Эксклюзивное интервью лидера партии УДАР Виталия Кличко агентству "Интерфакс-Украина"
Вопрос: Верховная Рада заблокирована. Какой видите выход из ситуации?
Ответ: Выход из ситуации? Ввести систему "Рада-3" с сенсорной кнопкой, или любой другой способ индивидуального голосования, не нарушать то, что прописано в Конституции,- и парламент работает, конфликт снят. Как высший законодательный орган может начинать работать с нарушения закона? И мы знаем, что это прямое нарушение закона – голосовать за других депутатов, которое, к большому сожалению, было в прошлом созыве парламента систематически, это стало нормой. Были депутаты, которые не появлялись ни одного раза. Та же тенденция намечается и в этом созыве. И мы хотим ее сломать.
Вопрос: Звучат заявления о возможном силовом варианте разблокирования парламента. Лично Вы готовы при таком повороте событий участвовать в противостоянии?
Ответ: Да, может быть физическое противостояние, но я хотел бы, чтобы мы до этого не дошли. Мы уверены и заявляем, что даже если физически разблокируют трибуну, легитимность голосования и работы парламента от этого не изменится. А наша фракция будет настаивать на индивидуальном голосовании, так что силовой вариант - не решение проблемы, и горячие головы должны об этом помнить.
Вопрос: По результатам переговоров с Партией регионов по этому вопросу есть какой-то прогресс?
Ответ: Мы каждый день встречаемся в парламенте со спикером, с главой фракции Партии регионов Александром Ефремовым. Нам предлагают найти какие-то компромиссы. Но вопрос, какой компромисс может быть между тем, чтобы ходить на работу, и не ходить, голосовать за себя или голосовать за другого? Какой компромисс в этих двух вопросах? Эту проблему можно или решить, или пробовать заговорить. Если люди взяли на себя обязательства перед избирателями и не могут или не хотят их выполнять, решение одно – они должны освободить место.
На сегодняшний день у Партии регионов есть сформированное большинство. Но проблема в том, что те люди, которые находятся в большинстве, просто получили мандат ради статуса, привилегий, заработной платы и не имеют абсолютно никакого желания принимать участие в парламентской работе: ходить на заседания комитетов, подавать и рассматривать законы. Они лоббируют свои интересы и ни в коем случае не заботятся об интересах простых людей. И поэтому парламент потерял уважение людей, поэтому в обществе к депутатам относятся очень негативно. Предыдущий созыв парламента абсолютно себя дискредитировал. Мы хотим четких, понятных, прозрачных, законных, честных правил, которые прописаны в Конституции. И хотим, чтобы их выполняли.
Вопрос: К вам, говорят, даже первый вице-премьер Сергей Арбузов обращался с просьбой начать работать. Это так?
Ответ: Да, он приходил на встречи с руководством парламента и депутатских фракций. Но работать незаконно мы не можем. Мы сказали, если переходим на персональное голосование, и спикер подписывает введение системы "Рада-3" с сенсорной кнопкой, либо вводится голосование руками, - мы абсолютно готовы работать. Ничего незаконного мы не требуем – логичные, честные, понятные каждому украинцу вещи.
Вопрос: Когда парламент заработает, на Ваш взгляд, для Рады этого созыва вопрос "тушек" будет актуальным, учитывая большое количество мажоритарщиков?
Ответ: Табаловы (народные депутаты Андрей и Александр Табаловы – ИФ) показали, что предатели и люди, которые пришли под флагами одной политической силы и перебегают в другую, никогда не будут вызывать уважение ни там, где они предали, ни у тех, куда они перебежали. Да, сегодня делается все для того, чтобы расколоть оппозиционные силы. На депутатов нашей фракции давят очень серьезно, работают, чтобы как можно больше депутатов перешло в Партию регионов. Давление оказывается все сильнее и сильнее.
Что делают? Возбуждаются уголовные дела, подключается налоговая, суды против родственников, бизнес-партнеров, окружения, блокируются предприятия, люди теряют работу, несут финансовые потери – любые способы используются для этого. Решение такое: пишешь заявление и вступаешь во фракцию Партии регионов. Все, все проблемы снимаются. И я очень ценю то, что коллеги, несмотря на колоссальное давление, понимают ответственность перед избирателями, отстаивают наши принципы и позицию.
Вопрос: Ваши отношения внутри оппозиции с "Батькивщиной" и "Свободой" можно назвать партнерскими или частично вы являетесь и конкурентами в политической борьбе?
Ответ: В политике, в первую очередь, ты отстаиваешь интересы своих избирателей, своей политической силы, программы, с которой ты пришел. Есть партии, позиция которых идет вразрез нашим политическим взглядам, есть политические силы, вектор которых совпадает с нашим. Надеюсь, что вектор "Батькивщины" и "Свободы" ни в коем случае не изменится. До тех пор, пока они отстаивают принципы, которые являются ключевыми и важными для Украины, мы будем строить с ними отношения для того, чтобы сломать в Украине существующую систему ценностей, которая не соответствует европейской, демократической.
Наши ключевые точки соприкосновения – это реформирование судебной, избирательной систем. То есть мы боремся с теми негативными проявлениями, которые на сегодняшний день есть. И в этом мы объединяем наши усилия, координируем действия.
Да, естественно, мы согласовываем наши позиции по многим вопросам, которые в парламенте рассматриваем. Сверяем часы, можно так сказать. И по многим вопросам у нас совпадают точки зрения.
Мы отстаиваем освобождение политзаключенных, выступаем против избирательного правосудия, использования силовых ведомств против оппозиции, за проведение реформы судебной системы, мы протестуем против коррупции, которая разъедает экономику, мы будем вместе противостоять попыткам добить украинское образование и медицину, мы защищаем европейский вектор во внешней политике.
И самое интересное, что сегодня парламентское большинство делает все для того, чтобы мы работали более согласованно.
Вопрос: Должны состояться выборы мэра Киева. Чем закончится вопрос согласования кандидата от оппозиции на этих выборах: вы договоритесь насчет одного кандидата или все же каждая политическая сила выставит своего?
Ответ: Я думаю, мы обязательно должны договориться, чтобы ни в коем случае не дать возможность представителю Партии регионов победить в Киеве. Ведь пока что выборы мэра Киева с прошлого года откладывались только потому, что представитель власти – глава Киевской горгосадминистрации Александр Попов (не зависимо от того, вышел он из Партии регионов или нет, он является ставленником президента Виктора Януковича), не имел достаточной поддержки киевлян.
Выборы оттягиваются. Мы подали проект, согласно которому предлагаем их провести 2 июня. Выборы до сих пор не назначены. Теперь говорят, что они, возможно, будут в середине лета, когда большинство киевлян уедет в отпуск, когда у молодых людей закончится учеба, и они разъедутся из Киева. То есть, власть опять пытается манипулировать.
Кроме того, мы не знаем, по какой системе будут проходить выборы в Киевсовет. Есть закон о столице, в котором прописано, когда должны проходить выборы. Власть же хочет сделать эти выборы внеочередными, и избрать Киевсовет на два года. Это тоже манипуляция. Одно могу сказать: очень неприятно, когда ты садишься за стол, и знаешь, что напротив тебя сидит шулер, мошенник, и он даже не собирается играть честно. Так действует власть.
Поэтому, я уверен, что в оппозиции мы должны согласовать единого кандидата. Говорить о кандидатуре мы сможем, когда будет объявлена дата выборов и правила, по которым они будут проходить. Мы, например, считаем, что выборы мера должны проходить в два тура, чтобы он действительно был поддержан большинством киевлян. Мы требуем возвращению городскому голове всех его полномочий. На сегодняшний день, к большому сожалению, мы не имеем нескольких составляющих: когда состоятся выборы и по какой системе. Мы обязательно будем согласовывать кандидатуру, чтобы не повторилась такая же ситуация, как с Черновецким, когда было выдвинуто много кандидатов, и, в конце концов, Черновецкий выиграл во второй раз.
Вопрос: Фамилии какие-то обсуждаются внутри оппозиции?
Ответ: Очень много кандидатов, очень много желающих. Но уверен, что нам нужно рассматривать ту кандидатуру, которая действительно сможет выиграть выборы и реально быть оппонентом власти, не ставленником, не играть "в поддавки", удовлетворяя желания власти, а быть самостоятельной фигурой.
Вопрос: Речь идет о том, чтобы вернуть мэру полномочия?
Ответ: Однозначно, нам необходимо вернуть мэру полномочия. Большое количество вещей, которые мы должны в Киеве поменять, потому что, к большому сожалению, киевляне не влияют на процессы, происходящие в городе. А состояние дел в Киеве не внушает оптимизма людям, живущим в нем.
Вопрос: Три основные проблемы, которые нужно решить в первую очередь в городе?
Ответ: Три основные проблемы: вопросы жилищно-коммунального хозяйства, дороги и медицинское обслуживание.
Вопрос: Одним из условий предоставления помощи МВФ является повышение тарифов на ЖКХ. Эта тема дойдет до парламента. Ваша позиция в данном вопросе?
Ответ: Мы понимаем, что проблема повышения цены на газ тянет за собой соответственно повышение цены на горячую воду, на отопление. Но мы не можем повышать тарифы до бесконечности. Необходимо сделать для рядового гражданина эту проблему не настолько острой, так как вопрос стоимости тарифов для него – это вопрос одной четвертой, одной третьей части его заработной платы.
Я уверен, что эту проблему нам необходимо решать в разрезе энергосбережения, использования современных технологий. Не секрет, что на сегодняшний день Украина, не используя современные энергосберегающие технологии, является одной из стран, потребляющих самое большое количество газа. Это касается не только производства, но и бытовой сферы. У нас колоссальные энергетические потери. И, эту проблему нужно решать в числе первоочередных.
Я уверен, что мы будем изучать вопрос, когда соответствующий законопроект будет в парламенте для того, чтобы повышение тарифов ни в коем случае не коснулось большинства жителей Украины, которые и без их увеличения еле-еле сводят концы с концами. Более того, партия власти во время избирательной кампании обещала гражданам не повышать тарифы. Поэтому сейчас им придется объяснять в первую очередь своим избирателям, почему предвыборные декларации так отличаются от послевыборной политики.
Вопрос: Какие видите пути решения газовой проблемы? Если станет вопрос об аренде украинской газовой трубы "50 на 50" Украина – Россия, по Вашему, это может быть выходом, или это не соответствует интересам Украины?
Ответ: У нас, к сожалению, вопрос газа давно перешел из области экономической в политическую. Что самое интересное, если раньше он отчасти был политическим, то сегодня это - исключительно политика. Я уверен, что мы должны строить наши отношения с соседями, в том числе и с теми, кто поставляет нам газ, на основе взаимной выгоды, уважения. Но, тем не менее, в данном случае мы должны отталкиваться от экономической составляющей и интересов Украины. Я уверен, что если речь идет об энергетической безопасности Украины, то здесь важным является сотрудничество с Европейским Союзом и его участие в энергетических проектах.
Сейчас активно обсуждаются возможности расширения внутреннего рынка добычи газа и обеспечения его за счет сланцевого газа. Мы надеемся, что те контракты, которые были подписаны, в перспективе смогут обеспечить львиную долю потребностей Украины, и это снимет очень много вопросов, в том числе политических, заберет карты у наших оппонентов, которые используют газ как политическую, а не экономическую составляющую. При этом, безусловно, добыча сланцевого газа должна отвечать самым современным экологическим нормам и требованиям. Необходимо убедиться, что никакого ущерба экологии региона не будет, это принципиальный вопрос.
По поводу газотранспортной системы и консорциума. Этот вопрос должен рассматриваться не в политической области, а исходя из экономической составляющей и только при участии европейской стороны. Другого мнения здесь быть не может.
Вопрос: А Вы с Владимиром Путиным встречались когда-нибудь?
Ответ: Встречался несколько лет назад, на Laureus Sports Awards в Санкт-Петербурге. Я состою в наблюдательном совете Laureus Sports Awards, Путин был на этой церемонии. За кулисами мы виделись несколько секунд, он сказал, что наблюдает за моими спортивными успехами, держит кулаки и желает удачи.
Вопрос: В Украину приезжал еврокомиссар Штефан Фюле, который отметил, что Украина не очень оперативна в выполнении условий для подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Как Вы считаете, что тормозит этот процесс и не помешает ли заблокированная Рада выполнению обязательств?
Ответ: Наши оппоненты говорят, что якобы уже готовы все документы, которые способствуют подписанию соглашения об ассоциации. Однако пока что представители партии регионов даже не подписали совместного заявления о поддержке евроинтеграции, наработанного профильным парламентским комитетом. Под этим заявлением стоят подписи только представителей оппозиции, и поэтому оно пока даже не зарегистрировано в парламенте. Хотя принятие совместного заявления Верховной Рады о поддержке евроинтеграционного курса способствовало бы успешному проведению саммита Украина-ЕС. Так же, как и возвращение работы парламента в конституционное русло.
Мы говорим о европейских принципах. И тот же господин Фюле подчеркивал в своей речи во время встречи с руководством парламента, что голосование за других депутатов не соответствует европейским принципам политики.
После введения персонального голосования и разблокирования работы парламента УДАР будет поддерживать те законопроекты, которые способствуют подписанию Соглашения об ассоциации, мы работаем над адаптацией украинского законодательства к стандартам ЕС.
Оперативно выполнять обязательства для подписания соглашения нам мешает нежелание некоторых политиков. Нам предоставили условия, при которых мы можем интегрироваться: отказ от избирательного правосудия, реформа судебной системы, реформа избирательного законодательства. Вот три ключевых составляющих, которые необходимо осуществить. К большому сожалению, ни по одной из них никаких продвижений не происходит. Но, тем не менее, я понимаю колоссальную заинтересованность наших европейских партнеров в европейском выборе Украины.
Вопрос: Некоторые скептики утверждают, что в ноябре подписание Соглашения об ассоциации Украина-ЕС может не состояться, и в итоге ни в Таможенный Союз, ни в Европу Украина не пойдет. Это вероятно, с Вашей точки зрения?
Ответ: Очень не хотелось бы. Это наихудший вариант, который может произойти с Украиной. Я говорил о мотивации европейских соседей видеть Украину в своей семье. Декларации с украинской стороны есть, но между заявлениями и реальными шагами очень большая дистанция. И хотелось бы, чтобы слова не расходились с делом. Но, увы, реалии совершенно другие: декларируют одно, делать не собираются ничего.
Я уверен, что мы обязательно должны подписать Соглашение об ассоциации в 2013 году. Его подписание обязывает Украину выполнять достаточное количество условий, соответствующих европейским стандартам. Мы берем на себя обязательства, которые должны будем выполнить.
И для тех скептиков, которые рассматривают ЕС с точки зрения проблем финансовых, экономических и так далее. Достаточно посмотреть на страны, с которыми мы имели практически одинаковые стартовые возможности еще двадцать лет назад. На сегодняшний день развитие инфраструктуры, увеличение ВВП, уровень жизни простого человека в тех же Польше, Чехии, Словакии несоизмеримы с условиями жизни украинцев.
Один маленький пример: в 1990-м году ВВП Украины, по-моему, в несколько раз был выше, чем в Польше. Сейчас ситуация изменилась наоборот.
Имеет ли смысл быть в европейской семье? Пример других стран показывает: да, стоит! И я знаю об этом не понаслышке. Я был в этих странах, я общаюсь с людьми, которые там живут.
Проблемы есть. Да, непросто, но мы должны смотреть на это не с точки зрения получения каких-то краткосрочных преференций. Мы должны смотреть стратегически.
Вопрос: Крупный бизнес в нашей стране экспортоориентирован, в основном на Европу, от России зависит из-за того же газа. Как Вы думаете, та ситуация, которая есть во власти, в интересах крупного бизнеса или нет?
Ответ: Крупный бизнес не в восторге от ситуации, которая есть сегодня в Украине. Отсутствие инвестиций в страну, увеличение конкуренции на внешних рынках и самое главное и причина всего – отсутствие политической стабильности. Каждый из крупных игроков украинского бизнеса имел свое золотое время: Игорь Коломойский, Виктор Пинчук, Константин Жеваго, Сергей Тарута, Дмитрий Фирташ, Ринат Ахметов. Но сегодня все они вряд ли могут чувствовать себя спокойно.
Живя в стране без стабильной политической ситуации, как на вулкане, никто из этих представителей большого бизнеса (даже не смотря на то, что некоторые из них могут находиться сегодня на вершине своего благосостояния и использовать ситуацию максимально эффективно для своего бизнеса) не может гарантировать, что политическая ситуация в Украине не поменяется в ближайшее время, и их активы не только не упадут, но что они их не лишатся. И каждый из них это понимает.
Представители крупного бизнеса уже тоже думают: мы хотим четких, задекларированных правил игры, которые не будут изменяться.
А мелкий и средний бизнес сейчас выживает, как может.