11:41 23.11.2015

Роман Черняк: "АвтоКрАЗ" в среднесрочной перспективе выйдет на европейские рынки

12 мин читать
Роман Черняк: "АвтоКрАЗ" в среднесрочной перспективе выйдет на европейские рынки Эксклюзивное интервью генерального директора ПАО "АвтоКрАЗ" Романа Черняка агентству "Интерфакс-Украина" Вопрос: Первоначально в 2015 году "АвтоКрАЗ" планировал выпустить не менее 2 тыс. автомобилей, но затем планы были скорректированы в сторону уменьшения, и на сегодня объем производства планируется около 1,4 тыс. Каковы основные факторы, помешавшие выполнению первоначальных планов? Ответ: Да, первоначальные планы были достаточно большими, и были предпосылки для этого, но жизнь вносит коррективы. Вы видите состояние других машиностроительных заводов сегодня. Безусловно, это ситуация с войной, с кризисом банковской системы, полное отсутствие кредитов, отсутствие достаточных объемов собственных оборотных средств. Кроме того, состояние войны в стране создало обстановку недоверия на международных рынках - люди боятся сюда вкладывать деньги, говорят: "Ребята, практически в 200 км от завода идет война, какие гарантии, что завтра она не перекинется к вам?" И мы не до конца понимаем, как будут развиваться события, и каким будет отношение иностранных партнеров. Поэтому по целому ряду негативных факторов мы были вынуждены скорректировать свои планы в сторону уменьшения. По году планируем выйти на выпуск 1400-1450 автомобилей, но и эти цифры зависят от нескольких небольших тендеров, результатов которых мы ожидаем в ближайшее время. В этом году мы также надеялись и на бОльшие заказы наших силовиков, но, в отличие от 2014 года, у нас не закупала технику Нацгвардия, погранвойска, да и ВСУ заказали меньше, чем мы рассчитывали. Вместо этого в Украину много заходит иностранной техники, и, как не прискорбно, ее активно продвигают чиновники разных уровней, закупают наши муниципалитеты, облгосадминистрации, госструктуры. В том числе продолжают закупать российскую технику – чего я просто не понимаю. В свою очередь "АвтоКрАЗ" полностью выполнил свои обязательства по выполнению государственного оборонного заказа, поставив различные модели автомобилей спецназначения колесных формул 4х4, 6х6, а также новую перспективную линейку бронетехники КрАЗ. Кроме того, мы разработали и изготовили прицепную и полуприцепную технику. Вопрос: Какими, по Вашему мнению, критериями руководствуются наши госструктуры, покупающие не украинскую технику – ведь КрАЗы не хуже, зачастую дешевле. Или это уже какие-то налаженные схемы? Ответ: Это и налаженные схемы, и менталитет. Например, на каком-то предприятии, или у коммунальщиков города, эксплуатировались МАЗы или КАМАзы, и по старинке они не хотят ничего менять и не пытаются поддержать собственное государство. "АвтоКраЗу" помогать не надо, ему не нужно мешать и не ставить палки в колеса. КрАЗ один из немногих автопроизводителей в этой ситуации не сбавил темп и будет его наращивать. Но, хотелось, чтобы был патриотизм у чиновников, госструктур, тендерных комитетов. Госслужба по чрезвычайным ситуациям красиво рассказывала о прозрачных тендерах, о приоритете отечественного, а в результате приобрела немецкие MANы, белорусские МАЗы - из более 50 машин закуплено всего лишь 12 украинских КрАЗов, хотя разговоры велись два года, и мы могли всю линейку закрыть. Такой псевдопатриотизм получается. Создают множество структур, проводят якобы прозрачные тендеры, но ничего не меняется, и по-прежнему условия тендера прописываются под определенную марку. Вопрос: Т.е. у того же МАЗа позиции в Украине достаточно уверенные? Ответ: Да, потому что Минский автозавод – госпредприятие, его поддерживает государство, они демпингуют на нашем рынке, а в Украине никто не хочет инициировать антидемпинговое расследование. Государство Беларусь, не в пример нашему, предоставляет различные системы лизинга, кредитования, но когда мы хотим у них закупить комплектующие для автомобилей, производимых для армии – ту же резину, рессоры - наши добрые соседи нам отказывают. Но готовый автомобиль – пожалуйста, берите. И многие наши структуры ухватились за МАЗы и толкают их – в том числе коммунальные, строительные службы. Вопрос: Мы заговорили о коммунальной технике, линейку которой "АвтоКрАЗ" также активно развивает. Как Вы оцениваете этот сектор в следующем году, планируете ли увеличить его долю в общей структуре продаж? Ответ: В этом секторе, как и в целом, мы для себя рисуем три сценария – пессимистичный, оптимистичный и реалистичный. "АвтоКрАЗ" с каждым годом расширяет модельный ряд выпускаемой техники и сотрудничество с компаниями-производителями надстроек. Если в прошлом году мы активно работали с "Будшляхмашем", то в этом году расширили сотрудничество в этой сфере: создали мусоросборочную машину совместно с фирмой АВТЭК (Киев), коммунально-дорожную машину – с "Теххимуниверсал ЛТД" (Белая Церковь). Мы открыты для всех и стремимся присутствовать во всех нишах, выпуская технику с различными параметрами, оборудованием, комплектацией и пр., чтобы бюрократ, который прописывает условия тендера, не имел лазеек. Сектор содержания автодорог в Украине сильно коррумпирован, и туда попасть очень тяжело. Исторически мы были в этом секторе представлены сильно, некоторая техника работает еще со времен Советского Союза. Все знают, лучше капотного КрАЗа с отвалом нет для расчистки снежных заносов, ни один бескапотник – ни МАЗ, ни КАМАЗ - по нашим дорогам не пройдет. Но в Украине существовало монопольное насильственное распределение техники. Т.е. ее централизованно закупал Киев, а потом раздавал по автодорам, и в этом секторе создалось засилье импортной техники. Сегодня мы отвоевываем назад этот сектор, уже имеем ряд побед в тендерах – в Одессе, Киеве, Днепропетровске, Полтаве, Кременчуге, есть наша техника на Буковине, в Черновцах. Надеемся на еще большее свое присутствие. Вопрос: Судя по результатам продаж автомобилей КрАЗ за 10 месяцев, все же доля Украины существенно выросла (до 67%), тогда как "АвтоКрАЗ" всегда был экспортноориентированным предприятием с долей экспорта более 80%, хотя в первую очередь за счет России. За счет чего выросла доля украинского рынка? Ответ: Доля украинского рынка выросла, но не потому, что потеряли экспортный потенциал, а, в частности, за счет заказов Министерства обороны. Но тут еще и другой фактор - у иностранных партнеров увеличилось недоверие к нашей банковской системе, ведь не редки случаи, когда мы перечисляли деньги через банк, а они не доходили, или нам платили – они тоже не дошли. Начинаем разбираться, а деньги лежат в банке. При этом даже госбанки грешат этим. Мы работаем с двумя десятками банков, потому что часто потребитель диктует, с каким банком хочет работать. Но вот эта ситуация с задержкой платежей очень насторожила заказчиков, и хотя мы все деньги вернули, как в анекдоте - "осадочек-то остался". Наши заказчики не только к нам, но и к стране, относятся осторожно и просто уходят. И хоть мы пытаемся сглаживать ситуацию, это не добавляет имиджа ни нам, ни государству, ни банковской системе. Вопрос: Сформирован ли уже портфель заказов на следующий год, какой план производства в целом, и как может измениться структура продаж, в том числе экспортных? Ответ: Портфель заказов есть, и задачи мы себе ставим с учетом новых условий на рынке в следующем году. Например, с 1 января вступает в силу экологический стандарт Евро-5, и мы уже сертифицировали автомобили с двигателями этого евростандарта – Даймлер, Форд, Дойц. Работаем и с другими поставщиками, понимая, что с Россией, в связи с санкциями, пути закрыты. Подписан целый ряд меморандумов, и хотя это не обязательный документ, но уже есть понимание того, какие автомобили у нас хотят купить. Есть наработки с автодорами, с силовыми структурами, с нашими постоянными и новыми партнерами. Есть целевые и постоянные покупатели – машиностроительные заводы, которые делают надстройки - это аэротехника, прицепная, буровая, нефтегазовая, коммунальная. Работаем с машзаводами Азербайджана, Казахстана, Египта, ОАЭ. Исходя из этого, строим планы: самый пессимистический план на 2016 год составляет 1200 автомобилей, оптимистический – около 2,5 тыс. Реально, по опыту прошлых лет, производство будет где-то посредине, но надеемся, что сыграют какие-то дополнительные факторы. По экспорту мы, например, вышли на ряд стран Африки, которые ранее находились в сфере влияния французской автотехники; Латинской Америки, где превалировали интересы Испании и Португалии. В целом, основными экспортными рынками в следующем году станут Куба, Боливия, Перу в Латинской Америке; в Африке - Египет, Марокко, Нигерия, Эфиопия, ЮАР, в Юго-Восточной Азии - Таиланд, Лаос, Вьетнам, Индонезия. Ну и конечно ОАЭ, Йемен, Ирак. Кстати, в Таиланд технику мы ранее (до 2014 года) не поставляли (а там техника сугубо НАТОвского стандарта), также не поставляли ранее в Тунис и Боливию. Т.е. какие-то рынки закрываются, но открываются новые. Безусловно, ранее для нас основным был рынок России. Когда-то много автомобилей у нас закупал и Туркменистан. И тут нам здорово помешал президент Белоруссии, который поехал два года назад и в результате были закуплены 2 тыс. МАЗов, хотя в этом тендере участвовали и мы. Была у нас и крупная поставка в Пакистан (тысяча автомобилей), но туда поехал Путин, и, опять же, все решилось не в нашу пользу. К сожалению, нашим еще нужно учиться, как решать вопросы промышленности и продвигать украинский бизнес. Чем занимаются наши представительские миссии и десятки людей в посольствах мне не очень понятно, ведь, например, белорусские посольства - это практически торговые представительства за рубежом. Вопрос: По структуре продаж этого года видно, что основные экспортные отгрузки идут в Египет. Это сегодня основной партнер? Ответ: Да, это один из крупнейших экспортных потребителей. С Минобороны Египта у нас был подписан контракт семь лет назад, который пролонгируется дополнительными соглашениями, параллельно заключаются новые контракты. В этом году мы отгрузили в Египет более 300 автомобилей, и в 2016-м планируем поставить не меньше. С ними мы сотрудничаем плодотворно, и постоянно идем друг другу навстречу. Вопрос: У "АвтоКрАза" было несколько сборочных производств за рубежом, которые в свое время достаточно успешно работали, но сегодня о них не слышно. Какова их судьба и планируете ли создание новых таких производств? Ответ: Действительно, ряд проектов нам пришлось свернуть. В частности, сборочное предприятие во Вьетнаме было ориентировано на угольную промышленность, а в связи с падением цен на уголь перестала покупать машины (и не только наши) угольная промышленность этой страны. На Кубе, в связи с падением экономики этого государства, также проект был свернут, и в России – по понятным причинам. Но сейчас мы работаем над созданием новых сборочных предприятий, и в следующем году презентуем новый проект, пока не буду говорить где – мы работаем над этим не первый год, приходится преодолевать массу сложностей. Вопрос: А какие рынки для "АвтоКрАЗа" сегодня являются наиболее перспективными? Ответ: Больше всего мы стремимся к выходу на европейские рынки. Пока об этом рано говорить, потому что там большие требования и качеству и потребительским свойствам, но наша "золотая мечта" – это рынки Евросоюза и рынки Америки. Это научно обоснованные рынки, в отличие от нашего, там проводятся изыскания, проектные разработки, и нам хотелось бы попасть в эту плановость, и мы все делаем для того, чтобы эти рынка стали основными. Все остальные - вспомогательные, и пусть их будет побольше. Но основу должны составлять европейские рынки. Вопрос: В какой перспективе это возможно? Ответ: Это среднесрочная перспектива. Хотелось бы сегодня-завтра, но мы понимаем, что еще много нужно работать, нужны инвестиции, оборудование и научные разработки. В определенной степени этому должно способствовать и подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, потому что сразу становится видно, кто действительно автомобилестроитель, а кто мелкий шулер по прикручиванию колес. Сегодня мы за счет собственных оборотных средств инвестируем в разработки и новые модели. Например, когда началась война, никто, кроме КрАЗа, не предложить ВСУ необходимую технику. У нас же был опыт работы на рынке воюющих стран, совместные разработки с иностранными партнерами, мы понимали потребности армии, и поставили значительное количество техники, которая помогла армии развернуться и противостоять врагу: это бронетехника КрАЗ - "Спартан", "Кугуар", "Фиона" и "Шрек". Вопрос: На следующий год вы закладываете в планы производство такой техники? Ответ: Да, и у военных есть потребность в ней, и на экспорт. Но все зависит от бюджета, который будет выделен. Вопрос: Конечно, мы не можем обойти отношения с Россией, которая была и крупнейшим потребителем автотехники, и поставщиком комплектующих. Сегодня эти связи практически полностью прекращены? Ответ: Да, сегодня они практически сведены к нулю. Россия полностью запретила поставки в наш адрес. Как пример - в прошлом году на границе просто выгружали комплектующие из машины, которая везла их в наш адрес с Урала. Поэтому мы перестали закупать у них и переориентировались на других поставщиков. Вопрос: Но в таких случаях сложно быстро переориентироваться, и наверняка возникают проблемы с поставками комплектующих? Ответ: Конечно. Например, сегодня американцы не хотят нам давать двигатели, потому что мы ставим их на военную технику. Т.е. санкции против России поддерживают, а комплектующие не дают. Кроме того, много предприятий-поставщиков было в Донецкой и Луганской областях, и вначале их потеря стала для нас шоком, приходилось покупать аналоги втридорога. Сейчас, конечно, что-то мы заместили, разместив заказы в Ужгороде, Бердичеве, Одессе, Львове, Житомире, частично в Белоруссии, Турции, но эти новые связи зачастую не настолько прочны и долговечны, чем те, которые были. Поэтому бывают срывы, конечно. Например, для выполнения крупного экспортного контракта нам понадобилось много высококачественной древесины – бортовой доски, которую раньше мы закупали в России. И оказалось, что в Украине просто не растет такой лес, который нам необходим. Проблемы есть и с металлоломом нужного качества, и с литьем, лакокрасочными материалами, стеклом высокого качества и прочности, с металлом. В Украине, по-прежнему, никто не делает автомобильный стальной лист, который мы закупали в Липецке, а сегодня приходится поставлять из Польши, скандинавских стран, Германии. Проблема и с большими шинами: "Днепрошины", которая их делала, больше нет, белорусы не хотят поставлять их в необходимых нам объемах. Сейчас два типа таких шин освоила "Росава", и будет осваивать их и дальше. Вообще у работающего предприятия множество проблем – люди, квалифицированнее кадры, зимой опять начнется проблема веерных отключений электроэнергии, ограничения потребления газа. И тут мы тоже учимся экономить - если ранее в год более 1 тыс. тонн древесных отходов продавали и утилизировали, то сегодня делаем из них паллеты, устанавливаем локальные котлы для отопления. Вопрос: В следующем году, думаю, "АвтоКрАЗ" традиционно представит ряд новинок – расскажите о них, пожалуйста Ответ: Уже до конца этого года "АвтоКрАЗ" представит бескапотный автомобиль-самосвал колесной формулы 8х4 – такой модели еще не было в нашей линейке. Этот автомобиль, в первую очередь, для дорожного строительства, транспортировки различных горных пород, щебня. И еще один самосвал колесной формулы 4х2 – в основном для коммунальных, дорожных предприятий, а также сельхозпредприятий Вопрос: Вы отмечаете оживление спроса в этих секторах? Ответ: Нет, пожалуй, оживления пока нет. В сельхозсекторе обанкротилось много автоперевозчиков, перевозивших зерно на зерновозах, да и в строительстве затишье. Но техника выходит их строя, такого российского завода, как ЗИЛ, сегодня нет. И мы понимаем, что его никто не заместил, и пытаемся занять эту нишу. По большому счету и самосвалу 8х4 большой конкуренции нет, за исключением "Мерседеса", "Вольво" и "Скании". Но мы представим авто в более дешевой нише, но с такими же потребительскими свойствами. На следующий год в ряду новинок появится и военная автотехника (бронированные автомобили, вспомогательные), и гражданская – для нефтяников, энергетиков, коммунальщиков. Для бездорожья разработаем малотоннажный автомобиль 4х4 грузоподъемностью 3-5 тонн: сейчас идет разработка конструкторской документации, подбор комплектующих и компонентов. В этом году мы инвестировали в расширение номенклатуры и модельной линейки, улучшение качества не менее $10 млн за счет собственных оборотных средств, и в следующем планируем не меньшие капиталовложения.
Загрузка...

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Завантаження...
РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Глава НАГС Стародубцев: Линия фронта проходит по менеджменту в госслужбе

Собственник СК "Гардиан" Арунас Шикшта: Украинский рынок очень перспективный, я бы рекомендовал на него заходить именно сейчас

Шаг, который стоит сделать

Если на ж/д в Украине не будет грузовых скоростей в 400 км/сутки, страна останется в стороне от основных магистралей - гендиректор "Лемтранса"

Глава комитета Рады по энергетике Герус: Если конкуренции нет, то государство должно вмешаться и регулировать

Украине нужна не вертикаль власти, а сильный парламент и верховенство права

Глава биржевого комитета УЭБ: На переход с этапа спот на этап деривативов уйдет три года

Нельзя вводить закон о медстраховании до решения вопроса, что делать с "черным налом" и с зарплатой в конвертах – Радуцкий

Михаил Радуцкий: "Нельзя вводить закон о медицинском страховании пока мы не решим вопрос, что делать с черным налом и с зарплатой в конвертах"

Разумков: Когда Рада станет лоббистом интересов Украины – это будет суперпарламент

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
Завантаження...
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА