12:06 12.09.2016

CEO группы компаний EVO Николай Палиенко: Рынок электронной коммерции Украины может вырасти в 2-3 раза

9 мин читать
CEO группы компаний EVO Николай Палиенко: Рынок электронной коммерции Украины может вырасти в 2-3 раза
Эксклюзивное интервью CEO группы компаний EVO Николая Палиенко агентству "Интерфакс-Украина" Вопрос: В мае компания получила новый корпоративный бренд - ЕVO. Почему именно такое название? Ответ: Мы искали название, которое объединяло бы все наши проекты и несло некий близкий нам и понятный смысл. Нам понравилась "эволюция" — это слово так или иначе постоянно звучало на наших встречах. Итак, ЕVO - это эволюция. Это и о наших сотрудниках, и о моих коллегах, и обо мне, и о наших проектах. Вопрос: Реорганизация уже завершилась? Ответ: Да, основные структурные изменения завершены. Сейчас мы сосредоточились на идеологии - работаем над формированием новых ценностей для клиентов компании. Вопрос: Какая сейчас общая посещаемость и товарооборот площадок? Ответ: Товарооборот наших площадок – $53 млн в месяц. Посещаемость – порядка 96 млн посещений в месяц на всех наших площадках. Если говорить о темпах роста, то только продавцы Prom.ua в 2015 г. увеличили товарооборот в два раза. Сегодня все наши проекты хорошо растут - каждый в своей нише. В первом полугодии 2016 г. товарооборот Prom.ua возрос на 100% по сравнению с первым полугодием 2015 г. и составил 4 млрд грн. (для сравнения в 2015 г. годовой товарооборот был 4,9 млрд грн). Товарооборот Bigl.ua ежемесячно увеличивается. Например, в августе он вырос на 37% по сравнению с июлем и составил более 12 млн грн, количество заказов - на 38%. На Kabanchik.ua за год количество заданий выросло на 130%. Ежедневно выполняется около 0,5 тыс. поручений. На Crafta.ua более 6,5 тыс. мастеров продают свыше 20 тыс. уникальных изделий, что в несколько раз больше, чем на старте несколько месяцев назад. Вопрос: Расскажите о финансовых результатах компании за первое полугодие 2016 г. Ответ: Мы не раскрываем данные о своих доходах и прибыли - это наша позиция и позиция инвесторов. Мы развиваемся органично, вкладывая заработанное в развитие текущих проектов и запуск новых. Единственное, что могу сказать, – темпы роста доходов сопоставимы с темпами роста товарооборота. Вопрос: Какие проекты компании приносят наибольший доход/прибыль? Какие имеют наилучшую динамику роста? Ответ: Самую большую прибыль нам приносят наши оригинальные продукты - это Prom.ua, Satu.kz, Deal.by и Tiu.ru. С 2016 года видим хорошие доходы от проекта Zakupki.Prom.ua, а в следующем году уже рассчитываем на прибыль от Bigl.ua и других “новичков”. В следующем году мы планируем выйти в плюс и по "Кабанчику". Вопрос: В феврале 2015 г. вы приобрели "Метнись Кабанчиком". Сколько потенциальных приобретений ЕVO рассматривает сегодня? Ответ: Я бы предпочел говорить о результатах, а не о планах. Мы всегда смотрим на незанятые и перспективные, с нашей точки зрения, ниши. Как вы могли заметить, в основном мы сами создаем проекты (В 2016 г. группа компаний EVO вывела на рынок онлайн-маркет проверенных продавцов Bigl.ua, хенммейд-марккетплейс Crafta.ua и Goodini.ua) Что касается новых приобретений — мы всегда открыты к предложениям. Вопрос: Какие новые проекты удалось осуществить за последнее время? На чем планируете сфокусировать инвестиции в ближайший год? Ответ: Первое полугодие 2016 г. у нас было весьма “урожайным” - реорганизация, запуск трех новых проектов. Поэтому сейчас мы сосредоточились на развитии "Бигля", "Кабанчика" и "Крафты". Еще одна глобальная задача на 2016 год - помочь государству опытом в реализации аукционов - ProZorro.Продажи - точно так же, как помогли в реализации тендеров. На базе ProZorro готовится запуск площадки, с помощью которой будет продаваться имущество Фонда гарантирования вкладов физических лиц. Пилотный проект будет запущен в сентябре. Дальше намерены начать сотрудничество с Фондом госимущества и использование этого проекта для всех компаний, которые что-либо продают. Думаю, этот проект будет интересным и для коммерческих банков, поскольку у них также существует проблема с продажей имущества. Вопрос: Ваш прогноз развития украинского рынка электронных продаж? Каковы его ключевые сегменты, какие сегменты наиболее перспективны? Ответ: Рынок электронной коммерции Украины растет довольно быстро — не менее, чем на 30-40% в год. Во многом благодаря маркетплейсам все больше людей смело покупают в интернете, а качество обслуживания неуклонно растет. В результате появляется доверие между продавцами и покупателями, интернет-покупки становятся вполне обыденным делом - простым, удобным и понятным. Также хорошо растет сегмент электронных билетов и заказа услуг. Несмотря на бурный рост e-commerce в Украине, доля электронных продаж среди всего ритейла едва ли превышает 2%. Так что потенциал роста — колоссальный. Есть страны, у которых этот показатель составляет около порядка 10-15%, например, Южная Корея, Великобритания, Германия. То есть мы можем вырасти в 2-3 раза. Мы надеемся, что и ритейл будет расти. Вопрос: Какую долю электронной коммерции в Украине занимает EVO? Ответ: Сложно дать объективную оценку. Во-первых, не вся информация о реальных объемах продаж ключевых игроков рынка имеется в нашем распоряжении. Во-вторых, многое зависит от того, как и что считать. Но в сегменте продаж товаров через интернет, полагаем, наша доля - от 10 до 20%. Вопрос: Кто является ключевыеми конкурентами компании? Ответ: Самый большой конкурент — конечно, офлайн. В онлайне - мы сами, то есть, наши ограничения: скорость развития интернет-рынка, скорость развития инфраструктуры, логистики и т. д. Все это влияет на наши показатели больше, чем какие-то действия компаний-конкурентов. Все маркетплейсы, которые есть в Украине, растут весьма уверенно. Prom, Bigl, ModnaKasta, OLX – все очень быстро растут. Вопрос: Раньше вы отмечали увеличение количества товаров украинского производства на треть в 2015 г., продолжился ли этот рост в 2016 г.? Ответ: Этот рост еще больше увеличился и это радует. В первом полугодии 2016 г. интернет-покупатели преобрели на Prom.ua почти в два раза больше товаров отечественного производства, чем годом ранее. И тут дело не только в патриотизме -товары украинского производства по качеству часто не уступают импортным. И, конечно, цена. Средний чек на товары украинских производителей составляет около 500 грн, что на 40% меньше, чем средняя сумма заказов по всем товарам Prom.ua. А совсем недавно мы выяснили, что Bigl.ua – весьма патриотичный маркетплейс. Каждый второй товар, проданный на этом маркетплейсе в 2016 году, - украинского происхождения. У 60% всех продавцов есть в ассортименте наши товары, а 3\4 всех женских платьев, проданных с февраля, - украинские. Стоит ли говорить, что 100% товаров на хендмейд-платформе Crafta - также украинского производства. Вопрос: Каков объем/динамика госзакупок через ресурс Zakupki.Prom.ua? Изменились ли показатели в связи с принятием нового закона о госзакупках? Ответ: В этом году на площадке Zakupki.Prom.ua заключено почти 35 тыс. контрактов на сумму почти 9,5 млрд грн. При этом сумма экономии по ним составила почти 2 млрд грн. В целом и по количеству объявленных тендеров, и по ожидаемой их стоимости наша площадка за восемь месяцев этого года выросла почти в пять раз по сравнению со всем предыдущим годом. В ближайшие месяцы мы рассчитываем на увеличение объемов в два-три раза точно. Вопрос: Каким образом вы получаете от нее доход? Ответ: Есть постановление Кабинета министров относительно тарифов за участие в государственных закупках - все участники торгов платят небольшую сумму, которая зависит от бюджета закупки. Цены одинаковые на всех площадках, мы отличаемся только клиентским сервисом и надежностью. Вопрос: Какова доля Zakupki.Prom.ua на этом рынке? Ответ: К сожалению, пока сложно посчитать, но мы одни из лидеров. Вопрос: Каковы планы EVO по расширению на международные рынки? Ответ: Мы по-прежнему в четырех странах - Украине, РФ, Казахстане и Беларуси. Не исключаем возможности расширения, хотя о конкретных планах пока рано говорить. Вопрос: В какой из этих стран продажи развиваются наиболее динамично? Ответ: В Украине. Вопрос: С чем это связано? Ответ: В первую очередь, с тем, что в Украине сегмент электронной коммерции рос медленнее. Например, в России сейчас стагнация этого рынка. К тому же в Украине есть хорошая инфраструктура и компании, занимающиеся доставкой по всей стране, чего нельзя сказать о РФ, Казахстане и Беларуси. Вопрос: Какие технологические новинки готовит ЕVO к запуску в ближайшее время? Ответ: Недавно мы запустили мобильное приложение Prom.ua, готовим в сентябре запуск приложения Bigl.ua. В целом мобильные приложения - перспективное направление, которое мы собираемся развивать. Сейчас порядка трети покупок на наших площадках осуществляется с мобильных телефонов, этот показатель очень быстро растет. Вопрос: Какова структура капитала группы? Ответ: Компания принадлежит учредителям и компании-инвестору - южноафриканскому холдингу Naspers. Вопрос: Ранее вы рассказывали, что трем основателям компании и еще четырем миноритарным партнерам, которые помогали вам на начальной стадии, принадлежит 49%, а Naspers. – 51%. Это так? Ответ: Так было вначале, сейчас мы не раскрываем доли. Вопрос: Будет ли EVO привлекать внешние инвестиции? Ответ: Пока не планируем. Пока нам достаточно внутренних ресурсов. Вопрос: Каковы, на ваш взгляд, наиболее острые законодательные и регуляторные проблемы отрасли, как их решать? Ответ: У всех украинских предпринимателей есть негласное правило: главное, чтобы не мешали. Принятый в прошлом году закон “Об электронной коммерции” не изменил правила игры, но упорядочил отношения на рынке, легализировал ряд важных элементов сложившихся отношений. Глобально на развитие рынка он не повлиял. Сегодня важная, с нашей точки зрения, инициатива - это внесение изменений в закон о допороговых закупках. Мы полагаем, что допороговые закупки - до 200 тыс. грн. - также должны осуществляться прозрачно и открыто, то есть, в электронном виде. Вопрос: Не отбирает ли сейчас Bigl.ua у Prom.ua клиентов? Ответ: О, нет. Оба маркетплейса растут. Тут совсем другая история. У меня даже на этот счет есть аналогия: "Бигль" - это рука Мюнхаузена, которая за волосы вытаскивает тело-"Пром" из озера. Поясню. Для работы на "Бигле" мы отобрали лучших продавцов - с высоким рейтингом и большим процентов положительных отзывов. В итоге из-за конкуренции качество обслуживания на обеих площадках растет. Вопрос: Это если ми говорим о продавцах, а покупатели не переходят в "Бигль"? Ответ: Нет: и на "Проме", и на "Бигле" количество заказов растет. Вопрос: Насколько сейчас распространен онлайн-сервис Kabanchik.ua? Какие услуги пользуются наибольшим спросим? Ответ: В прошлом году запустили все областные центры, а пару месяцев назад - более мелкие города. Сейчас работаем в 54 городах Украины. По итогам первого полугодия 2016 года самые быстрорастущие категории услуг - строительные работы (спрос увеличился на 42% за год), услуги домашнего мастера, услуги уборки, курьерская доставка, ремонт техники. Вопрос: Как происходит сотрудничество с компаниями по доставке - сотрудничаете с ними напрямую или доставку предлагает продавец. И вопрос по поводу расчетов. Регулируете ли вы как-то эту сферу или также продавцы определяют способы оплаты товаров? Ответ: Поскольку мы не продаем товары, а предоставляем предпринимателям возможность (платформу) для продажи их товаров и услуг, то вопрос доставки и расчетов остается на усмотрение продавцов.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

ЕИБ разрабатывает программы энергоэффективного восстановления жилого фонда и создания социального жилья

Михаил Бакуненко: Запрет экспорта газа, игнорирование законодательства и отчуждение бизнеса – настоящее отрасли в Украине

Нам всегда не хватает денег, потому что мы постоянно развиваемся – управляющий партнер "ТК-Домашний текстиль"

Мы можем совершенствовать диагностику с помощью ИИ - завотделом Института им. Филатова

Совсем скоро будет создан пошаговый алгоритм подачи заявления в Международный реестр убытков от агрессии РФ – Мудра

Посол Италии: для Путина Украины не существует, он категорически отрицает национальную идентичность украинцев

Наша основная задача - сохранение архитектурных памятников Украины, поврежденных войной, - представитель WMF в Украине

аirBaltic немедленно возобновит полеты, как только воздушное пространство Украины будет открыто, - Мартин Гаусс

Надеемся избрать новых судей ВАКС до конца этого года, возможные связи с государством-агрессором проверяем тщательно – судья ВАКС, член ВККС Колиуш

Поддержка Украины на пути к справедливости должна была постоянной, потому что это работа на годы и десятилетия – генпрокурор

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА