14:06 07.07.2015

Глава Венецианской комиссии: Изменения в Конституцию по децентрализации - это только первый шаг, большую часть работы еще предстоит сделать

4 мин читать
Глава Венецианской комиссии: Изменения в Конституцию по децентрализации - это только первый шаг, большую часть работы еще предстоит сделать Эксклюзивное интервью председателя Европейской комиссии "За демократию через право" (Венецианской комиссии) Джанни Букиккио агентству "Интерфакс-Украина" Вопрос: Как в целом Венецианская комиссия оценивает проект изменений в Конституцию Украины, который уже передан на рассмотрение в парламент? Учтены ли Ваши рекомендации? Ответ: Мы очень рады тому проекту, который сейчас есть. В основном, все рекомендации Венецианской комиссии были учтены. Я хотел бы поблагодарить Конституционную комиссию и особенно ее главу, спикера Верховной Рады Владимира Гройсмана, за отличное сотрудничество. Я также приветствую тот факт, что президент Петр Порошенко быстро передал текст в Верховную Раду для его принятия. Это хорошее начало конституционной реформы, и я надеюсь, что за этим последует прогресс в других направлениях. Децентрализация является одной из наиболее важных реформ, необходимых для Украины и проект обеспечивает хорошую основу для этой реформы. Вопрос: Как в Комиссии оценивают этот проект в части распределения полномочий между президентом, Кабинетом министров и парламентом? Как Вы оцениваете право президента распускать местные советы, назначать и увольнять префекта? Ответ: Проект во многом сохраняет текущий баланс полномочий между президентом, Кабинетом министров и парламентом. Это, скорее всего, единственный реальный подход в сложившихся условиях. В среднесрочной и долгосрочной перспективе мы выступаем за укрепление полномочий Кабинета министров, который является подотчетным парламенту. Тем не менее, нынешняя кризисная ситуация - это не самый лучший момент для таких перемен. Право президента приостанавливать, подчеркну, не прекращать, а приостанавливать полномочия органов местного самоуправления, если эти органы осуществляют действия, не соответствующие Конституции Украины, угрожающие суверенитету, территориальной целостности или национальной безопасности страны, это ответ на то, что в последнее время произошло в Украине. Вполне правомерно предоставить это право президенту, который в соответствии с Конституцией является гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности Украины. Требование, определяющее, что это должна быть "угроза суверенитету государства, территориальной целостности или другая угроза национальной безопасности" устанавливает высокий порог, и в таких случаях, приостановление полномочий и, в соответствии с решением Конституционного суда, роспуск органов местного самоуправления является пропорциональной санкцией. В нашем заключении мы настаивали на том, что до принятия решения Конституционным судом должно быть именно приостановление решения, а не его полное прекращение, и что суд в таких случаях обязан действовать быстро. Обе рекомендации отражены в нынешнем проекте. Что касается префектов, то президент не может назначать или увольнять их самостоятельно, а лишь по рекомендации Кабинета министров. Эта рекомендация тоже отражена в нашем заключении, и соответствует нынешнему конституционному устройству. Мы, действительно, не поддерживали предоставление президенту права увольнять префектов по собственной инициативе. Вопрос: Проект изменений в Конституцию содержит переходное положение об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей и этот вопрос вызвал немало дискуссий в украинском обществе. На Ваш взгляд, можно ли было обойтись без этих изменений? Ответ: В значительной степени дискуссия по этому поводу в Украине, как мне кажется, была основана на недопонимании. Конституция не будет регулировать статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей, а лишь даст возможность регулировать этот вопрос соответствующим законом. Это кажется логичным и необходимым. Если в какой-то момент в будущем будет достигнуто соглашение об урегулировании спора, то не будет никакой необходимости в конституционных изменениях, а урегулирование может быть реализовано через обычное законодательство. Очевидно, что любой такой закон должен соответствовать основным конституционным принципам, таким как суверенитет и территориальная целостность Украины. Хочу отметить, что эта положение касается лишь этих двух регионов, никакие другие территории Украины не смогут претендовать на особые права. На международном уровне очень важно для Украины, чтобы такое положение было включено в текст. Это положение показывает готовность Украины к реализации договоренностей, достигнутых в Минске. Всем известно, что международное сообщество поддерживает реализацию этих соглашений, и очень важно показать, что Украина готова к их выполнению. Вопрос: Когда, на Ваш взгляд, эти изменения могут заработать, в какие сроки их необходимо принять? Ответ: Вам, конечно, известно, что процедура принятия конституционных изменений является довольно сложной. На наш взгляд, изменения должны вступить в силу до местных выборов в октябре. Это означает, что первое чтение должно состояться уже в ходе нынешней сессии Верховной Рады, в то время как второе чтение должно состояться в сентябре или в начале октября текущего года. Вопрос: Чего Вы ожидаете от обновленной Конституции? Какие последствия они будут иметь для Украины? Ответ: Прежде всего, изменения обеспечат хорошую основу для проведения децентрализации в стране. Демократия не может быть ограничена на национальном уровне, но должна начинаться на местном уровне. Люди должны иметь возможность решать на местах вопросы местного значения, в соответствии с принципом субсидиарности и без необходимости получать разрешение на все из Киева. Если у людей есть ощущение, что их слышат на местном уровне, это должно укрепить единство страны. Однако мы должны осознавать, что изменения в Конституцию - это только первый шаг. Большую часть работы еще предстоит сделать. Многие законы должны быть приняты или изменены, а новые правила должны быть реализованы на практике. Это займет некоторое время, но важно, что этот процесс реформ уже запущен.
Загрузка...

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Завантаження...
РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Глава номинационного комитета "Укрнафты" Бойцун об отмене конкурса на нового CEO: Это очень странное, непоследовательное и непрофессиональное решение

Шмыгаль: Нам необходимо разогреть экономику

Замглавы МИД Божок: Убежден, что в этом году нам удастся достичь положительных результатов в вопросе присоединения Украины к Программе усиленных возможностей НАТО

Шмыгаль: Нам необходимо разогреть экономику (на языке оригинала)

Завитневич: Закон об оборонных закупках снимет завесу тайны в этой сфере и сломает хребет коррупции

Министр здравоохранения Степанов: "Реформы в медицине - это самые сложные реформы в любой стране мира " (часть II)

Работа парламента - это не "давай две строки перекрутим и все будет хорошо", - председатель партии "Голос" Кира Рудик

Министр здравоохранения Степанов: "Реформы в медицине - это самые сложные реформы в любой стране мира" (часть I)

Резников: Минреинтеграции может выйти на неконтролируемую часть границы Украины  с Россией раньше других

Интервью нардепа Юлии Светличной: Важен результат, а не процесс

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
Завантаження...
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА