Эксклюзивное интервью одного из лидеров "Руха новых сил", экс-заместителя генерального прокурора Украины, бывшего прокурора Одесской области Давида Сакварелидзе агентству "Интерфакс-Украина"
Вопрос: Кого вы видите в рядах создаваемой вами новой политической партии – "Рух новых сил"?
Ответ: Это будет платформа, которая объединит много разных здоровых ячеек в Украине. В нее войдут люди, которые уже что-то создавали, чего-то достигли. К ним вообще не должно быть претензий в вопросах коррупции, компетентности и т. д.
Они понимают, что без системных изменений в государстве, без смены политического класса невозможно будет достичь результата, в который они верили. Возможно, эти люди уже соприкасались с работой на государственной службе. Они зашли, но споткнулись и не смогли достичь результата, на который надеялись.
Вопрос: Это будут преимущественно непубличные люди, неизвестные в настоящее время лица?
Ответ: Кое-кто из них известный. Например, известные местные активисты, те, кто сделал первые шаги в политике. Кто-то – представитель среднего или малого бизнеса, который борется с системой и нам симпатизирует.
Это не значит, что здесь уже формируются списки, кто-то покупает в них места или кто-то назначен лидером за красивые глаза - все решает внутренняя конкуренция и действия.
Вы увидите этих людей 27-го числа (ноября), они соберутся в Музейном переулке напротив памятника Черноволу. Кто-то из них, возможно, выступит. Они публично обо всем заявят. Я не хочу забегать наперед.
Это не грузинская, а украинская партия. Я буду помогать и участвовать в работе на тех участках, где я понадоблюсь и пригожусь.
Вопрос: Выходит, к примеру, народные депутаты Наталия Новак, Виктор Чумак, с которыми Вы входили в номинационный комитет по формированию новой партии под рабочим названием "Хвыля", не могут войти в вашу новую политсилу, поскольку не соответствуют критериям, озвученным Михэилом Саакашвили.
Ответ: Почему же? Это условные критерии. Я и Миша, наоборот, с большим уважением относимся и к Чумаку, и к Новак.
Он в целом озвучил, что нам не нужны люди, которые за десятилетия стали частью нынешнего истеблишмента. Чумак не является его частью. Он все время борется и выступает за новую Украину.
"Рух", по сути, олицетворяет и символизирует то, что любые правильные люди могут объединяться – и Чумак, и Новак, и Касько – добро пожаловать.
Вопрос: То есть инициатива по созданию партии "Хвыля" перетекает в "Рух новых сил"?
Ответ: "Хвыля" - это группа симпатиков, единомышленников. Это был скорее политический клуб. Мы готовы видеть этих людей в наших рядах.
Вопрос: Люди, которые вошли в "ДемАльянс" – С.Залищук, С.Лещенко, М.Найем – с которыми на каком-то этапе шли переговоры о совместной политической работе, с ними пути разошлись окончательно?
Ответ: Коммуникация с ними, конечно, есть. Мы считаем, что кроме "ДемАльянса" есть много достойных политических сил, игроков в Украине. Вы их обязательно увидите. Не обязательно политическому дискурсу замыкаться лишь нашими отношениями с "ДемАльянсом". Конкретные действия сейчас важнее всего.
Мы будем находить наших партнеров. У нас будет четкая идеология и внутренние правила. До того, как сформируем реальные механизмы изменений в стране, мы должны сами договориться, какие у нас принципы, и потом двигаться дальше.
Вопрос: Какая идеология будет у вашей политической силы?
Ответ: Мы сами сторонники праволиберальной идеологии, и всегда ее придерживались. По сути, мы выступаем за серьезную либеральную экономическую реформу в Украине.
Но, я считаю, что на данный момент нужны жесткие государственные правила, чтобы создать твердую государственную вертикаль. Должен быть диктат законов, власти, правильного Украинского государства, а не диктат коррупции.
Нам нужно централизовать и консолидировать правильную власть.
При этом государство должно минимально вмешиваться в экономические процессы, уйти из тех сфер, которые оно заполняет еще со времен Советского Союза, тем самым позволяя кому-то сидеть "на потоках". Оно не должно давить на бизнес.
Вопрос: Какие временные рамки создания партии?
Ответ: Уже завтра, в принципе, мы начинаем над этим работать. 27 ноября озвучим конкретные действия. Формальные процедуры – сбор подписей, съезд и так далее - будем запускать максимально быстро. Этим уже занимается конкретная команда.
Остальное зависит от скорости процесса.
Вопрос: То есть в ваших планах не переименование уже существующей партии? Вы будете создавать политическую силу с нуля?
Ответ: Я надеюсь, что у президента и Минюста хватит здравого ума, и они не будут ставить нам палки в колеса, когда мы будем регистрировать партию. Многие люди предлагали свои готовые партии переименовать – они от души хотят как-то посодействовать.
Нам не хочется идти по такому пути. Думаю, что мы все-таки добьемся и регистрации политической силы, и дальнейшего ее развития.
Вопрос: Каким образом будут приниматься решения в партии?
Ответ: В партии будет политсовет, который будет принимать решения. Он будет выбирать руководителей конкретных направлений. Как обычно работают партии – есть исполнительный комитет, человек, отвечающий за регионы, человек, отвечающий за финансы, за новые проекты, программу, секретарь по политическим вопросам. Разные есть структуры.
Все лидеры регионов будут входить в политсовет.
Вопрос: Какова будет Ваша роль и М.Саакашвили в этой партии?
Ответ: Свою роль я вижу в том, чтобы мой опыт был задействован в политической работе для быстрого результата этой партии. Я был менеджером, работал на госслужбе. Потом ушел в радикальную политическую оппозицию – я знаю, как работать в оппозиции.
Если нужно будет усилить и поддержать кого-то в регионах, я готов ехать, готов генерировать новые идеи, если нужно будет физически с кем-то бороться и драться - я готов и к этому.
Вопрос: М.Саакашвили может возглавить эту партию?
Ответ: А Вы как думаете?
Вопрос: Хочется услышать от Вас, какова вероятность, что он возглавит партию?
Ответ: Вы как считаете? Почему он может стать лидером?
Вопрос: То есть он, скорее всего, станет лидером партии, исходя из Вашего ответа…
Ответ: Почему люди становятся лидерами?
Вопрос: Играет роль харизма, чего у М.Саакашвили не отнять. Но важны также и результаты работы ранее…
Ответ: Вот и ответ на вопрос.
Вопрос: Какие цели у вашей партии?
Ответ: Назовите сферу, и мы озвучим наше видение. Вскоре появятся еще ответственные люди и спикеры в каждой из областей. Это похоже на теневой кабинет министров, который будет отвечать на интересующие общество, избирателей вопросы.
Вопрос: Какие ключевые и первоочередные цели, на которых сосредоточится ваша политическая сила?
Ответ: Очень жесткая антикоррупционная политика, увеличение доходов государственного бюджета, системная реформа в налоговой и таможенной сферах, снижение налогов с одновременным улучшением их администрирования.
Демонтаж постсоветской модели и логики работы правоохранительных органов. Либеральная и гуманная дерегуляция, либерализация экономики. Справедливая приватизация даст возможность для прорыва, мы будем меньше зависеть от международной помощи.
Необходима правильная система наказаний плюс очень либеральные экономические реформы.
Вопрос: Одна из ранее озвученных задач вашей политсилы – досрочные выборы в Раду. Как намерены добиваться проведения этих выборов?
Ответ: Я много общался с людьми и обсуждал этот вопрос. Граждане Украины, как и я, не готовы терпеть этот беспредел еще три года.
Не хотел бы, чтобы в Украине снижалась планка и стандарты политики, уничтожалась и разворовывалась экономика, и страна переживала позор еще на протяжении 3 лет.
Есть хорошие люди в парламенте, но их очень мало, и они не могут серьезно на что-то влиять.
Надо определиться, кто эти люди в парламенте. Не сомневаюсь, что в нужный момент они станут рядом с нами. Даже, если нужно будет, они сложат мандаты и будут бороться с нами за досрочные выборы.
Я и Михэил не можем идти в парламент, но, как социальный лифт, можем помочь правильным людям зайти в Верховную Раду, дать им инструмент для реализации изменений.
Вопрос: Вы видите в настоящее время реальные механизмы, как добиться досрочных выборов?
Ответ: Политические механизмы обычно вынуждают политиков к решению таких проблем. Рейтинг президента и власти катится к черту, потому что они не излучают никаких реформ, кроме задекларированных миллионов.
Есть договорняк между двумя кланами, которым повезло и они вскочили в парламент на волне Майдана. Они договорились, что выборов не будет, они будут декларировать миллионы долларов кэша, их при этом будут терпеть три года?
Пугают тем, что альтернативы нет. Якобы в случае досрочных выборов в парламент пройдут пророссийские силы. Это дешевая манипуляция. Мы такую альтернативу создадим.
Чтобы не было силового сценария, нужна политическая альтернатива, которую мы сейчас создаем. Такая альтернатива – это залог стабильности государства.
Вопрос: И все-таки есть ли какие-то начинания правительства, которые, на Ваш взгляд, следует продолжить?
Ответ: Например, есть система ProZorro. Но ее нужно укрепить правильной государственной вертикалью, правилами, чтобы было понимание неотвратимости наказания в случае нарушений.
Патрульная полиция запустилась, но ее бэк-офис не реформирован. Потому что там остались такие люди, как Троян, Аваков, которые сегодня руководят парадом.
В Одесской области, к сожалению, все вернется к истокам. Никто не будет выносить мозг из-за ремонта дорог, не будет некоррумпированного областного прокурора, главы таможни – схемы будут возвращаться.
Чтобы изменения были неотвратимы, они должны произойти везде. Для этого и нужна политическая власть.
Вопрос: Какие политические силы видите своими потенциальными союзниками? Например, лидер "Самопомочи", мэр Львова Андрей Садовой недавно сказал, что возможна "тесная работа" ваших партий на определенных этапах.
Ответ: Я очень симпатизирую этому человеку. Он на важном этапе украинской политики смог собрать достаточно много хороших людей, создал политическую партию, которая зашла в Верховную Раду и создает серьезный контраст. Егор Соболев – мой товарищ, считаю его хорошим человеком и готов идти с ним в разведку.
Такие люди – наши партнеры, независимо от того, будем мы объединяться или нет. Все равно это объединение рано или поздно состоится.
Да, я этого человека (А.Садового – ИФ) уважаю и вижу как потенциального политического партнера.
Вопрос: То есть Вы допускаете объединение с "Самопомочью"?
Ответ: Ничего не исключено.