения. Это означает, что на сегодня в селе вообще нет доступа к медицине: ни к диагностике, ни к терапии.

В прошлом году по инициативе президента Украины был принят закон о сельской медицине, предусматривающий доступ к медицинской услуге в каждом населенном пункте, при этом реформа сельской медицины должна стать частью общей медицинской реформы. Поэтому амбулатория, открытая в Киевской области - это пример того, какой должна быть первичная медпомощь во всех селах, поселках, объединенных территориальных общинах Украины в ближайшие два года.

- А в населенном пункте, где открылась эта амбулатория, раньше была амбулатория или ФАП?

- Нет, там ничего не было. А сегодня там уже работает фельдшер - молодая женщина, которая переехала из другой области. В этой амбулатории не только место для работы медика, но и жилье для него. В 2018 году по всем областям отрабатывается возможность строительства сети таких амбулаторий, и мы надеемся, что 500-800 амбулаторий по всей Украине сможем равномерно построить. В настоящее время для реализации этого проекта наработано 80% необходимой нормативно-правовой базы, и все выделенные из госбюджета средства, а это 5 миллиардов гривень, распределены на каждую область пропорционально количеству населения и уже находятся на казначейских счетах каждой области, зарезервированы средства для таких амбулаторий. Я надеюсь, что в течение ближайших двух-трех недель будут утверждены все необходимые нормативные акты для строительства таких амбулаторий и освоения денег. Процесс строительства должен начаться не позднее середины июля, и мы рассчитываем, что уже в сентябре-октябре значительное количество таких амбулаторий день за днем будет вводиться в эксплуатацию.

- Какое количество амбулаторий планируется в рамках сельской сети?

- На сегодня в Украине есть около 4 тыс. амбулаторий и 12 тыс. ФАПов. Это не значит, что все эти медицинские учреждения будут закрыты. Те 28% упомянутых мною амбулаторий, которые нормально функционируют, будут сохранены. Это значит, что у нас есть острая необходимость в строительстве или реконструкции около 2500 новых амбулаторий в Украине. После анализа существующих медицинских объектов в селах, который провели органы Государственной архитектурной строительной инспекции, было принято решение провести реконструкцию некоторых из этих объектов, но иногда реконструкция намного дороже, чем строительство с нуля по современным технологиям. Поэтому будем делать акцент на новом строительстве именно типовых объектов, чтобы врач, который переедет в село, ни дня не тратил на адаптацию.

Смысл этой реформы в том, что она должна быть типовой и титульной – деньги есть, почти готовы все документы, каждая область получит два-три типовых проекта, две-три типовых технологии строительства, которые позволят построить объект быстро, а не зайти в долгострой. Для участия в программе местные общины должны будут выполнять требования, определенные общим приказом Минздрава и Минрегиона, после этого государство будет оплачивать ход работ через местные администрации.

Дальше будут вопросы к местным властям: как быстро они отведут землю, как быстро проведут интернет, который позволит использовать возможности телемедицины. Возможно, территориальным общинам небольших населенных пунктов придется решать какие-то вопросы совместно, им придется согласовать дееспособную сеть сельской первичной медпомощи, которая должна быть встроена в общую систему оказания медицинской помощи, чтобы было понятно, как оказывается экстренная медицинская помощь, где и какие работают стационары. Это означает, что количество пациентов на одну амбулаторию должно быть достаточным для того, чтобы после заключения договоров с семейным врачом хватило средств, которые государство направит на эту амбулаторию, чтобы оплатить расходы этой амбулатории, автомобиль, заработную плату, поддержку медоборудования и лекарственные средства. Ведь возможна ситуация, что где-нибудь в горной местности в селе всего 150 человек. Такого количества пациентов будет недостаточно для того чтобы содержать амбулаторию, поэтому там должен быть другой подход – общины должны создать жизнеспособные сети, утвердить их и только после этого начинать строительство амбулаторий. Это кропотливый и трудный процесс, как и вся реформа, но меня радует, что мы набрали хороший темп.

- Какая часть Украины покрыта этой сетью?

- Должна быть покрыта вся.

- А сегодня какая часть покрыта?

- На сегодняшний день не утвердили жизнеспособные сети, не заполнили ресурсную ведомость только пять областей, 20 областей уже утвердили и вступают в активную фазу строительных работ.

- Как Вы оцениваете ход медицинской реформы в регионах?

- На примере жителей села Боденьки, которые впервые получили современную амбулаторию, могу сказать, что воспринимать реформу негативно невозможно. Но хотелось бы, чтобы местные элиты отнеслись к этому серьезно. Поэтому с нашей стороны есть достаточно строгий депутатский контроль, в комитете Верховной Рады по здравоохранению создан подкомитет контроля реализации медреформы. Мы стараемся ездить, смотреть, чтобы реформу не сделали бутафорской.

- А что местные элиты говорят?

- Я убежден, что их это устраивает. Есть некоторые опасения, что будут закрываться медучреждения, но это касается медицинской реформы в целом. Что касается сельской медицины, то поддержка колоссальная на всех уровнях. Единственное, что тревожит местные элиты, это как быстро мы начнем строить.

- Войдет ли в реформу первичного звена частная медицина? На сегодня у частных клиник есть несколько нерешенных вопросов, в частности связанных с выдачей больничных и с выпиской рецептов по доступным лекарствами. Эти проблемы будут решены?

- Я считаю, что это вопрос исключительно компетенции Минздрава. Логика закона о государственных финансовых гарантиях заключается в том, что пациент может выбрать любого семейного врача, в том числе в частной клинике. Но государство гарантирует в текущем году 370 гривень за пациента, в следующем, думаю, будет больше, но в частных клиниках столько стоит одна консультация, поэтому, возможно, частные клиники будут "добирать" дополнительными платными услугами и высококлассным сервисом. Но и в государственной, и в частной клинике семейный врач заинтересован быть профессиональным и внимательным к своему пациенту.

Мы часто сталкиваемся с разного рода мифами, например, некоторые считают, что клиникам уже выделили по 370 гривень за пациента и спрашивают, где их можно забрать. Так вот, государство будет оплачивать семейного врача по 1/12 этой суммы каждый месяц. Это сделано специально, чтобы пациент, если ему не подошел врач, мог перейти к другому врачу, не оставшись без медпомощи.

Когда говорят, что вылечится за 370 гривень в год невозможно, я хочу отметить, что практика семейного врача на 1500-2000 пациентов абсолютно нормальная в мире, у нас и сейчас у участкового врача приписано около 2000 человек. Если аккумулировать по 370 грн за всех 2000 пациентов, получится достаточная сумма. Мы меняем подход и устанавливаем принцип конкуренции. На сегодня с семейными врачами подписали декларации 4,5 миллиона человек. Выплаты начнутся с 1 июля, как нам пообещал Кабинет министров, согласно их постановлению, и реформа станет ощутимой. Мы, депутаты, всячески поддерживаем и ожидаем, что с 1 июля по первым декларациям пойдут деньги.

- Что будет после реформы системы первичной медпомощи? Как вы оцениваете готовности к реформе вторичного и третичного уровня?

- Я всячески настаиваю на том, что следующим этапом должно быть медицинское страхование. Оно может быть комбинированное, добровольное и обязательное. Во многих странах большое количество услуг покрывается именно за счет фактически дополнительного налога, который ложится или на работодателей или на работников. Я считаю, что в нашем государстве так должны оплачиваться медуслуги вторичного и третичного уровня. Если вы помните, в прошлом году было много разговоров вокруг якобы тарифов на медуслуги, счетов за операции на уровне 100 тыс. гривень. Да, безусловно, операция на сердце или нейрохирургическая стоят больших денег во всем мире. Мы не должны думать, как на этом экономить, но где брать деньги на такие операции? Так вот, медицинское страхование покроет эти расходы.

- Когда можно ожидать введения медстрахования?

- Сейчас идет дискуссия, есть несколько законопроектов. К сожалению, комитет по вопросам здравоохранения не является профильным в этом вопросе, этой темой занимается комитет социальной защиты, и мы должны провести совещание двух комитетов. Я инициирую этот процесс для того, чтобы рассмотреть все законопроекты, которые предложены, попробовать согласовать один текст совместно с депутатами двух комитетов. И наша задача до осени этого года проголосовать закон о страховой медицине и в первом, и во втором чтении. До второго, наверное, дойдет уже в ноябре, чтобы можно было запускать эту систему не позднее 2020 года с обязательным действием основного закона о медицинской реформе.

- Не будет какого-то конфликта с текущей медицинской реформой?

- Нет, действующая медреформа предусматривает перераспределение государственных средств, которые уже есть, а медицинское страхование - это дополнительные средства. Единственный конфликт, который может возникнуть - это конфликт на уровне налогоплательщика: готов ли он платить еще дополнительные налоги 2%, готов ли работодатель платить за своего работника 2%?

- К НСЗУ будет дополнительно еще какой-то фонд?

- По моему глубокому убеждению, НСЗУ должно закрывать первичный и вторичный уровень, до районных больниц включительно, а уже к областным и узкопрофильным больницам, институтам нужно будет дополнительно привлекать фонд, который необходимо создать. У государства просто физически нет ресурса на покрытие таких затрат.

- Когда будут сделаны первые шаги в этом направлении?

- В данный момент идет дискуссия.

 

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ