18:43 29.07.2014

За глаза говорят о моих "конвертах" или теневых схемах. Их нет в природе. Заявляю категорически – первый замглавы ГФС Владимир Хоменко

13 мин читать
За глаза говорят о моих "конвертах" или теневых схемах. Их нет в природе. Заявляю категорически – первый замглавы ГФС Владимир Хоменко
Эксклюзивное интервью первого заместителя главы Государственной фискальной службы Украины Владимира Хоменко агентству "Интерфакс-Украина". Вопрос: На днях в официальной прессе опубликовано распоряжение правительства о создании и положении о Государственной фискальной службе Украины. Другим распоряжением Кабинет министров Украины назначил Вас заместителем главы ГФС. Каковы будут Ваши действия? Ответ: С момента моего назначения мы работали в рамках делегированных полномочий. Были сложности в вопросе назначений. Потом появилось известное правительственное постановление. Было много критики по этому поводу. Но нам необходимо было работать, устранять факторы, которые мешали. Во-первых, чтобы не было политической составляющей. Об этом премьер сказал публично: политический фактор не должен присутствовать в Министерстве доходов и сборов. Во-вторых, мне удалось назначить на уровне исполняющих обязанности тех, кто в первую очередь подходил для этого. Если говорить о результатах работы, то данный период мы выдержали с честью. Открыты уголовные производства по ряду резонансных дел, в том числе по "конвертам", налоговым "ямам", подакцизной группе товаров и теневому сектору экономики в целом. Вместе c главой Государственной фискальной службы Игорем Билоусом я настаивал на том, что не нужно ликвидировать Министерство доходов и сборов. Было принято политическое решение, чтобы оставить функции и единый блок: налоговый, таможенный и налоговой милиции. Почему это важно? У нас общая база данных. А это – удешевление администрирования налогов и сборов. С этим согласились, поменяв название на ГФС и в некоторой мере понизив статус. Сегодня у нас серьезная и достаточно мощная служба. Я работал в налоговой службе с 1996 года. Знаю, что за это время более сильной службы не было. Даже в Министерстве доходов и сборов роль милиции была занижена. Мне удалось, при согласии И.Билоуса и по решению правительства, повысить статус руководителя налоговой милиции до уровня первого заместителя. И в центральном аппарате, и на местах. Это дает возможность решать вопросы, отнесенные к компетенции ГФС и таможни в том числе. На начальном этапе, возможно, была какая-то притирка. Но сегодня у нас четкое распределение обязанностей. Каждое утро в 8:30 на совещании мы отрабатываем совместные решения. В первую очередь это организованная контрабанда, "конверты", налоговые "ямы", которые еще полностью не ликвидированы. Мы системно работаем над этим. Со временем добьемся их полной ликвидации. Вопрос: Премьер-министр Украины Арсений Яценюк поставил перед ГФС задачу до сентября 2014 года полностью ликвидировать все налоговые "ямы" в стране. Насколько реально это сделать в столь сжатые сроки? Ответ: Я реалист. Действительно, было совещание с премьером и эти требования известны. Мы серьезно усилим нашу работу на данном направлении. Не будет организованных налоговых "ям", и "конвертов" при участии наших сотрудников. А без них системность этих схем невозможна. Это относится и к "конвертам", и к налоговым "ямам", и "серым" товарным потокам. В настоящее время эти вопросы согласованы. У налоговой милиции достаточно сильные возможности ведения агентурно-оперативной работы, осуществления мероприятий, направленных на разрушение и документирование этих схем. Тесно взаимодействуем с таможней. Контрабанду организовывает тот, кто находится в стороне и затягивает все эти неконтролируемые потоки. Нам известны эти люди. Чувствуем очень сильное давление, в том числе со стороны отдельных народных депутатов. Они хотят завести в нашу структуру своих людей. Наша же позиция принципиальна. Система должна быть управляемой. Только президент и Кабинет министров могут влиять на деятельность ГФС. Всех остальных нужно отстранить от влияния. И в кадровых вопросах, и финансовых, и во всех остальных. Мы очень жестко решаем эти задачи. Службу пытаются расшатать. Важно не поддаваться этому давлению. Один раз склонишь голову – пропадешь как профессионал и порядочный человек. Все будут знать, что с тобой можно договориться. Никто в Украине не скажет, что со мной можно договориться. Хотя за глаза говорят о якобы моих "конвертах" или теневых схемах. Их нет в природе. Заявляю категорически. Вопрос: Вам или Вашей семье угрожали физической расправой? Ответ: Прямо – нет. Но косвенные сигналы получал неоднократно. Моя семья, надеюсь, в безопасности. Жена временно проживает в Крыму, младший сын – в Киеве. Сам я вынужден взять охрану. Это – не прихоть. Если человек не покупается, и на него нет компромата, возможны провокации более серьезного уровня… Вопрос: Процесс создания Службы финансовых расследований (СФР) начат еще весной. На каком этапе он сейчас и когда можно ожидать формирования службы де-факто? Большинство опасений бизнеса в вопросе создания СФР связано с возможностью создания очередного "карательного органа". Какие предложения предпринимателей Вы учли в ходе обсуждения законопроекта о создании СФР с представителями бизнеса? Что изменилось в окончательной редакции законопроекта? Ответ: 2 июля мы направили в Кабмин и Минюст письма о выполнении поручений премьер-министра (доработать законопроект о создании СФР с учетом мнения западных экспертов и представителей бизнеса). За два месяца я провел множество дискуссий со всеми экспертами, изъявившими желание. Наработано более 120 предложений. Мы встречались с представителями Ассоциации налогоплательщиков Украины, Европейской бизнес ассоциации, Американской торговой палаты. На форуме при участии Кабмина рассматривали вопрос секторально. Скажу откровенно, из этого диалога все стороны вышли с пониманием того, что мы друг друга слышим и воспринимаем. Наша позиция, как контрольного органа, не допустить в Государственной фискальной службе рецидивов прошлого. Представители бизнеса и экспертных кругов, в свою очередь согласны, что финансовый контроль государству необходим. Но на условиях соблюдения четких правил, а также сокращения до одного количества контролирующих структур. Меня убеждали, что у СФР не должно быть функции аудита, которую сегодня используют ГФС и налоговая милиция. И мы хотим от этого уйти. Ведь сегодня можно дать поручение о проверке даже в устной форме, если существуют определенные основания. Необходимо реформировать существующее сочетание функций и полномочий. СФР даст возможность устранить дублирование функций разных органов. Премьер акцентировал на ликвидации налоговой милиции в нынешнем ее виде и поставил задачу выйти на новый качественный уровень в борьбе с теневой экономикой. В законопроекте об СФР эти положения четко прописаны. Нужно минимизировать контакт бизнеса с представителями фискальных служб за счет применения IT-технологий в выборе объекта проверок. Мы донесли это до экспертной среды. Главное – есть позитивная обратная связь. Уже прошли правительственный комитет. Законопроект о создании СФР – в Кабинете министров и Министерстве юстиции. Тесно работаем с Минюстом, чтобы вскоре вынести документ на заседание правительства и, как сказал премьер, в сентябре – на рассмотрение парламента. Трое руководителей ГФС должны до сентября доложить о проделанной работе: что сделано в вопросе борьбы с теневой экономикой, с налоговыми "ямами", как донесли до людей в регионах идеологию новой службы. В августе глава ГФС и заместители проведут серию региональных поездок, где будем обосновывать необходимость создания СФР. Также проведем отчет о результатах текущей деятельности. Будет открытый диалог с нашими сотрудниками и с бизнесом – со всеми, кто желает это слышать. Вопрос: Какова предусматривается численность штата СФР? Ответ: Ее численность будет в два, а то и три раза, меньше нынешнего количества контролирующих сотрудников. Сегодня сотрудников департаментов и служб – около 25 тыс. После перехода на IT-технологии и другие эффективные методы работы сокращение неизбежно и оправданно. Будем создавать серьезную процедуру отбора, обучения и работы с кадрами. Люди должны четко понимать поставленные задачи, быть мотивированными к их выполнению. Для этого их нужно обеспечить достойной зарплатой. Сегодня она составляет у сотрудника 1,5-3 тысячи гривень. Это критически недостаточно. В целом результат будет при соблюдении четких правил, наличии профессиональных кадров и отсутствии коррупции. Сегодня на 25 тыс. сотрудников годовые затраты составляют около 2,1 млрд гривень. Уменьшив штат в два раза, мы сэкономим для государства 1 млрд гривень. Вопрос: По Вашему мнению, каков уровень зарплаты должен быть установлен для сотрудников СФР? Ответ: Она должна быть выше, чем в других контролирующих органах. Человек должен иметь иммунитет к финансовым соблазнам, неизбежным на нашей службе. Вопрос: Насколько реальна фиксация высоких зарплат для сотрудников СФР в условиях, когда за год государственный бюджет уже дважды пересматривается, значительно ухудшаются основные макропоказатели экономики, урезаются социальные программы? Ответ: Нужно создать очень серьезное мощное информационное поле, куда свести базы данных, которые станут основой для проведения серьезных мониторингов юридических лиц. Сегодня инициативная группа работает над структурой, уже есть предложения по кадрам. В том числе от молодых украинцев с международным образованием. Нужно быть готовым быстро перейти на другой качественный уровень, а не думать: есть постановление, есть закон и что теперь делать? Вопрос: По Вашим подсчетам, каков объем теневого рынка в Украине? Могли бы Вы озвучить данные по первому полугодию 2014 года относительно объемов контрабандной и контрафактной продукции на внутреннем рынке? Ответ: Думаю, 30-40%, а по некоторым направлениям 50%. Теневой объем экономики сократился за счет того, что "конверты" уже не работают организованно. В то же время есть спрос на наличные деньги. Говорим о зарплатах, закупках за наличные товаров и услуг. Не можем делать вид, что этого нет. Существуют различные схемы. Скажем, берется кредит, из которого часть – наличными, контракт – на 15-20 лет. Но я подчеркну, что государство не организовывает и не контролирует в уголовном варианте эти финансовые потоки. По контрафактной продукции – это теневой рынок, завозка контрабанды, "серый" импорт (удешевление стоимости товара при завозе до 10 раз). Работаем системно, идем навстречу таможне и наоборот. Мы сегодня никому не даем "добро" работать под нашим благословением. Хотя очень многие этого хотели бы. Не хочу называть фамилии, но очень интересная тема, кого нам назначили и хотят еще назначить. Соответствующие, как они себя считают, влиятельные должностные лица. Влиятельными они могут быть за пределами ГФС - пусть там влияют на законодательный процесс, на таможенную и налоговую политику. Но не вмешиваются в кадровую политику и организацию работы. Мы втроем (руководство ГФС: И.Билоус, В.Хоменко и А.Макаренко - ИФ) заняли принципиальную позицию. Вопрос: На каком этапе расследование дела "Укрспирта". Есть ли новые подробности? Что известно в отношении разыскиваемого экс-директора Александра Харта? Ответ: Открыто уголовное производство. Харт объявлен в розыск. Заинтересованные лица ищут подход и к следователям, и ко мне, чтобы облегчить и смягчить дело. Дважды менял следователей по этому делу. Надеюсь, больше не придется. Эта схема, куратором которой были Юра Енакиевский и Иван Иваныч, уничтожена. Все ответственные лица будут привлечены к уголовной ответственности. Относительно гипотетического местонахождения Харта могу сказать, что он находится не там, где ожидается. Наблюдается тенденция к восстановлению старых схем в новых формах. Когда мы прикрыли "Укрспирт", активизировался ввоз контрабандного спирта. Из Молдовы завозят тысячи тонн. В Одесской области, в районе Затоки, найден трубопровод со стороны Молдовы длиной 300-400 метров. Построен завод на молдавской стороне для отправки контрабанды в южные области Украины. Второй фактор – повышение ставок акцизного сбора на табак и алкоголь, против чего я категорически выступал. Это загонит табачную отрасль в тень. Мы из тени вытягивали 280-300 млн гривень ежемесячно, а в результате повышения акциза получаем 25-26 млн. Кому это выгодно? Мы доведем до конца инициативу по внедрению электронной акцизной марки. Идут технологические наработки, юридическое сопровождение, необходимо внести изменения в ряд правительственных постановлений. Работаем с Минфином для формирования системы противодействия возрождению этого теневого рынка. Проводим ревизию, лицензирование на всех стадиях производства, изготовления и реализации. Это и места торговли, и множество других вопросов. Вопрос: Миндоходов провело внеплановые проверки нескольких крупных агрохолдингов Украины ("Кернел", "Мироновский хлебопродукт", "Агромарс", "Креатив"). С чем это связано и что удалось выяснить в рамках следственных действий? Ответ: В рамках уголовных производств расследуются факты неуплаты многомиллионных сумм налогов. Причиной доначисления налогов стали факты выявления документального оформления бестоварных операций с фиктивными предприятиями, зарегистрированными на лиц, которые к их хозяйственной деятельности отношения не имеют. В том числе, зарегистрированными за денежное вознаграждение. Количество фиктивных предприятий является значительным, окончательное их количество устанавливается. Сумма ущерба в виде неуплаченных налогов в уголовных процессах в отношении отдельных предприятий АПК составляет: по ЗАО "Креатив" - 91,2 млн гривень, по ООО "Комплекс Агромарс" - 8,5 млн гривень, по ООО "Кернел-Трейд" - 107,6 млн гривень, а также попытка незаконного возмещения НДС в сумме 35,4 млн гривень. Эти проверки связаны с тем, что уголовные производства по указанным компаниям открыты еще до моего прихода. Сейчас ведем расследование. По моему поручению эти производства изучены. Нет оснований говорить о нарушениях со стороны сотрудников на стадии выбора объекта или расследования. Там есть схемы, задействованы фиктивные предприятия, осуществлялись фиктивные закупки. Говорю об этом открыто. Мы работаем исключительно в правовом поле. Кстати, за четыре месяца мы не уволили ни одного сотрудника за то, что он "не туда залез". Мы сняли вопрос по выемке документации: раньше изымали машинами, ящиками, самосвалами возили. Сегодня изымается только то, что необходимо. Заходим на проверку исключительно в рамках уголовного производства или при наличии оснований. Вопрос: В настоящее время идет судебный спор между Миндоходов и "Киевстаром" по факту доначисления 25 млн гривень налоговых обязательств. На каком этапе это дело сейчас, ведь оператор заявил, что является одним из крупнейших налогоплательщиков Украины и не согласен с логикой вашего ведомства? Ответ: "Киевстаром" уплачены в полном объеме 26 млн гривень. Это доначисленные суммы НДС и штрафные санкции. Компания согласилась со своими налоговыми обязательствами. Точка. Вопрос: Отмечаете ли Вы увеличение потока контрабандных и контрафактных товаров с территории АРК? В связи с ситуацией в восточных регионах, каков уровень контрабанды, проходящий через Восточную таможню? Ответ: Очень сложно контролировать. Мы видим, что часть контрабандных потоков идет из Одессы в сторону Крыма, а дальше растворяется. Нельзя проследить: действительно ли груз ушел в Крым, или заехал в сторону Армянска, а выехал через Чонгар. Я Крым очень хорошо знаю. Потребность в товарах в самом Крыму достаточно серьезная. С другой стороны – это возможность выехать в другой регион. Товар растворился в Крыму и дальше поехал в другие регионы Украины. Работаем над этим и уже есть определенные результаты. Относительно восточной границы. Пункт пропуска "Изварино" разгромлен, фактически там коридор для сепаратистов и военной техники, а также ввоза и вывоза контрабанды. Интересный момент. Транзитом идут грузы из Приднестровья в Россию. Возникает вопрос: что там могут вести? Может, абрикосы или помидоры? Есть много вопросов, и мы стараемся максимально при существующих возможностях контролировать. Относительно контрабанды из Крыма в Украину. Сложно оценивать масштабы этих потоков, но они достаточно серьезные. Практически невозможно контролировать их природу, не видим, как и где они формируются. Один из источников – это то, что заходит транзитом из Одессы. Это очень специфический вопрос, требующий изучения на оперативном уровне. Мы над этим работаем. Существует определенный план, он согласован со всеми ведомствами и с пограничниками. У нас состоялось совещание на тему деятельности ГФС в случае частичного объявления военного положения. Знаем и понимаем, что делать. Должны четко наладить взаимодействие с внешними ведомствами, в первую очередь, с Кабинетом министров, администрацией президента, Минфином, добиться полного взаимодействия структур ГФС. Определили ответственных за каждое направление. Должны обеспечить выполнение поступлений в рамках запланированных показателей. Не будет денег – не будет страны. Еще бы эти деньги не воровали, потому что "кому война, а кому мать родна". Но мы все равно защитим экономику страны. Вопрос: В Луганске и Донецке подразделения налоговой милиции работают? Ответ: Работают, но не в полном объеме. Мы очень признательным людям и поддерживаем их. Они работают на территориях, не подконтрольных сепаратистами. Вопрос: В Раде в ближайшее время может быть проголосован законопроект о создании свободной экономической зоны в Крыму во втором чтении. Документ предусматривает обустройство таможен на административном делении материковой части Украины с полуостровом с наделение таможен права выдавать сертификаты качества. Сможет ли это реально повлиять на уменьшение контрабандного потока? Ответ: Это станет предвестником того, что будет сокращен такой контрабандный поток. Появится один из рычагов влияния, который позволит отсеивать неконтролируемые потоки.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

ЕИБ разрабатывает программы энергоэффективного восстановления жилого фонда и создания социального жилья

Михаил Бакуненко: Запрет экспорта газа, игнорирование законодательства и отчуждение бизнеса – настоящее отрасли в Украине

Нам всегда не хватает денег, потому что мы постоянно развиваемся – управляющий партнер "ТК-Домашний текстиль"

Мы можем совершенствовать диагностику с помощью ИИ - завотделом Института им. Филатова

Совсем скоро будет создан пошаговый алгоритм подачи заявления в Международный реестр убытков от агрессии РФ – Мудра

Посол Италии: для Путина Украины не существует, он категорически отрицает национальную идентичность украинцев

Наша основная задача - сохранение архитектурных памятников Украины, поврежденных войной, - представитель WMF в Украине

аirBaltic немедленно возобновит полеты, как только воздушное пространство Украины будет открыто, - Мартин Гаусс

Надеемся избрать новых судей ВАКС до конца этого года, возможные связи с государством-агрессором проверяем тщательно – судья ВАКС, член ВККС Колиуш

Поддержка Украины на пути к справедливости должна была постоянной, потому что это работа на годы и десятилетия – генпрокурор

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА