15:44 27.06.2014

Сотрудничество государственного оператора и почтово-логистических компаний будет выгодно всем

10 мин читать
Сотрудничество государственного оператора и почтово-логистических компаний будет выгодно всем Эксклюзивное интервью президента MEEST GROUP Ростислава Кисиля Вопрос: Расскажите кратко о своей компании Ответ: MEEST GROUP была создана 25 лет назад в Торонто, Канада. Цель ее создания – связь нашей диаспоры со своими родными и близкими в Украине. Все, что они пересылают в Украину и в страны бывшего СССР, в большей части проходит через нашу компанию. У нас более 500 офисов, то есть сейчас это крупнейшая компания в Канаде и США. Чтобы работать в Украине, мы создали соответствующее предприятие - после реализации ряда крупных проектов в 1992 году открыли СП "Росан". Это первый почтовый оператор, который работает и на внутреннем, и на международном рынке. Сегодня в Украине у нас два бренда – "Росан" и "Мист". В целом за время работы здесь мы инвестировали примерно $ 65-70 млн. Вопрос: Что сейчас является основной деятельностью компании? Что приносит ей доход? Ответ: До 2010 года нашей основной деятельностью в Украине были международные почтовые отправления. Теперь добавились почтово-логистические услуги на рынке Украины. В почтово-логистическую группу Meest входят почтовый оператор СП "Росан", "Росан Глобал", занимающийся международными экспресс-отправлениями, и "Мист Экспресс", национальный логистический оператор. Мы работаем в 12 странах мира, и везде в этих странах у нас есть "мосты" – частные национальные почтовые операторы. Они собирают посылки и отправления от украинской диаспоры, в том числе e-commerce. В том и заключается наша деятельность. Вопрос: Давайте ближе к "Мист Экспресс". Какую долю рынка компания занимает сейчас? Согласно данным УАДМ (Украинская ассоциация директ-маркетинга), недавно обнародованным, на рынке внутренних почтовых отправлений ваша доля - 6,5%? Ответ: Мы являемся лидерами в Украине по доставке "в руки". Наша компания работает по аналогии с крупными международными операторами – DHL, FedEX и такими как они. То есть мы не развиваем свою сеть выдачи, мы доставляем адресату в руки. По данным разных исследований, именно в сегменте "в руки" мы удерживаем лидерство. В частности, в этом сегменте наша доля рынка - это 21%. Так развиваются подобные бизнесы в США, Канаде и в европейских странах. Вопрос: Разъясните, пожалуйста, структуру доходов компании. Ответ: "Мист Экспресс" только в 2010 году вышел на рынок Украины. То есть мы еще молодая компания. 94% наших доходов – это внутренние отправления, а 6% - доходы от международной доставки. Учитывая, что на момент выхода на рынок наши внутренние доставки равнялись нулю, вот как за четыре года мы выросли. Тем не менее, сегодня мы находимся на стадии освоения рынка. Мы уже работаем с двумя десятками крупнейших интернет-магазинов Украины, и есть несколько сотен таких магазинов, с которыми интенсивно ведем переговоры. Вопрос: Правильно ли я поняла, что большую часть доходов вам приносит внутренний рынок? Ответ: Да, вы правильно поняли. Вопрос: Каковы конкурентные преимущества компании? Ответ: Главное наше преимущество – мы предоставляем технологию доставки в руки на уровне крупных мировых игроков. В то же время мы понимаем, что часть клиентов имеет желание получать посылку именно в пунктах выдачи, так как им не совсем удобно ждать курьера. Это что касается рынка B2С. Что касается рынка B2B, то он в Украине практически не развит в сегменте "из рук в руки". И это то, что нас сейчас больше всего интересует. То есть во всем мире сделано так: от одного субъекта хозяйствования забирают, другому – доставляют. У нас же – сначала нужно взять товар, отвезти в определенное место хранения, а оттуда клиент должен его забрать. И мы хотим развивать нашу модель "из рук в руки" в сегменте B2B. Вопрос: Что компания предприняла и предпринимает для этого? Ответ: Для того чтобы это успешно стартовало и развивалось, нужно обеспечить главное в этом процессе. А это информационные технологии, автоматизация процессов. Далее – нужно настроить логистическую операционную систему. Мы ничего не выдумываем, мы пользуемся опытом других стран, в том числе европейских - просто берем их технологии и приспосабливаем к украинскому рынку. Вопрос: Есть ли в планах компании создание своей сети? Ответ: Я подхожу к этому, вот с какой стороны. Во всем мире государственные национальные почтовые операторы не занимаются курьерско-логистическими услугами, потому что это им не свойственно. Во всем мире отделения таких операторов используются как пункты выдачи профильными компаниями. Причем используются совершенно прозрачно, на конкретных условиях. По сути это аутсорсинг. Поэтому несколько лет назад мы инициировали сотрудничество с "Укрпочтой". Это было почти три года назад, но до сегодняшнего дня мы продолжаем переговоры. Я считаю, что государственный оператор должен стать для логистических компаний, таких, как мы и еще три десятка подобных, пунктом выдачи и сбора посылок для логистических операторов. Это нормально, это европейский путь развития. Подобные решения существуют в Германии, в Канаде, в США. И нам никакого своего колеса изобретать не нужно. Поэтому мы продолжаем стоять на двухстороннем сотрудничестве, которое будет выгодно и национальному оператору, и логистическим компаниям. Поэтому мы и не открывали свои пункты выдачи, считая, что европейская модель развития применима в Украине. Но наш переговорный процесс зашел в тупик. Видимо, у предыдущих руководителей "Укрпочты", скажем так, были совсем другие интересы. И если сейчас она не изменит свое развитие, то полностью потеряет свое конкурентное преимущество, в том числе в посылочном бизнесе. По данным исследований, в последние годы "Укрпочта" теряет долю рынка. Этот рынок забирают логистические компании. Так что на сегодняшний день крайне важно найти синергию, выгодную всем. Вопрос: Так это потому вы пролоббировали Панькива на должность главы "Укрпочты"? Ответ: Нет, Панькива (Михаил Панькив в настоящее время и.о. гендиректора "Укрпочты" - ИФ) я не лоббировал. Да, он воспитанник нашей компании, работал у нас четыре года. Занимался преимущественно почтовой деятельностью. Он хороший менеджер, хороший специалист. Много работал с "Укрпочтой" по определенным контрактам. И то, что он туда пошел, это полностью его заслуга. Но когда с госпредприятия ушел руководитель и Панькив сообщил мне, что хочет подать свою кандидатуру на вакансию, - меня это точно не обрадовало. Человек слишком много знает о нашей деятельности, знает почтовые нюансы, знает внутреннюю украинскую и международную почтовую отрасль. Ему известны все сильные и слабые стороны нашей и подобных нашей компаний. Поэтому я был против того, чтобы он туда шел. Тем не менее, он сделал этот выбор. Вопрос: Хотелось бы прояснить. Так совпало, что только он презентовал свой стратегический план развития, в частности, планы по передаче на аутсорсинг ряда функций "Укрпочты", его тут же обвинили в том, что часть клиентов перешла к MEEST GROUP. Ответ: Как только Панькив получил назначение, Украинская ассоциация директ-маркетинга собрала нас, почти всех почтово-логистических операторов, и на этом собрании Панькив озвучил свое видение развития "Укрпочты". Я повторяю только то, что было озвучено на этом собрании, а именно: более 10 операторов сказали: да, нас это интересует, мы хотим иметь доступ к пунктам приема-выдачи почтового оператора, хотим открытости. Если этого не сделать, то рынок почтовой логистики не будет иметь развития; почта будет развиваться как организация по платежным системам. Но так она может попросту потерять посылочный рынок. Вопрос: Почему "Укрпочте" выгоднее отдавать часть функций или отделений на аутсорсинг, по сравнению с тем, что есть сейчас? Ответ: "Укрпочта" проигрывает, и еще долго будет проигрывать всем почтово-логистическим компаниям. В первую очередь, в том, что касается информационных технологий и автоматизации процессов. Налицо слабый сервис. Демотивация людей, которые сегодня работают на "Укрпочте", - очевидна. Это - работа еще советской системы, когда большинство работников просто отбывает свое время. Поэтому если не провести реформы, как кадровые, так и в целом структурные, в том числе и передачу несвойственных предприятию функций на аутсорсинг, положительный результат мы вряд ли увидим. Ну, где вы видели, чтобы почтовая администрация занималась логистическими, курьерскими услугами? Нет такого. Она или имеет созданную при себе отдельную логистическую структуру (а для становления такой структуры нужно в лучшем случае три-пять лет), или отдает эту функцию на аутсорсинг на прозрачных рыночных условиях, что, на мой взгляд, на сегодня более правильно. Вопрос: Я правильно понимаю, что таких операторов при "Укрпочте" может быть несколько - не один-два? Ответ: Конечно. "Укрпочта" со всеми может сотрудничать. У нее есть сегодня подписанные договоры с рядом логистических операторов. Мы же уже больше года ведем переговоры с "Укрпочтой", но договор о сотрудничестве подписать до сих пор не можем. Вопрос: Почему? Ответ: Потому что бюрократия. Вопрос: Сейчас, когда руководство "Укрпочты" поменялось, что-то сдвинулось с места в этом вопросе? Ответ: Нет, ничего не сдвинулось. Более того, когда Панькив пришел в "Укрпочту" (а мы на тот момент еще занимались почтовой корреспонденцией), уже через 10 дней мы буквально прекратили сотрудничество с госпредприятием по этому вопросу. Почему? Потому что Панькив отлично знает эту деятельность. Сегодня с "Укрпочтой" конкурировать по почтовой корреспонденции невозможно. Новый директор просто забрал эту функцию. Во всех странах государственные операторы сильны в почтовой корреспонденции. Я знаю, что сегодня "Укрпочта" забрала крупнейших игроков рынка. Поэтому когда говорят, что с приходом в "Укрпочту" Панькива "Мист Экспресс" получил какие-то преференции, не верьте. Уверяю вас, это неправда. Вопрос: Критики Панькива также распространяли информацию, что с его приходом на должность руководителя "Укрпочты", в "Мист Экспресс" ушел ряд клиентов. Это так? Ответ: Это тоже ложь. Наоборот, в мейлинге за это время от нас ушли те, с кем мы работали со времен предыдущих дирекций "Укрпочты". Раньше почтовики не проявляли гибкости, не работали с клиентами, и забирать клиентов у них было очень легко. За последние два месяца все изменилось. "Укрпочта" начала возвращать свойственный себе рынок почтовой корреспонденции. Вопрос: То есть вы не можете подтвердить, что к вам пришел за последнее время хоть один клиент от "Укрпочты"? Ответ: Ни один клиент "Укрпочты" к нам не пришел. Но ушли клиенты по почтовой корреспонденции. Что касается посылок – мы работаем со многими, с кем работает также и "Укрпочта". Я не знаю компаний, которые работали бы только с одним оператором. Тут вопрос лишь в том, в каком процентном соотношении перетекают потоки. У нас интернет-магазины предлагают обычно на выбор несколько операторов. Имеет место выбор клиента и нормальная рыночная борьба за его лояльность. Поэтому рынок посылок "Укрпочта", к счастью, точно монополизировать не сможет. А вот что касается почтовой корреспонденции – тут да: огромнейшие сети, большой штат почтальонов и низкая себестоимость. Но, я считаю, что с логистическими операторами "Укрпочта" должна сделать синергию - так же, как это сделано в других странах. Что касается прочих реформ, ей нужно отдать на аутсорсинг убыточные почтовые отделения, в том числе в селах. Отдать на тендерной основе, частным предпринимателям - чтобы они поддерживали определенное качество услуг. Это избавит "Укрпочту" от убыточной части. Госоператоры в других странах – очень прибыльные. Например, почтовый оператор в маленькой Австрии – это, насколько я помню, около EUR700 млн годовой прибыли. И 85% их прибыли – это почтовая корреспонденция. Вопрос: Давайте вернемся к деятельности вашей компании. Расскажите об особенностях вашей работы в Крыму и Донбассе. Ответ: Мы доставляем сейчас в Крым по товарно-транспортным накладным - практически как в другую страну, к сожалению. И тарифы соответствующие. Другими словами, ищем возможности удовлетворять запросам наших клиентов, исходя из существующих обстоятельств. Сейчас только одно можно сказать точно: пока в Крыму будут наши клиенты, мы будем искать возможности удовлетворять их запросам. Что касается востока Украины - работаем. И в Донецкой, и в Луганской областях. Работаем исходя из возможностей, исходя из соображений безопасности наших сотрудников и грузов. Вопрос: В заключение вопрос общий, по рынку в целом. Ваш прогноз: как рынок почтовой логистики отреагирует на политико-экономическую ситуацию в стране? По итогам года упадет? Насколько? Ответ: Рынок сильно просел. Особенно в части интернет-торговли. В среднем, за первые четыре месяца - почти на 40%. И сегодня роста нет. Мы можем лишь предполагать, что с осени ситуация стабилизируется. За последние два месяца ситуация, по-моему, достигла своего дна. Хочу верить, что ниже уже не будет.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

аirBaltic немедленно возобновит полеты, как только воздушное пространство Украины будет открыто, - Мартин Гаусс

Надеемся избрать новых судей ВАКС до конца этого года, возможные связи с государством-агрессором проверяем тщательно – судья ВАКС, член ВККС Колиуш

Поддержка Украины на пути к справедливости должна была постоянной, потому что это работа на годы и десятилетия – генпрокурор

Глава "Центрэнерго" Андрей Чуркин: Нам удалось вернуть и поставщиков угля, и покупателей электроэнергии, поэтому ОЗП пройден успешно

Директор Государственного центра занятости Жовтяк: Наша задача - изменить стереотип, что мы "биржа труда"

"Укртелеком" увеличит объем инвестиций минимум на 70% в 2024г - гендиректор

Мы реально боремся за то, чтобы биржевой рынок агро существовал – член НКЦБФР Ильин

Ситуация с заоблачными ценами на картофель в 2024-2025 МГ не выровняется - вице-президент УАВК

Сложный процесс замены обязательного страхования требует продления переходного периода закона "О страховании" до конца года

Немчинов: формирование сильного Центра правительства позволит "правительственной машине" работать слаженно и стабильно

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА