18:55 23.05.2016

Директор Энергосообщества: в сфере энергоэффективности Украина не сделала почти ничего

5 мин читать
Директор Энергосообщества: в сфере энергоэффективности Украина не сделала почти ничего
Эксклюзивное интервью директора секретариата Энергетического сообщества Януша Копача агентству "Интерфакс-Украина" Вопрос: Министры энергетики G7 на своей недавней встрече в Японии составили доклад о ключевых мерах и приоритетных направлениях работы для преодоления энергетической уязвимости Украины. В том числе речь идет об имплементации Третьего энергопакета ЕС, создании независимого энергетического регулятора. Насколько Украина укладывается в сроки реализации реформ энергетического рынка, выполняются ли требования ЕС? Ответ: Украина существенно продвинулась в реформе газового сектора, приняв закон "О рынке газа", соответствующий Третьему энергетическому пакету ЕС (закон вступил в действие в октябре 2015 года). В этом направлении на сегодня все еще не хватает только одного критически важного элемента - разделения "Нафтогаза". Закон "О рынке электроэнергии", принятие которого задерживается уже полтора года, сейчас ожидает утверждения Верховной Радой, это может произойти до лета. Все вторичное законодательство, необходимое для практического применения этого закона, уже подготовлено. Вместе с тем, необходимо отметить, что закон о независимом энергетическом регуляторе все еще не принят, и это является огромным барьером для подлинных рыночных реформ как в электроэнергетике, так и в газовом секторе. В сфере энергоэффективности Украина не сделала почти ничего, противится внедрению каких-либо мер по реформированию и реализации обязательств, принятых в рамках "Договора об основании ЭС". Вопрос: Как ЭС оценивает дискуссию вокруг подзаконных актов к закону Украины "О рынке газа" (кодекс газовых сетей и т.д.)? Являются ли утвержденные НКРЭКУ документы оптимальными с точки зрения ЭС? Ответ: Необходимый перечень вторичных правовых актов (около 25 документов) не был принят во всей своей полноте. Многие из принятых актов (в т.ч. "Сетевой кодекс") включают некоторые положения, не в полной мере соответствующие закону "О рынке газа". Секретариат проанализировал документы и направил НКРЭКУ результаты оценки, указывающие на случаи несоответствия законодательству. Мы надеемся, что подзаконные акты будут откорректированы в ближайшее время. Вопрос: Правительство Украины в апреле утвердило новую предельную цену на газ, отпускаемый для нужд населения. Соответствующее постановление содержит расчетную формулу, один из аргументов которой – цена на газ на немецком хабе NetConnect Germany (NCG). Насколько такой подход соответствует практике и законодательству Энергетического сообщества (ЭС)? Является ли такой подход оптимальным, по мнению секретариата ЭС? Какие рекомендации в этом вопросе вы могли бы дать? Ответ: Документ о так называемых специальных обязательствах (public service obligation) был разработан при участии Секретариата ЭС и соответствует "Договору об основании ЭС", правовой базе сообщества. Соответствующий подход был предусмотрен в законе "О рынке газа" для обеспечения плавного перехода от низких искусственно регулируемых цен для населения к рыночным ценам в течение двух лет. На самом деле, это довольно продвинутый подход, который даже еще не внедрен некоторыми государствами-членами ЕС со значительной собственной газодобычей (например, Румынией, где цены на газ для бытовых нужд все еще с трудом регулируются). Вопрос: В условиях повышения цен на газ и тепло для населения особо важной становиться поддержка незащищенных слоев населения через субсидии. Однако субсидии не всегда работают на повышение энергоэффективности, иногда с ними могут быть связаны коррупционные схемы. Как вы оцениваете действующую в Украине систему предоставления субсидий? Как ее можно улучшить, что нужно изменить? Нужна ли монетизация субсидий? Ответ: Секретариат ЭС не особо знаком с деталями системы предоставления субсидий, работающей в Украине. Закон "О рынке газа" обязал Кабинет министров определить критерии уязвимых потребителей, их категории, порядок и объемы предоставления поддержки. Насколько нам известно, это было сделано прошлой осенью с использованием существующей (но улучшенной и обновленной) общей системы социальной защиты. Представительство Всемирного банка в Украине, поддерживающее систему социальной защиты в течение многих лет, проинформировало нас об улучшениях, направленных на более широкий охват домохозяйств с низким уровнем дохода (за счет отмены подхода, при котором поддержка предоставлялась на основании информации о доле дохода, затрачиваемой на энергоносители, когда субсидии получали больше домохозяйств со средними доходами). Система социальной защиты в Украине имеет более общий характер, она не нацелена именно на энергетический сектор, кроме того, система не сфокусирована на продвижении и поощрении энергоэффективности. Вопрос: Какую помощь Европейский союз и ЭС могут предоставить населению Украины в повышении энергоэффективности жилья и снижении энергетических счетов/необходимости в субсидиях? Ответ: Первый шаг, который должны сделать украинские власти – принять законодательство, связанное с энергоэффективностью. Эксперты разных министерств при поддержке Секретариата ЭС уже давно завершили подготовку двух законопроектов - "Об энергоэфективности зданий" и "Об учете тепловой энергии". Проект закона "Об энергоэффективности" был разработан Секретариатом ЭС еще год назад, но обсудить его с украинскими властями и передать на утверждение так и не удалось. Несмотря на международные обязательства Украины, ответственное министерство и правительство противодействуют внедрению каких-либо правовых мер, связанных с энергоэффективностью. Принятие двух законопроектов даже является условием предоставления ЕС макрофинансовой помощи Украине на EUR600 млн. Похоже, что власти Украины скорее отвергнут щедрую финансовую поддержку, чем примут законодательство, защищающее украинского потребителя. Энергоэффективность – это здравый смысл. Но не в Украине. Вопрос: НКРЭКУ утвердила новую методику расчета цен на электроэнергию, отпускаемую ТЭС. Эта методика учитывает цену на уголь в Роттердаме. Насколько такой подход соответствует практике и законодательству Энергетического сообщества (ЭС)? Является ли такой подход оптимальным, по мнению секретариата ЭС? Какие рекомендации в этом вопросе вы могли бы дать? Ответ: Регулирование цен на производимую электроэнергию противоречит принципам свободной конкуренции на рынке и, согласно обязательствам Украины в рамках "Договора об основании ЭС", должно было быть отменено еще с 2011 года. Ни старая, ни новая система не являются приемлемыми.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

ЕИБ разрабатывает программы энергоэффективного восстановления жилого фонда и создания социального жилья

Михаил Бакуненко: Запрет экспорта газа, игнорирование законодательства и отчуждение бизнеса – настоящее отрасли в Украине

Нам всегда не хватает денег, потому что мы постоянно развиваемся – управляющий партнер "ТК-Домашний текстиль"

Мы можем совершенствовать диагностику с помощью ИИ - завотделом Института им. Филатова

Посол Италии: для Путина Украины не существует, он категорически отрицает национальную идентичность украинцев

аirBaltic немедленно возобновит полеты, как только воздушное пространство Украины будет открыто, - Мартин Гаусс

Надеемся избрать новых судей ВАКС до конца этого года, возможные связи с государством-агрессором проверяем тщательно – судья ВАКС, член ВККС Колиуш

Поддержка Украины на пути к справедливости должна была постоянной, потому что это работа на годы и десятилетия – генпрокурор

Глава "Центрэнерго" Андрей Чуркин: Нам удалось вернуть и поставщиков угля, и покупателей электроэнергии, поэтому ОЗП пройден успешно

Директор Государственного центра занятости Жовтяк: Наша задача - изменить стереотип, что мы "биржа труда"

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА