Д.Костржевский: аэропорт "Киев" не отказывается от плана удлинения ВПП
Эксклюзивное интервью главы совета директоров международного аэропорта "Киев" Дениса Костржевского агентству "Интерфакс-Украина" (II часть)
- Какое у аэропорта "Киев" соотношение авиационных и неавиационных доходов?
- У нас оно составляет примерно 65% на 35%.
- Каким образом планируете увеличивать долю неавиационных доходов?
- Авиационные доходы – это сборы, утвержденные государством, плюс сборы за обслуживание. Неавиационные доходы – это доходы от аренды и парковки. Доходы от аренды напрямую связаны с готовностью населения тратить деньги, поэтому должен быть хороший ассортимент и цены в ресторанах, кафе и магазинах. Третьей составляющей неавиационных доходов являются доходы от бизнес-терминала. В аэропорту "Киев" обслуживается 85% бизнес-авиации, за счет этого наша доля неавиационных доходов выше, чем у других аэропортов. Аэропорт вряд ли может обеспечить рост неавиационных доходов, поскольку компания "Мастер-Авиа" обеспечила все, что можно, дело только за покупательной способностью пассажиров.
- А такой объект как гостиница возможен в периметре аэропорта?
- Такой объект возможен, я встречал варианты размещения гостиницы и внутри терминальных комплексов, и рядом с терминалами, но это отдельный бизнес. Компания "Мастер-Авиа" неоднократно просчитывала экономическую эффективность строительства гостиницы, но пока это не востребовано с точки зрения экономики, так как аэропорт находится вблизи центра города и в нем достаточно гостиниц. Пока есть более актуальные сферы для капиталовложений.
- Каковы планы в отношении старого терминала?
- Старый терминал себя изжил еще в 70-х годах прошлого века. Нет никаких предпосылок к тому, что он может обслуживать пассажиров ни по пожарным, ни по санитарным нормам. Функционально он не может быть использован ни для чего, кроме как для служб аэропорта. В этом виде он и остается.
- Ранее неоднократно озвучивалась идея удлинения взлетно-посадочной полосы. Возможно ли это в условиях плотной застройки вокруг аэропорта?
- Компания "Мастер-Авиа" провела детальный анализ и разработала проект реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта "Киев". Проект предусматривает упрочнение полосы до характеристик, позволяющих принимать воздушные суда большей взлетной массы типа Airbus А321 и Boeing 737-900. Кроме того, предусмотрено удлинение полосы на 600 м. Для этого нужно решить юридический и технический вопросы: доотведение земельного участка для аэропорта и удлинение ВПП в условиях пересеченного рельефа местности. Это сложно, но это есть в проекте и, скорее всего, будет делаться. Ориентировочная стоимость такой реконструкции составляет EUR84 млн. Аэропорт "Киев" уже обратился в Киевскую горгосадминистрацию с просьбой либо выделить необходимую сумму, либо начать процесс привлечения инвестора.
- В случае положительного решения КГГА о привлечении инвестора "Мастер-Авиа" готово им выступить?
- Все будет зависеть от условий. Логично, чтобы реконструкция ВПП была сделана за счет бюджетных средств. Государство или город заинтересованы в том, чтобы аэропорт работал и развивался. Но если будет принято решение о государственно-частном партнерстве, то участвовать компании "Мастер-Авиа" или нет, будет зависеть от предложений со стороны чиновников.
- А насколько прибылен аэропорт на сегодняшний день?
- Коммунальное предприятие "Международный аэропорт "Киев" занимает второе место по прибыльности среди коммунальных предприятий Киева. И платит десятки миллионов гривень в государственный и местный бюджеты.
Что касается "Мастер-Авиа", тут ситуация другая, поскольку вся прибыль предприятия направляется на обслуживание кредитных обязательств. Для того чтобы построить терминальные комплексы, еще в 2011 году компания взяла большие кредиты. На сегодняшний день остаются невыплаченными порядка 500 млн грн кредитов. Проценты там абсолютно рыночные - 12,3% годовых в валюте.
- Существует ли план строительства каких-либо новых инфраструктурных объектов?
- В прошлом году компания "Мастер-Авиа" построила новый перрон площадью 25 тыс. кв. м. В этом году капиталовложения в объеме порядка 500 млн грн будут направлены на расширение терминала "А". В планах сдать терминал до мая 2019 года.
- Какой пассажиропоток ожидаете по итогам текущего года?
- В 2017 году аэропорт "Киев" обслужил 1,8 млн пассажиров. По итогам 2018 года мы планируем обслужить около 2,8 млн человек на прилет и вылет уже с новыми мощностями.
- Можете назвать авиакомпании, с которыми ведете переговоры о сотрудничестве?
- На весенне-летнюю навигацию мы завершили все переговоры. На зиму, как правило, редко кто заходит, хотя есть несколько компаний, которые заявили о своем желании летать в зимнюю навигацию. Поскольку контрактов пока нет, говорить об этом рано.
Кого хотелось бы отметить – это новую украинскую авиакомпанию SkyUp, которая подписала договор о долгосрочном сотрудничестве с аэропортом "Киев". Уже в мае прибудут два воздушных судна и компания начнет выполнять первые рейсы. SkyUp планирует базирование нескольких воздушных судов в аэропорту "Киев". Это знаковое событие, схожих по значимости с которым в Украине не было несколько лет. Это действительно большая украинская авиакомпания с амбициозными планами. Если эти планы сбудутся, будет обеспечен хороший рост пассажиропотока.
- Недавно на рынок зашла компания Qatar, которая, по слухам, "откусила" значительную долю транзитного пассажира, в частности у компании flydubai. Что вы можете сказать об этом?
- Могу сказать только, что компания flydubai не демонстрирует снижения количества пассажиров. Процент загрузки, по нашим данным, не изменился, он достаточно велик.
- Ваш прогноз развития авиаотрасли в Украине на среднесрочную перспективу?
- Мой прогноз весьма оптимистичен. Думаю, в ближайшие 10 лет будет наблюдаться рост количества авиаперевозок на 7-10% в год. Это даже больше прогноза IATA. Компания "Мастер-Авиа" заказала исследование рынка глубиной до 2052 года, данный отчет подтверждает, что в ближайшие пару лет будет бурный рост – 20-30%, а дальше, по прогнозам, будет наблюдаться 5-7% роста до 2052 года.