09:45 20.04.2010

Необходимо координировать все направления обеспечения национальной безопасности и обороны Украины - Сивкович

14 мин читать
Необходимо координировать все направления обеспечения национальной безопасности и обороны Украины - Сивкович
Эксклюзивное интервью агентству "Интерфакс-Украина" вице-премьер-министра Украины Владимира Сивковича Вопрос: В соответствии с распределением полномочий в правительстве Вы курируете силовой блок. Ваши функции и задачи на посту? Ответ: Моей задачей является координация действий между правоохранительными структурами, обеспечение интересов национальной безопасности и обороны. В рамках выполнения этой задачи, в частности, предстоит подготовить новую военную доктрину, а, значит, и новую концепцию реформирования и развития вооруженных сил. Исходя из концепции, необходима новая программа развития армии на 2011- 2020 гг. Соответственно нужна новая программа вооружения армии, поскольку, если структура ее будет изменяться, например, уменьшаться численность сухопутных войск, а увеличиваться численность войск ПВО и высокоточного поражения (ракетные войска и т.д.), - тогда нужны новые программы по оборонному заказу и реформированию системы ВПК. Решение всех этих задач необходимо координировать, инициировать и проводить разработку таких программ, в том числе и по тем министерствам, которые напрямую мне не подчиняются, однако имеют связанные с этим функциональные подразделения. К примеру, Минпромполитики функционально входит в сферу ведения первого вице-премьера, а агентство по ВПК и оборонный комплекс – в мою компетенцию, но координация между ними необходима. Всеми этими вопросами в прошлом Кабмине фактически никто не занимался. Вопрос: Президент среди первоочередных задач, в том числе для силовиков, уже не раз говорил о необходимости усиления борьбы с коррупцией. Как правительство будет добиваться этого? Ответ: Среди рекомендаций, которые уже разрабатываются по этим вопросам – максимальное сокращение всяческих разрешений, согласований, ликвидация всех тех «заборов», которые настроили чиновники и, в конце концов, уменьшение количества самих чиновников, поскольку, чем больше их число, тем больше таких преград. У нас в стране зачастую так получается, что строят преграды, а потом берут взятки за их преодоление. Работа по борьбе с коррупцией ведется при взаимодействии с Госкомпредпринимательства и, естественно, при участии МВД, СБУ, ГНА, КРУ и т.д. За неполный месяц работы правительства среди конкретных мер в этом направлении - отработка города Киева. За этот небольшой срок уже собраны материалы, не менее чем на 30 уголовных дел. Совместно с вице-премьер-министром В.Н. Тихоновым готовятся предложения по ликвидации коммунальных структур, которые дублируют государственные управления. Как только начали возбуждаться первые уголовные дела, чиновники начали где-то пропадать, срочно взяли адвокатов, поболели, но при этом побежали в суды, которые приостанавливают расследование дел. Необходимо вносить изменения в законодательство, и я уже дал поручение начать разработку законопроекта, согласно которому суды не смогут своими решениями приостанавливать следственные действия и прекращать уголовные дела. Сегодня получается, что суд может вмешиваться в ход следствия на любой стадии - досудебного расследования, открытия уголовного дела, самого следствия по делу. Зачем тогда милиция и прокуратура, давайте сразу материалы передавать в суд! Это нелогично, это фактически делает невозможным расследование уголовных дел по чиновникам высшего ранга, поскольку у них большое влияние и за ними деньги. У нас недавно было второе совещание по Киеву с участием всех силовиков: СБУ, прокуратура, МВД и др., и основные проблемные вопросы, которые на нем озвучивались, показали, в том числе, необходимость срочного решения этого вопроса. Помимо этого необходимы решения правительства касающиеся, например, обязательного присутствия на проводимых тендерах представителей прокуратуры, МВД и т.д. Вопрос: Вы говорите - «пропали чиновники». Кто, например? Ответ: Чуб (начальник главка коммунальной собственности Киевгорадминистрации Анатолий Чуб - ИФ) на несколько дней пропал (после возбуждения уголовного дела по исчезновению приватизационных документов Киевсовета в 2006-2010 гг., проведения обысков и выемок документов в КГГА - ИФ). Сейчас его нашли - он на больничном, и сегодня уже допрашивается правоохранительными органами. Вопрос: Можно подробнее по уголовным делам, возбужденным по Киеву? Ответ: Сегодня готовы к возбуждению 30 уголовных дел, пока возбуждено 6. Но, на самом деле их может быть намного больше. Это вопросы нецелевого использования бюджетных средств и "отмывания" средств. Это самая злободневная проблема. Большинство программ, которые финансировались из бюджета, заканчивались "фирмами-однодневками". Здесь большое поле для деятельности прокуратуры и правоохранительных органов. Необходимо призвать чиновников к порядку. У нас в стране чиновник совсем даже не чувствует себя слугой народа. А если он не боится закона, то это уже не власть. По итогам этой проверки мы хотим понять, что необходимо менять в администрировании Киева, в его управлении. Хотя уже сегодня понятно, что механизм дублирования всех госструктур, которые были созданы в Киеве, привел к, не побоюсь этого слова, хаосу в столице. Есть, к примеру, государственные управления экологии, управления земресурсов, земкадастра и отдельно коммунальные, и непонятно как они взаимодействуют - а информация по земле в госорганы не подавалась годами. И так во многом другом. Это дублирование фактически вдвое "раздувает" штаты приводит к разрушению системы управления – государство не может влиять на те процессы, за которые оно же и несет ответственность. Вопрос: То есть, по Вашему мнению, необходимо изменить закон о столице? Ответ: Это скорее вопрос к президентской администрации, к министру юстиции, который по роду деятельности может этим заниматься, но думаю что-то подобное необходимо делать. Ведь посмотрите - количество чиновников, которое сейчас наплодилось в Киеве и Киевской администрации в возрасте от 22 до 30 лет, занимающих ответственные должности, по сути, без опыта и необходимых для такой ответственности знаний, уже настораживает. При этом молодежь, как правило, работает в дублирующих структурах и создает барьеры, о которых я говорил - выдачу нужных и ненужных справок, других документов, разрешений и прочего. По сути это называется коррупция, а коррупция в системе управления таким городом - это уже вопрос национальной безопасности. Что касается изменений, то сейчас существует несколько мнений. Один проект фактически ликвидирует существующий закон о столице. Им предусмотрено управление городом, как и любым другим регионом, представителем президентской вертикали - главой госадминистрации, а советы работают, как и раньше. Возможно, на переходной период этот закон и нужен, но он получил неоднозначную критику на заседании правительства и сейчас находится на доработке. Каким он будет дальше - увидим. Вопрос: Будет ли правительство инициировать новые реформы в системе МВД? Ответ: Нам необходимо принять концепцию реформирования правоохранительных органов до 2012 года, одобренную президентом, принятую постановлением верховной рады, как минимум, для того чтобы определить рубежи реформирования правоохранительных органов, ликвидировать дублирование многих функций, функциональных задач. Это даст возможность персонализировать ответственность руководителей, соответственно можно будет бороться с коррупцией и лоббизмом в правоохранительных органах. Что касается непосредственно МВД, то новый министр довольно быстро изменил состав его руководства. Но основная проблема в министерстве - это не руководство (хотя оно, безусловно, важно для эффективной работы), а среднее звено – основные исполнители. Большая их часть уволилась, либо ушла на пенсию, в бизнес и другие органы власти. Сейчас работает очень много молодежи. При этом, скажем честно, некоторые сотрудники - от опера до начальника - часто сводят свою деятельность к получению материальной выгоды, и нам надо подумать, как с этим бороться, – избавится от них или перевоспитать, приучить к порядку, поставить в рамки закона. Думаю это тоже возможно. Также необходимо избавить милицию от несвойственных ей функций. И здесь начинаются сложности, поскольку эти вопросы "завязаны" на финансирование специального фонда. Я за то чтобы МВД финансировалось только из государственного бюджета. Возьмем, к примеру, те же автомобильные номера, снизить стоимость которых я уже поручил на 35% . Не понимаю, почему этого нельзя было сделать раньше! Куда девала "старая" милиция эти 35%? Схема была выстроена таким образом, что эти средства за номера направлялись за границу, через "оффшоры", поскольку основной поставщик компонентов для номеров - иностранная компания. Эта сумма очень немаленькая – несколько десятков млн грн. Вопрос: Европейский союз неоднократно заявлял о необходимости создания в Украине единого миграционного органа. Будет ли он создаваться и как будет взаимодействовать с МВД? Ответ: Мы сейчас дискутируем вопрос создания миграционной службы. По международным договорам эта служба должна быть гражданской, и у нее достаточно много задач, которые нельзя передать в МВД. Те же беженцы, взимание въездной пошлины с иностранцев, регистрация их, межгосударственные договора о трудовой миграции. Есть различные видения этого. В одном случае предлагается передать миграционной службе и паспортные столы, в другом – включить эту службу в систему МВД. Я считаю, что миграционная служба должна развиваться как отдельная структура. Вопрос: А будет ли снижаться стоимость загранпаспортов? Ответ: Все фирмы-«прилипалы», которые были при Луценко (предыдущий министр внутренних дел Юрий Луценко - ИФ) и появились достаточно давно, приобрели такие гротескные размеры, что стоимость услуг фирм-посредников, в том числе и в ГАИ, при предыдущем руководстве МВД достигала 3 млрд. грн в год, из которых менее половины поступало на счета МВД, а большая часть исчезала. Сейчас стоит вопрос о ликвидации посредников и урегулировании вопроса сроков выдачи загранпаспортов. Правительство должно четко регламентировать сроки выдачи этих документов. Хотя вопрос о том, срочно или не срочно (выдаются паспорта - ИФ) рассматриваться не должен. Должен рассматриваться вопрос о времени изготовления - 10 дней или 20 дней, к примеру. При этом цена не может отличаться в несколько раз. Вопрос: Какие у вас отношения с нынешним руководством СБУ? Ответ: Есть нормальный рабочий контакт. Вопрос: Как вы оцениваете деятельность прокуратуры по борьбе с коррупцией? Ответ: Коллегия Генпрокуратуры уже 10 лет не меняется. При этом уже третий президент пришел, а коллегия не меняется. Это говорит о том, что в Генпрокуратуре или все очень хорошо, или все очень закостенело. Генпрокуратура за последние несколько месяцев отпустила семерых самых резонансных взяточников. Тот же Диденко из Броваров (глава Броварской районной администрации Киевской области Николай Диденко, задержан с поличным при получении взятки в миллионы гривен - ИФ). А таких было выпущено очень много. Я считаю, что это недопустимо. Это или халатность или преступление. И такая "стабильность" ГПУ меня, как вице-премьера не удовлетворяет. Это один из вопросов, которые я в ближайшие дни буду обсуждать с президентом, потому что если мы хотим навести порядок в стране, нам нужно навести порядок в прокуратуре. Вопрос: Какие реформы, по Вашему мнению, нужны в Вооруженных силах? Ответ: Первая – необходимо менять концепцию развития вооруженных сил, я уже об этом говорил. Необходимо также избежать дублирования функций генштаба и Минобороны. Следующий важный вопрос - кадры. Когда в 1995 году в украинской армии служили около 800 тыс. человек, количество командного состава составляло 2 тыс.150, сейчас у нас в армии 191 тыс. военнослужащих, а центральный аппарат 3 тыс. Я уже говорил, что большое количество руководителей всегда приводит к безответственности и беспорядку. Генштаб уже сократил свое управление на 400 человек, думаю, что это можно сделать и в аппарате Минобороны. Опять же фактически каждый второй представитель командного состава занимается несвойственными ему функциями – не боевой подготовкой, а хозяйственной деятельностью, поэтому наша задача уже в следующем году ликвидировать в армии так называемый спецфонд финансирования. Армия не может сама себе зарабатывать деньги, это нонсенс, который есть только в нашем государстве. Ее финансирование должно проводиться из общего фонда госбюджета. Необходимо провести ревизию всех государственных предприятий и их инвентаризацию, наряду с инвентаризацией всех земель, которые есть в армии. Я уже дал поручение, мы нашли деньги на это. Земли у армии очень много – около 500 тыс.га и она в большей части не используется. При этом есть еще и пашня. Я очень удивился, когда об этом узнал. Как вы думаете, сколько ее? 200 тыс. га! Еще нам нужно определить количество военных предприятий, ремонтных заводов, необходимых армии. Думаю, это максимум одна треть от количества имеющихся предприятий, а, значит, по всем остальным нужно думать, что делать в будущем. Большинство из них убыточны. Мы уже говорили с министром промполитики на эту тему и будем принимать решение по ним – как их задействовать или ликвидировать. Эти предприятия отягощают бюджет Минобороны десятилетиями и не приносят прибыли. Также требуется упростить схему реализации избыточного военного имущества. Необходимо централизовать учет этого имущества. Опять таки, сейчас существует странная ситуация, когда есть учет легальный, государственный и нелегальный, о котором знают чиновники Минобороны. И он отличается по некоторым позициям практически в два раза. Это недопустимо для государства. Государство должно четко контролировать свои активы и ресурсы. Я ставлю перед собой задание использовать оставшиеся восемь месяцев этого года для создания основных программ реформирования вооруженных сил, перестройки оборонного комплекса, в том числе создания концернов под разработку будущих образцов вооружения – концерн высокоточного оружия противовоздушной обороны, бронетанковый концерн. Это необходимо чтобы сконцентрировать финансы и сохранить науку. При этом нужны конкретные планы развития военно-промышленного комплекса, их согласование с планами развития вооруженных сил. Все эти этапы реформирования и перестройки необходимо выстроить в логичный ряд. Это основная моя задача на текущий год, наряду с подготовкой нового бюджета армии на 2011 год в сентябре-октябре. Сейчас разрабатывается пакет документов и постановлений Кабмина, законопроектов по утилизации боеприпасов. Мы хотим разработать новые программы, основанные на принципе «склад под ключ». Для того, чтобы чиновники не делали бизнес на всяческих разрешениях и прочем, мы хотим внедрить новые механизмы, позволяющие специализированной компании получать склад и нести за него ответственность при условии координации своей работы с МЧС и другими ответственными структурами. Сейчас армия все равно платит за охрану этих складов, почему охранять не могут специализированные структуры - та же госслужба охраны МВД и другие имеющие на это право. Это только одна из программ, которая позволит убрать из армии несвойственные ей функции, а Генштабу – заниматься своими непосредственными обязанностями – боевой подготовкой. Вопрос: Украинская армия будет профессиональной? Ответ: Большей частью сегодня армия уже профессиональная... Я думаю, пройдет несколько лет и без всяких громких политических лозунгов "де-факто" армия наша станет профессиональной полностью. В данный момент военнослужащих по контракту в украинской армии насчитывается 49 тыс. человек, а призывается - 20 тыс. (весенний призыв 2010 г. - 26,5 тыс. человек - ИФ). При этом из числа новобранцев, пополняющих ряды ВСУ при каждом призыве, около половины проходят службу, охраняя склады с боеприпасами и материальными ресурсам, и только 10 тыс. поступают в части, занимающиеся боевой подготовкой непосредственно. Уже в следующем году большую часть функции по охране предполагается передать другим ведомствам и организациям и уделять больше времени армейской подготовке солдат. Другой вопрос, что сегодня контрактник получает довольно низкую зарплату, государство не обеспечивает даже его питание и эти проблемы надо решить немедленно. Вопрос: В контексте вышесказанного, будет ли проведен аудит и проверка деятельности компании "Укрспецэкспорт"? Ответ: Я сейчас написал докладную записку президенту и премьеру по этому вопросу. Поскольку за месяц мы не успели решить все кадровые и организационные вопросы. "Укрспецэкспорт" сейчас функционирует не совсем в рамках закона, поэтому в своей докладной я указал на необходимость реформирования и реорганизации этой структуры в соответствии с действующим законодательством. Что касается вопросов кадров. Генпрокуратура уже открыла два уголовных дела связанных с печально известными "грузинскими контрактами". Еще несколько уголовных дел будут открыты в ближайшее время. По результатам этих расследований, а возможно и не дожидаясь их, будут приняты кадровые решения. Однако следует понимать, что торговля оружием - довольно консервативный бизнес и поэтому частая смена руководства таких предприятий вредит эффективности их работы и может привести к потере рынков и оборотов. Ведь в этом бизнесе самая большая конкуренция – он традиционно сопровождается спецслужбами, дипломатами и государственным лоббизмом на любом уровне, поэтому с ним надо быть очень аккуратным. Это не говорит о том, что не нужно менять руководство компании "Укрспецэкспорт", но говорит о том, что к самой компании нужно относиться очень деликатно. Одной из ключевых, в военно-техническом сотрудничестве, является Служба экспортного контроля. Сейчас будет решаться вопрос о назначении нового руководителя туда, старый уволен. Ему ставятся новые задачи, заключающиеся в том, чтобы централизовать работу по ВТС, активизировать ее по новым направлениям. Для этого необходимо более четко наладить взаимодействие с разведструктурами и МИД. Я часто встречаюсь с руководством Службы внешней разведки и ГРУ. В рамках своей компетенции я могу ставить им задачи, связанные с работой правительства, в том числе по военно-техническому сотрудничеству. Я не вмешиваюсь в кадровые вопросы, но в рамках своей компетенции все другие вопросы буду решать по максимуму. Вопрос: Вы были главой временной следственной комиссии Верховной Рады по расследованию обстоятельств отравления кандидата в президенты Виктора Ющенко в 2004 году, можно ли ожидать новой информации по этому делу? Ответ: Не знаю в чем причина скандала с моими допросами, поднятого следователем. Хотя уже это говорит о положении дел в Генпрокуратуре, – когда следователь, который ведет дело (Галина Климович - ИФ), выходит на пресс-конференцию, это напоминает 2005 год, когда профессионализм заменялся популизмом и политической целесообразностью. Я говорил с генпрокурором, - Климович отправили в отпуск, сейчас с делом знакомится заместитель Генпрокурора по следствию. После этого будет принято соответствующее решение. Несмотря на то, что сейчас я - вице-премьер, я все равно настаиваю на отстранении Климович от ведения следствия. Я считаю, что человек, который фальсифицировал уголовное дело, вне зависимости от того, какое дело расследует, должен понести заслуженное наказание. Почему ГПУ не переводит «фактовые» дела в дела в отношении конкретных лиц, я не понимаю. Думаю, этого не понимает никто в стране. Невзирая на избрание нового президента и изменения, которые происходят в стране, Генпрокуратура еще не перестроилась. Думаю, в ближайшее время этот процесс начнется. Вопрос: И все-таки, по отравлению? Ответ: Отчет комиссии, хоть у нас он назывался промежуточным, комиссией был признан как окончательный. И новый она не делала. Поэтому мой отчет в декабре был принят в качестве окончательного, и выводы также были признаны как окончательные выводы Верховной Рады. Вопрос. А вообще это дело когда-нибудь может быть доведено до конца? Ответ: Я думаю, что это дело может быть расследовано до конца при условии, что руководить следствием и надзирать за ним будут люди, не проводившие следствие при Ющенко.
РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Директор юридического департамента компании "Санофи в Украине" – о доступе пациентов Украины к инновационной терапии

Максим Доценко: Красный Крест – это отображение лица государства

Каждый обмен пленными дает новую информацию и надежду родным - Уполномоченный по вопросам пропавших без вести

Пока Украина нуждается в гуманитарной помощи из-за жестокой войны со стороны России, мы будем с вами - директор по соседству Генерального директората ЕК по гуманитарной помощи

Михаил Бакуненко: Запрет экспорта газа, игнорирование законодательства и отчуждение бизнеса – настоящее отрасли в Украине

Нам всегда не хватает денег, потому что мы постоянно развиваемся – управляющий партнер "ТК-Домашний текстиль"

"Укрэнерго" готово содействовать развитию собственной генерации промпотребителями – глава компании

Мы можем совершенствовать диагностику с помощью ИИ - завотделом Института им. Филатова

Глава МВД: В Украине начнет работать государственный реестр территорий, загрязненных взрывоопасными предметами

В Евросоюзе намного легче запустить новое ж/д сообщение, чем в Украине, – исполнительный директор RegioJet

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА