События

Международные партнеры сосредоточены на помощи Украине, механизмы компенсации убытков рассмотрят после войны – мнения

Международные партнеры в настоящее время больше сосредоточены на привлечении средств для помощи Украине, а механизмы компенсации нанесенных агрессором убытков будут рассматривать после окончания войны, прогнозируют опрошенные агентством "Интерфакс-Украина" юристы.

"После достаточно долгого периода дискуссий и переговоров мировая общественность высказала свою готовность на международном уровне закреплять на самом деле действенные механизмы привлечения РФ к ответственности и компенсации Украине убытков, нанесенных вследствие вооруженной агрессии. Но передавать Украине замороженные активы западные партнеры не спешат. Такое решение объясняется главным образом отсутствием международного механизма для передачи суверенных активов другому государству, даже если они принадлежат государству-агрессору", - сказала советник юридической фирмы "Ильяшев и Партнеры" Марина Рященко.

Она напомнила, что после начала полномасштабного вторжения в Украину во всем мире были заморожены около EUR300 млрд центробанка РФ, хранившихся в международных депозитариях.

По ее словам, возмещение военных убытков по общему принципу происходит в форме репараций, которые выплачиваются после завершения войны. Определение их размера и порядка выплат закрепляются в соответствующем договоре между стороной, которая нанесла ущерб, и стороной, который он был нанесен.

"В этом пока заключается основная сложность для Украины: РФ не признает свою вооруженную агрессию и не признает себя виноватой. В таком случае не стоит ожидать добровольной выплаты репараций. Поэтому существует насущная необходимость актуализации международных механизмов возмещения нанесенных войной убытков", - подчеркнула юрист.

В свою очередь, советник и руководитель практики международного арбитража юридической фирмы LCF Law Group Ольга Костишина отметила, что иностранные партнеры с начала вооруженной агрессии РФ действовали достаточно осторожно и кроме конфискации российских активов рассматривали и другие варианты, например передачу Украине процентов от инвестирования таких активов или прибыли от их использования.

"Такой подход основан в первую очередь на том факте, что активы РФ пользуются суверенным иммунитетом (принцип, согласно которому суверенное государство не подчиняется властям других государств), и РФ может оспаривать такие решения в будущем. Кроме того, возможны экономические риски, с которыми могут столкнуться партнеры Украины, если страны-симпатики РФ могут отказаться от сбережения своих резервов в иностранной валюте стран, конфискующих российские активы", - сказала юрист.

Вместе с тем ряд экспертов, как подчеркнула Костишина, утверждают, что «нет юридических препятствий для конфискации российских активов, которые пользуются суверенным иммунитетом». В частности, конфискация может быть возможна как контрмера в ответ на нарушение Россией международных обязательств erga omnes, вытекающих из запрета актов агрессии и геноцида, а также принципов и норм, касающихся основных прав человека. При этом, по словам юриста, такие меры могут быть не карательными, а компенсационными.

"Практика и нормативно-правовые акты, принятые в ЕС и странами-партнерами, свидетельствуют, что международное сообщество не спешит конфисковывать российские активы. В настоящее время речь идет о том, чтобы направить на поддержку Украине сверхприбыль от замороженных активов", - сказала она.

Костишина напомнила, что 21 мая совет ЕС утвердил решение о передаче замороженных активов на поддержку Украины в ее самозащите от российской агрессии, а 13 июня лидеры G7 приняли решение выделить Украине $50 млрд в качестве гранта, для которого страны-доноры будут брать кредиты, а платить по ним будут с доходов от замороженных российских активов. При этом грант будет направлен на конкретные цели, приоритетными из которых будет военная, эконмическая и гуманитарная помощь Украине.

"Как видим, ни в первом, ни во втором случае речь о возмещении ущерба, нанесенного Россией, не идет. До создания компенсационный комиссии, которая может быть создана в конце 2025 года и которая будет принимать решения по каждому конкретному случаю, механизм компенсаций на полную не заработает. Можно отметить, что в настоящее время наши партнеры сосредоточены на помощи Украине для ее победы над Россией, а вопрос компенсации будут решены после прекращения войны", - сказала юрист.

Со своей стороны партнер юрфирмы Астерс Глеб Бялый отметил, что в нынешней системе международного права, которая сформировалась после Второй мировой войны, было достаточное количество пробелов и нерегулируемых вопросов, включая использование замороженных активов.

"Одна из основных проблем заключается в том, что агрессия все еще продолжается, и, соответственно, потери продолжаются, а Россия не признает своей вины и ответственности за это", - сказал он.

Бялый подчеркнул, что в случае с РФ одним из больших вопросов будут признание агрессором своей вины и добровольная готовность компенсировать все убытки.

"Понятно, что на это не нужно рассчитывать, поэтому нужно смотреть в сторону принудительного взыскания компенсации. Но ясно, что такая компенсация будет растянута во времени", - считает юрист.

Вместе с тем Бялый отметил, что ряд существующих на сегодняшний день решений на международном и локальном уровне, в частности создание реестра убытков для Украины и Резолюция Генассамблеи ООН ES-11/6, - это "только первые, но очень важные шаги".

"Для международного права такие шаги очень быстрые. В дальнейшем ожидается создание соответствующей комиссии и фонда, которые завершат создание международной системы компенсационного механизма для  Украины", - сказал он.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ