15:32 11.02.2016

А.Пивоварский: Успешность моей работы зависит от того, как Верховная Рада будет принимать законы

9 мин читать
А.Пивоварский: Успешность моей работы зависит от того, как Верховная Рада будет принимать законы
Эксклюзивное интервью министра инфраструктуры Украины Андрея Пивоварского агентству "Интерфакс-Украина" (I часть) Вопрос: Андрей Николаевич, расскажите вкратце, чего вам удалось достичь на посту министра инфраструктуры? Ответ: Рассмотрим этот вопрос по отраслям. Возьмем железнодорожный транспорт, как самый крупный. Нам удалось завершить корпоратизацию "Укрзализныци" и создать совершенно другую корпоративную структуру предприятия, которая соответствует вызовам 21-го века, вызовам "Укрзализныци", и теперь необходимо ее апгрейдить и улучшать. Мы подготовили два важных закона по реформе железнодорожной индустрии – закон о железнодорожном транспорте и закон о создании Нацкомиссии по регулированию в сфере транспорта, - провели их через Кабмин, внесли в Верховную Раду. То, что нужно было сделать на уровне министерства, мы сделали, теперь Верховной Раде необходимо принять решение по этим законам. Мы также создали правление в "Укрзализныце", сделали все возможное, чтобы как можно надежнее разделить функцию контроля, регуляторную и хозяйственную функции. Надеюсь, что на этой неделе мы одобрим контракт с правлением, и оно начнет полноценно работать. Что касается дорожного хозяйства, концепция реформирования "Укравтодора" запущена в работу. Чтобы реформировать эту структуру, децентрализовать и разорвать ее монополию, необходимо сделать несколько вещей. Мы намерены передать облдоры на места, создать независимого контролера качества работ. Для того, чтобы передать облдоры, мы провели инвентаризацию, и после зимнего сезона можно было бы стартовать, но стартовать необходимо с законом о децентрализации дорожного хозяйства (№0954). Не менее важны два закона о дорожном фонде (№2724 и №2725). Я понимаю, что сейчас проблематично забрать эти деньги из общего фонда бюджета и направить в целевой дорожный, но мое видение в том, что нам необходимо завершить юридический процесс, подготовиться к реформе. Даже если деньги аккумулируются в 2018 году, решение о фонде необходимо принять. Сейчас на уровне "Укравтодора" мы уже готовы, но вновь возникает законодательная проблема. Я понимаю депутатов, которые говорят, что на местах не хотят забирать дороги, если не будет финансирования. Но дело в том, что на местном уровне сейчас больше денег, чем на центральном, и об этом очень важно говорить. Бюджетная децентрализация, запущенная правительством в январе 2015 года, очень хорошо себя показала, плюс местные органы власти еще не использовали все источники для наполнения местных бюджетов, их еще очень много. Этот процесс надо начать, чем дольше мы откладываем, тем хуже. Это снова-таки вопрос взаимодействия с Верховной Радой. Да, в 2015 году мы заключили с Всемирным банком договор на $560 млн на проекты по автодорогам. На эти деньги будет достроена трасса Киев-Харьков, участок Полтава-Харьков и начнется разработка других проектов. Относительно портов – все, что могли дерегулировать на нашем уровне, мы дерегулировали. Следующий вопрос – приватизация стивидоров. С фондом госимущества мы "на одной страничке", мы проанализировали опыт других рынков и видим, что концессия на 15-20 лет – это лучшая форма передачи собственности на стивидорные компании. Мы это понимаем, но парламенту надо принять решение о том, что стивидоры исключаются из списка стратегических объектов. Опять-таки, здесь ждем решения Верховной Рады. Есть возможность привлекать инвестора через долгосрочную аренду, через сервитуты, но количество их будет ограничено по сравнению с тем, если будет возможность полноценно привлекать инвестора на концессию. Даже сейчас, несмотря на войну, определенный политический кризис, есть инвесторы, готовые заходить, потому что это долгосрочные проекты, Черное море никуда не денется. Что касается реки – мы стоим. Стоим потому, что не принимается закон о внутреннем водном транспорте. Три раза вносили в повестку дня (парламента – ИФ) и три раза он либо вносится, скажем, пятьдесят седьмым в списке рассматриваемых законопроектов, либо его рассмотрение планируется на пятницу, когда нет голосов. Понятно, что это не идеальный закон, понятно, что до второго чтения его можно дошлифовать, но нам надо вынести его хотя бы в первом чтении, чтобы дать юридическую рамку для открытия реки. Следующий момент - авиация. В прошлом году мы ставили несколько задач. Либерализовать наше небо – Одессу и Львов сделали. Подписали также "открытое небо" с США, с европейцами пока не получается и мы никуда не двинемся до решения вопроса по Гибралтару. Также была задача развивать аэропорт "Борисполь" как хаб. У нас это получилось: рост январь-2016 к январю-2015 – 2,4 раза по транзиту. Развивается аэропорт "Херсон", поскольку активно летают "Турецкие авиалинии". Им выделили деньги из фонда регионального развития, идет ремонт аэродрома. Мы также разрешили конфликт с выдачей направлений, и разве вы слышали о каких-то конфликтах в последние полгода, с тех пор, как назначен новый руководитель Госавиаслужбы? На сегодняшний день взаимоотношения Мининфраструктуры и Госавиаслужбы урегулированы, я вообще не знаю, когда проходят заседания комиссии, она выполняет свою работу в рамках действующих правил. Если кого-то не устраивает - пошли в суд и доказывают в суде. Пока что не было каких-либо претензий к Госавиаслужбе. "Атласджет Украина" полетели. Да, пока по трём направлениям летают, но они полетели. Посмотрим, добавят ли они рейсов в этом году. Думаю, будет видно к летней навигации. Если посмотреть по авиации, то в принципе то, что мы могли сделать, мы сделали. В этом году очень важно пройти аудит ICAO, это приоритет номер один. "Укрпочта" – корпоратизацию запустили. Худо-бедно процесс идет. "Укрпочта" хорошо отработала по субсидиям, она – прекрасный инструмент, который можно использовать для админуслуг, и сейчас с Минюстом разрабатываем для них новую программу. В плане менеджмента ничего не поменялось, вообще ничего. Вопрос: Насколько в процентном соотношении отличаются задуманные и реализованные планы? Ответ: Больше было планов реализованных, - наверное, две трети от общего количества. Вопрос: В чем состояли основные проблемы с реализацией планов по всем транспортным отраслям, в частности, именно там, где планы не были реализованы? Ответ: Законотворчество - вот основная проблема. Работа с Верховной Радой провалена. Вопрос: Видите ли вы возможность налаживания этой работы? Ответ: Это один из основных вопросов. Если я остаюсь еще на год, то мой успех будет зависеть о того, как Верховная Рада будет принимать законы. Вопрос: То есть, можно сказать, что провал работы с Верховной Радой привел вас к решению об отставке? Ответ: Не только. Не был решен вопрос справедливой компенсации для госслужащих, ну и, конечно, законодательная работа. Однако есть еще одна проблема, она очень хорошо проявилась в Одессе две недели назад, когда я поехал встречаться с трейдерами. Собрали всех пользователей портов, говорю: какие ко мне есть вопросы? Тишина. Спрашиваю: зачем вызывали? Говорят, что есть вопросы по единому окну, по фитосанитарному контролю, но это вопросы к другим органам. Также говорят, что не возмещают экспортерам НДС. Я отвечаю, что я занимаюсь инфраструктурой, но мне говорят "Ты правительство!". Ладно, я поговорю с Романом (главой ГФС Романом Насировым – ИФ). Говорят, есть проблема с выдачей евросертификатов по зерну. Вновь отвечаю – я занимаюсь инфраструктурой, по логистике что-то есть? Нет. То есть, 99% вопросов были не ко мне, к другим ведомствам, которые влияют на портовую логистику, и здесь важно понимать, что я не работаю в отрыве от госмашины, от Кабмина. Мой успех зависит от успеха реформ в других направлениях. Я могу улучшить логистическую цепочку, а евросертификат где-то не выдадут и все - судно стоит, вагоны стоят. Где-то кому-то НДС не вернули, загрузка идет меньше на "Укрзализныцю", так как у трейдеров нет денег, чтобы купить зерно. Все взаимосвязано. Поэтому те определенные условия, которые я поставил, чтобы дальше работать, включают реформу администрирования налогов, рыночную оплату труда госслужащих. Если бы я держался за этот стул, я бы не ставил эти вопросы. Я просто не буду успешным, если параллельно не будет идти ряд процессов, а просто так сидеть в кресле я не хочу. Аналогичный подход у Наталии Яресько, Алексея Павленко, Айвараса Абромавичуса. Вопрос: Насколько реально решить вопрос справедливой компенсации работы чиновников министерства? Ответ: Реально. Нужно принять политическое решение, избавиться от иллюзий. Ведь от качества и мотивации людей зависит качество управления. Чтобы люди пришли и сделали, надо платить. Бесплатно сложно, более года бесплатно – сложно. Надо мотивировать команды, чтобы они понимали, куда мы идем. Это вопрос курицы и яйца. Ответ, если брать пример "Укрзализныци", понятен: в правление приходят новые люди - качественные, с рыночной компенсацией - и делают так, чтобы через полгода-год остальные сотрудники зарабатывали больше денег. Вопрос: Но это ваш подход. А каков подход политиков? Ответ: У политиков другой подход, они ориентируются на бабушку, избирателя, и она говорит "У меня 2 тыс. грн пенсия, ах, вы негодяи! Я за вас не проголосую". Но у бабушки не будет пенсия больше 2 тыс. грн, если люди, принимающие решения, будут мыслить ее понятиями, мыслить о ней, как об электорате. Если думать категориями электората, то все, что я делал в прошлом году, вообще не имеет значения. Так вот, люди говорят: "Ты говоришь, столько сделал, а что мне это дало?". А нужно объяснить бабушке, что благодаря дерегуляции работа частных стивидоров улучшилась. В среднесрочной перспективе это все повлияет на доходы бюджета. Снова-таки, никто не спрашивает, за счет чего мы в этом году увеличили военнослужащим зарплату почти втрое, купили технику - это ведь не с потолка упало. Откуда мы взяли эти деньги? Никто не хочет получить ответ, что в прошлом году правительство жило по средствам, экономило, планировало, что в 2016 году будет увеличена зарплата военнослужащих, а для этого надо сделать ряд вещей. Кроме того, важный момент - нам необходимо переходить к страховой медицине. Говорят, что у нас бесплатная медицина, но это вранье, у нас нет бесплатной медицины. У нас есть много больниц, много коек, но надо дать людям деньги и люди деньгами будут голосовать, какая больница лучше, какая хуже. В прошлом году много кричали, что я разваливаю железнодорожную медицину, и что произошло? Все затихло. Разве локомотивщики реже проходили медосмотры? Качество ухудшилось? Не получали по страховке услуги? Нет. Вопрос: Какие еще условия вы ставили перед парламентом для продолжения вашей работы в должности министра? Ответ: Массовая приватизация. Вопрос массовой приватизации для меня критичен в том плане, что государство не получает никакой выгоды от госпредприятий, ее получают коррупционеры, которые присосались к денежному потоку. За счет этих денег потом со мною борются. Говорят: ведь если провести приватизацию, то эти же коррупционеры и купят предприятия, а я отвечаю - пускай! Но пусть они государству деньги заплатят за этот актив, они сейчас им бесплатно пользуются, государство ничего не получает, а они деньги выкачивают. Пускай заплатят за актив и занимаются бизнесом, а не коррупцией. А если они это заплатят, они уже по-другому будут подходить к основным средствам, и если захотят срезать станок на металлолом, то уже подумают какова роль этого станка в производственной линейке. Следующий момент – реформа администрирования налогов. Я не могу больше встречаться с экспортерами, импортерами, бизнесом и слушать о налогах. На последней встрече, на которой присутствовал премьер, 95% вопросов касались налогов и таможни. Необходимо принимать все нужные решения, есть механизмы, другие страны это проходили. Снова мы приходим к тому, что если это не решить, я не буду успешен, вот и все.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Михаил Бакуненко: Запрет экспорта газа, игнорирование законодательства и отчуждение бизнеса – настоящее отрасли в Украине

Нам всегда не хватает денег, потому что мы постоянно развиваемся – управляющий партнер "ТК-Домашний текстиль"

Мы можем совершенствовать диагностику с помощью ИИ - завотделом Института им. Филатова

Посол Италии: для Путина Украины не существует, он категорически отрицает национальную идентичность украинцев

Надеемся избрать новых судей ВАКС до конца этого года, возможные связи с государством-агрессором проверяем тщательно – судья ВАКС, член ВККС Колиуш

Поддержка Украины на пути к справедливости должна была постоянной, потому что это работа на годы и десятилетия – генпрокурор

Глава "Центрэнерго" Андрей Чуркин: Нам удалось вернуть и поставщиков угля, и покупателей электроэнергии, поэтому ОЗП пройден успешно

Директор Государственного центра занятости Жовтяк: Наша задача - изменить стереотип, что мы "биржа труда"

"Укртелеком" увеличит объем инвестиций минимум на 70% в 2024г - гендиректор

Мы реально боремся за то, чтобы биржевой рынок агро существовал – член НКЦБФР Ильин

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА