11:23 05.07.2013

Украина не стоит на раздорожье между ЕС и ТС, она выбрала путь к объединенной Европе - Елисеев

12 мин читать
Украина не стоит на раздорожье между ЕС и ТС, она выбрала путь к объединенной Европе - Елисеев Письменное интервью представителя Украины при ЕС, посла Константина Елисеева информационному агентству "Интерфакс-Украина" Вопрос: В последнее время звучат различные комментарии в отношении перспективы подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, начиная от часовых цейтнотов и заканчивая необходимостью создания специальных круглых столов, ассамблей. Каково ваше мнение по этому поводу? Ответ: Напряжение вокруг подписания Соглашения об ассоциации растет с каждым днем, и это не удивительно, учитывая историческое значение документа для стратегического развития украинского государства и изменения правил игры в региональном масштабе после его подписания. До саммита Восточного партнерства остается меньше 5 месяцев. Политическое решение в отношении подписания Соглашения будет приниматься в октябре государствами-членами ЕС на основании оценки прогресса, достигнутого Украиной в выполнении критериев, которые были определены декабрьскими выводами Совета ЕС. Я хотел бы отметить, что выполнение этих критериев - это не дело одного дня. Некоторые их них требуют месяцев напряженной работы органов власти, например, в контексте усовершенствования избирательного законодательства, а над некоторыми украинское общество бьется еще со времен своей независимости. В частности, речь идет о реформировании прокуратуры, судопроизводства, системы управления государственными финансами, бизнесе и инвестиционном климате. По всем этим критериям проводится кропотливая и планомерная работа: подготовка законопроектов, диалог с европейскими институциями и общественными организациями, выполнение уже принятых законов. Эти планы отражены в решениях президента, правительства, СНБО, работы министерств и ведомств. Определенного прогресса украинская сторона уже достигла, и это признают как в Брюсселе, так и в отдельных европейских столицах. Конечно, сложно утверждать о достижении критической массы прогресса, что сможет окончательно убедить ключевых скпетиков и критиков украинской власти в возможности подписания Соглашения об ассоциации. На сегодня дополнительным оппонентом против нас выступает время. В отношении каких-либо новых инициатив, например, созыва всеукраинских круглых столов или ассамблей по вопросам выполнения критериев для подписания Соглашения об ассоциации, я не хотел бы давать политическую оценку. Напротив, хотел бы сказать следующее: время для разговоров и мозговых штурмов прошло. Брюссель и 28 столиц ждут решительных действий и конкретных результатов скоординированных усилий всех ветвей украинской власти. Вопрос: Вы упомянули недостаток критической массы в плане выполнения необходимых условий… Что конкретно Вы имеете в виду, чего не хватает? Ответ: Тем, кому известны критерии подписания, знают, что речь идет о трех ключевых сферах: выборы, правосудие и секторальные реформы. В контексте избирательных критериев насущными остаются вопросы определения даты перевыборов в проблемных одномандатных округах и необходимость того, чтобы рекомендации в отношении усовершенствования законодательства о выборах народных депутатов, сделанные Венецианской комиссией/Советом Европы и ОБСЕ, были учтены. Я надеюсь, что Верховная Рада Украины успеет до летних каникул решить вопрос о перевыборах. Доработанный проект о внесении изменений в закон о выборах народных депутатов на днях был направлен на дополнительную экспертизу в Венецианскую комиссию и ОБСЕ. Я ожидаю, что в случае позитивной оценки с их стороны, законопроект будет проголосован в парламенте без промедлений. Что же касается реформирования системы правосудия, то ключевым вопросом считается передача на экспертизу Венецианской комиссии и принятие в первом чтении закона о реформе органов прокуратуры, что должно кардинально изменить роль этой институции в системе правосудия Украины, приблизив ее к лучшим европейским демократическим практикам. Ожидается продвижение в процессе подготовки законопроектов в отношении органов внутренних дел и Высшего совета юстиции. После получения последних положительных выводов Венецианской комиссии нужно обеспечить внесение изменений в Конституцию Украины в части реформы судопроизводства. Это также зависит от Верховной Рады. Отдельное внимание в контексте выполнения критериев должно быть уделено поиску политически-правовой стратегии выхода из ситуации с экс-премьером Юлией Тимошенко. Это должно быть сделано совместно с мониторинговой миссией Европейского парламента во главе с Пэтом Коксом и Александром Квасьневским. В контексте третьего секторального критерия мы ждем одобрения Стратегии реформирования системы управления государственными финансами, усовершенствования антикоррупционного законодательства с целью приведения его в соответствие с нормами ЕС, принятия в окончательной редакции закона о внесении изменений в Конституцию Украины в отношении расширения полномочий Счетной палаты. Должен быть завершен диалог с Европейской комиссией о компромиссных путях решения ряда так называемых "торговых раздражителей" в отношениях между Украиной и ЕС. Это - только та программа-минимум, которая позволит обеспечить положительную оценку государствами-членами ЕС критериев для подписания Соглашения об ассоциации. Время идет и нужно действовать. Вопрос: Каким образом будет дана оценка прогрессу Украины в процессе выполнения критериев? Ответ: Украинская сторона пытается обеспечить максимальную объективность оценки уровня достигнутому прогрессу в плане выполнения критериев для подписания Соглашения. Работает двухуровневый мониторинговый механизм в Киеве и Брюсселе, проводится постоянный обмен детальной информацией в отношении состояния и планов выполнения каждого критерия, обсуждение этих вопросов проходит во время политического диалога между Украиной с различными институциями, государствами-членами ЕС на разных уровнях. Последний пример такого диалога - это заседание Совета по вопросам сотрудничества Украина-ЕС, который состоялся 24 июня в Люксембурге, а также недавняя встреча президента Украины Виктора Януковича с главами государства Вышеградской четверки в Висле. Как я уже сказал, сегодня можно констатировать наличие определенного прогресса в выполнении Украиной критериев для подписания Соглашения. Доказательством этому можно считать решение Европейской комиссии от 15 мая передать пакет документов для подписания Соглашения на рассмотрение Совета ЕС. Я убежден, что в случае отсутствия прогресса такое решение было бы не возможным, и уже сегодня на подписании Соглашения можно было бы поставить точку. Хотя окончательную оценку и решение о подписании Соглашения будут принимать государства-члены ЕС в октябре на заседании Совета ЕС. Вопрос: Не так давно в адрес Украины прозвучала резкая критика со стороны министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского, не менее критично высказывался министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс. Какова ваша оценка настроений в европейских столицах? Ответ: Я не склонен драматизировать высказывания друзей Украины, и рассматриваю их как призывы к украинской стороне не сбавлять темп и обеспечить необходимую критическую массу достижений как можно скорее. И Польша, и Литва всегда играли и продолжают играть важную роль в повестке дня отношений Украина-ЕС. Что же касается настроений в столицах, то я хотел бы подчеркнуть, что в ЕС нет ни малых, ни больших стран. Нет голоса большинства. Тут решения принимаются консенсусом, и потому даже одно "нет" при 27 "да" может разрушить наши перспективы подписания. По каждой из стран у нас есть, и мы проводим индивидуальную стратегию и тактику обеспечения поддержки, проводим активную информационно-разъяснительную работу. Сегодня нецелесообразно называть тех, кто "за" или тех, кто "против". Без преуменьшения скажу, что сегодня дипломатическая служба Украины в Европе "сдает свой самый сложный экзамен" на предмет способности обеспечить защиту национальных интересов государства. Каждый посол, каждый дипломат в полной мере осознает свою персональную ответственность за успех нашего общего дела. Президента постояннно информируют о ситуации по этому поводу. Хотелось бы, чтобы такое понимание было бы и во внутренней политике. Вопрос: Что Вы имеете в виду? Ответ: Мне жаль наблюдать за тем, как в украинской внутренней политике европейская интеграция используется как поле боя, как инструмент борьбы, а не платформа для объединения и внедрения реформ. Идет борьба за большую европейскость, но, к сожалению, очень часто - только на словах и в заявлениях, которые сотрясают воздух.\ Возьмите, например, последний Уголовный процессуальный кодекс Украины. Разработанный на основе лучшей европейской практике, УПК получил одобрение от всех европейских организаций и на сегодня является своеобразным образцом законотворчества на региональном уровне. И какие оценки мы слышим от определенных политических сил только потому, что авторами были не они, и не им аплодировала Европа? Сегодня то же самое повторяется и с внесением изменений в Конституцию Украины в отношении судопроизводства, расширения прав Счетной палаты. Только подумайте: полномочия Счетной палаты являются одним из одиннадцати ключевых критериев подписания Соглашения, катализатором позитивного решения ЕС в отношении выделения Украине макрофинансовой помощи в размере EUR 610 млн, одним из оснований для того, чтобы признать систему управления государственными финансами Украины соответствующей европейским стандартам. 20 июня состоялось голосование в Верховной Раде за законопроект о внесении изменений в Конституцию в отношении расширения полномочий Счетной палаты. "За" проголосовали: Партия регионов - 187, Коммунистическая партия 32, Батькивщина - 2, УДАР - 0, Свобода - 25. Результаты говорят сами за себя. Хотел бы подчеркнуть, что сегодня - один из самых ответственнейших и судьбоносных периодов в истории независимой Украины. Соглашение об ассоциации - это ключ к нашей независимости и благосостоянию в будущем. И с одной стороны удивительно, а с другой - совершенно исторически закономерно, что наибольшую опасность для будущего Украины несут сами украинцы - внутренними ссорами и приматом собственного политического эгоцентризма над общегосударственными национальными интересами. Вопрос: А что думает ЕС в отношении мнения, что Украина сегодня стоит на раздорожье между Соглашением об ассоциации с ЕС и вхождением в Таможенный Союз? Ответ: Никакого раздорожья нет. Украина выбрала путь к объединенной Европе. Точка. Этот выбор поддерживает народ Украины. Это закреплено в украинском законодательстве. Это отвечает национальным интересам нашего государства. Соглашение об ассоциации - это важный шаг на этом долгом пути. В то же время, мы не должны пренебрегать, но – наоборот - должны всесторонне развивать и углублять наш диалог и сотрудничество со странами-инициаторами так называемых евроазиатских интеграционных процессов - Евразийского экономического сообщества. Именно такую цель преследовало недавнее подписание Меморандума между Украиной и Евразийской экономической комиссией, который открывает путь к обретению Украиной статуса наблюдателя в этом объединении. Это понимают и наши европейские партнеры, которые спокойно и взвешенно приняли это событие. В этом контексте я хотел бы обратить внимание на последние решения Саммита Большой Восьмерки в Ирландии, в которых лидеры этих стран приветствовали евразийские интеграционные процессы при участии Российской Федерации. Это подтверждает тот факт, что сегодня глобальные игроки пытаются выработать свою позицию и содержание будущих отношений с этим объединением. Украина такой статус уже нашла, и он не противоречит ее евроинтеграционным стремлениям. Более того, я хотел бы отметить, что между Украиной и ЕС существует договоренность о неформальном диалоге по вопросам взаимодействия с Евразийским экономическим сообществом, во время которого мы будем обсуждать подходы и обмениваться информацией, которая представляет взаимный интерес. Вопрос: С 1 июля вступили в силу изменения в Соглашение с ЕС об упрощении визового режима с ЕС. Что это значит на практике? Ответ: Соглашение между Украиной и ЕС об упрощении оформления виз было подписано еще в 2007 году и вступило в силу с 1 января 2008 года. Это был позитивный шаг, который позволил гармонизировать процедуру выдачи Шенгенских виз гражданам Украины. Дальнейшее применение Соглашения показало, что есть необходимость дальнейшего совершенствования его положений и расширения категории граждан, на которые будут распространяться упрощенные процедуры. В результате длительных переговоров нам удалось достичь компромисса в отношении ряда принципиальных положений, которые, с нашей точки зрения, значительно упростят порядок поездок наших граждан в ЕС. Изменения в Соглашение были подписаны 23 июля 2012 года, и с того момента мы называем документ "усиленным" Соглашением об упрощении оформления виз. Во-первых, значительно расширен перечень категорий граждан, которые смогут воспользоваться упрощенными процедурами: получить многоразовую или бесплатную визу. Это - члены общественных организаций, религиозных общин, представители профессиональных объединений (например, научные работники, представители академических кругов, профсоюзов и так далее), которые принимают участие в международных форумах, участники программ международного обмена и тому подобное. Улучшается порядок получения виз для журналистов и членов их команд. Во-вторых, исключается возможность своевольного толкования консульскими сотрудниками положений Соглашения о сроке действия многоразовых виз. Усиленное соглашение предусматривает, что визы будут оформляться не "до одного года", "до пяти лет", а "на один год", на "пять лет" - в зависимости от категории визы. Сложно не согласиться, что многоразовая пятилетняя виза устраняет очень большое количество неудобств для тех, кто в силу тех или иных обстоятельств должны ездить часто. Кроме того, государства-члены ЕС взяли обязательство обеспечивать возможность подачи визовых ходатайств в посольства или консульства стран-членов ЕС в Украине без посредников. Предусмотрено сокращение времени ожидания для подачи визового ходатайства и ограничение стоимости услуг компаний-посредников. Мы рассматриваем эти договоренности как еще один шаг в направлении к нашей ключевой цели - введение ЕС безвизового режима для граждан Украины. Вопрос: Есть ли прогресс в этом направлении? Когда возможно введение безвизового режима? Ответ: Внедрение ЕС безвизового режима для граждан Украины остается безоговорочным приоритетом нашего диалога с ЕС. С этой целью в 2010 году для Украины был разработан План действий по либерализации ЕС визового режима для граждан Украины. Реализация документа проходит в 2 этапа. На первом этапе нам необходимо привести наше законодательство в соответствие со стандартами ЕС. На втором этапе эксперты Европейской комиссии и государств-членов ЕС проверят качество имплементации этого законодательства. Результатом этого диалога должна стать отмена требований о получении виз для краткосрочных поездок граждан Украины в страны Шенгена. Путь, которым идет Украина, уже доказал свою эффективность: в 2010 году по результатам выполнения аналогичных "дорожных карт" безвизовый режим был введен для ряда Балканских стран. Украина сейчас находится на завершающей стадии первого этапа Плана действий. Нами было принято преимущественное большинство необходимых законодательных актов, которые касаются миграции, охраны границ, безопасности проездных документов, защита персональных данных, борьба с коррупцией. Эта работа, в частности, была позитивно оценена ЕС. Вместе с тем, для завершения законодательной фазы Плана действий Верховной Раде Украины остается принять ряд законодательных актов, что сделает возможным переход ко второй фазе. Речь идет, прежде всего, об усовершенствовании законодательства в сфере борьбы с дискриминацией, а именно - о внесении изменений в закон Украины "Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине". Этот законопроект предусматривает целый ряд новелл, которые позволят поднять законодательство Украины в этой сфере на качественно новый европейский уровень. Как мы видим, проект вызвал значительный общественный резонанс из-за его положения в отношении запрета дискриминации по признакам сексуальной ориентации. Хотел бы подчеркнуть, что законопроект не предусматривает ни однополые браки, ни возможность усыновления детей однополыми парами, ни какие-либо аналогичные положения, которые не воспринимаются в украинском обществе. Основная цель этого проекта закона - привести антидискриминационное законодательство Украины в соответствие с Хартией ЕС об основополагающих правах и свободах, одно из положений которой - равный доступ к работе. Его принятие на одном из ближайших пленарных заседаний парламента сделало бы возможным переход Украины ко второй фазе Плана действий на Вильнюсском саммите Восточного партнерства, который состоится 28-29 ноября этого года. В случае такого сценария, конечно, при условии дальнейшей эффективной имплементации одобренного в рамках Плана действий законодательства, мы могли бы рассчитывать на своевременное внедрение ЕС безвизового режима.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Поддержка Украины на пути к справедливости должна была постоянной, потому что это работа на годы и десятилетия – генпрокурор

Глава "Центрэнерго" Андрей Чуркин: Нам удалось вернуть и поставщиков угля, и покупателей электроэнергии, поэтому ОЗП пройден успешно

Директор Государственного центра занятости Жовтяк: Наша задача - изменить стереотип, что мы "биржа труда"

"Укртелеком" увеличит объем инвестиций минимум на 70% в 2024г - гендиректор

Мы реально боремся за то, чтобы биржевой рынок агро существовал – член НКЦБФР Ильин

Ситуация с заоблачными ценами на картофель в 2024-2025 МГ не выровняется - вице-президент УАВК

Сложный процесс замены обязательного страхования требует продления переходного периода закона "О страховании" до конца года

Немчинов: формирование сильного Центра правительства позволит "правительственной машине" работать слаженно и стабильно

Правительство должно централизованно определить, какие объекты нельзя отключать от э/э, и установить для них определенные обязательства - советник премьера Бойко

Систему управления госкомпаниями наработаем за этот год, это 100% – замминистра экономики Соболев

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА