13:05 01.03.2019

Юристы отмечали техпроблемы с электронной судебной системой ЕСИТС, отказывались работать с ней

4 мин читать
Юристы отмечали техпроблемы с электронной судебной системой ЕСИТС, отказывались работать с ней

Еще до запуска Единой судебной информационно-телекомуникационной системы (ЕСИТС) юристыотказывались от работы с ее тестовой версией из-за технических проблем.

"У нас был опыт работы с этой системой. Однако, учитывая ее несовершенство и неготовность судов по разным причинам принимать документы в электронном виде, мы вынуждены были отказаться от использования системы даже в тестовом режиме. К сожалению, мы вернулись к бумажным носителям, но надеемся на прогресс в этом вопросе", - сказал агентству "Интерфакс-Украина" руководитель практики разрешения национальных судебных споров юрфирмы Integrites Александр Онищенко.

Эксперт напомнил, что идея ЕСИТС заключается в сочетании функции документооборота суда, электронного суда, технической фиксации судебных заседаний, видеоконференцсвязи и другие возможности.

"Сегодня все это работает на разном программном обеспечении, что, конечно, усложняет внутренние процессы в суде, а также взаимоотношения между судом и сторонами процесса. Нововведением будет централизация всех систем в одном месте", - сказал он.

При этом концепция системы предусматривает, что ЕСИТС будет состоять из отдельных частей - модулей и подсистем. Некоторые из них будут доступны для граждан, некоторые - исключительно для системы судов. Суд будет направлять судебные решения, судебные повестки, судебные повестки - сообщения и другие процессуальные документы - участникам судебного процесса на их официальные электронные адреса, а также совершать другие процессуальные действия в электронной форме.

"Все вышеуказанное призвано ускорить и упростить рассмотрение споров, да и работу судов в целом, разгрузить судей и работников аппарата от большого объема технической работы, а также сделает процесс правосудия более дешевым. В дальнейшем также можно ставить вопрос и о снижении ставок судебного сбора", - считает А.Онищенко.

Вместе с тем эксперт отмечает два блока проблем, связанных с работой системы. В частности, к глобальным проблемам он относит отсутствие утвержденного положения о ЕСИТС, неготовность подавляющего большинства судов и сторон судебных процессов к ее внедрению, "далекую от совершенства" материально-техническую базу судов, проблемы обучения персонала аппарата судов. К локальным проблемам эксперт относит, в частности, вопрос, чья электронная подпись должна быть использована при подаче процессуального документа, который подает представитель стороны – адвоката, осуществляющий свою практику в рамках юрфирмы или ее руководителя; что делать в такой ситуации адвокату-несамозанятому лицу; проблемы с идентификацией некоторыми судами ЭЦП адвокатов, что делает невозможным принятие от них документов для судебных рассмотрений.

"Локальных проблем гораздо больше и их число буде расти с запуском системы в регулярном режиме", - считает А.Онищенко.

Вместе с тем он напоминает, что до запуска системы должно быть утверждено положение о ЕСИТС, хотя момент начала работы системы не связан с моментом утверждения положения.

"Без принятия этого документа судьи не будут спешить внедрять новации", - сказал он.

По информации А.Онищенко, от судов поступают жалобы на не завершение процесса обустройства рабочих мест судей в залах судебных заседаний (персональные компьютеры или ноутбуки/планшеты, средства полного фиксирования судебного процесса), сертифицированного обучения судей с работой в подсистеме "Электронный суд" ЕСИТС. Кроме того, учитывая то, что штатные расписания окружных и апелляционных судов не утверждены, остался нерешенным вопрос обеспечения судов дополнительными работниками аппарата, в функциональные обязанности которых было бы отнесено техническое наполнение баз данных ЕСИТС и работа с ней.

В свою очередь, адвокат юрфирмы Evris Юлия Шишка также отметила проблемы с работой ЕСИСТ в тестовом режиме.

"Система имеет ряд недостатков, которые портят общее впечатление пользователей, особенно адвокатов. Во-первых, на сайте часто проводятся "технические работы", которые блокируют доступ к "личному кабинету". Во-вторых, через систему можно подавать далеко не все процессуальные документы, в частности, невозможно подать заявление о пересмотре заочного решения, письменные объяснения, заявление о выдаче копии решения и о привлечении третьих лиц", - сказала она.

Наиболее неприятным моментом Ю.Шишка назвала то, что система в тестовом режиме заработала далеко не во всех судах. В частности, не получают процессуальные документы Хозсуд Киева и Северный апелляционный хозяйственный суд. Также не все общие суды первой инстанции наладили работу с системой.

"Прежде чем подавать документы, приходится интересоваться в канцелярии, заработал ли у них "Электронный суд". Если документы необходимо подать как можно скорее, для перестраховки все равно приходится ехать в канцелярию или на почту", - поделилась опытом юрист.

По ее словам, после направления материалов через ЕСИСТ "лучше позвонить в канцелярию и убедиться, что исковое заявление передано на автоматическое распределение, а присланные материалы – судье". "Были случаи, когда заявление, поданное в электронном виде, "замечали" в суде только через несколько дней после звонка представителя", - сказала она.

Как сообщалось, Государственная судебная администрация отозвала опубликованное 1 декабря 2018 года объявление о создании и обеспечению функционирования ЕСИТС, которая должна была начать работу с 1 марта 2019 года.

В судах будет продолжаться тестовая эксплуатация.

Загрузка...

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Завантаження...
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
Завантаження...
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА