Интерфакс-Украина
10:23 09.07.2025

Укртрансбезопасность предлагает законодательно заинтересовать громады в установлении WIM-комплексов

4 мин читать
Укртрансбезопасность предлагает законодательно заинтересовать громады в установлении WIM-комплексов

Громады или другие балансодержатели автомобильных дорог будут получать 35% от штрафной санкции, которую сгенерировал автоматический комплекс фиксации перегрузки (WIM-комплекс), установленный на их участке дороги.

Соответствующий законопроект разработала Государственная служба Украины по безопасности на транспорте (ГСБТ, Укртрансбезопасность) вместе с Министерством развития громад и территорий Украины, сообщил глава Укртрансбезопасности Никита Лагунин.

"Основной недостаток WIM-комплекса - это отсутствие достаточного количества их на дорогах. Во время войны WIM-комплексы не могут быть приоритетом, поэтому решили пересмотреть парадигму подхода к этому вопросу. Хотим вместе с нашим министерством привлечь к этому процессу других стейкхолдеров - балансодержателей дорог местного значения, громады", - сказал он в интервью агентству "Интерфакс-Украина".

Лагунин уточнил, что сейчас к Укртрансбезопасности подключено 57 WIM-комплексов, которые уже работают, хотя по первому плану, который был разработан еще где-то в 2020-м году, их должно было быть около 250 единиц.

По его словам, речь о WIM-комплексах на дороге и еще новом виде автоматической фиксации, так называемом Low-Speed WIM - площадках с более точным измерительным оборудованием, которые не имеют такой высокой пропускной способности, но их целесообразно размещать на местах разгрузки/загрузки грузов, например, на въезде в порт.

"Если WIM-комплекс на трассе грузовик может как-то объехать селами, то на въезде в порт он все равно проедет через этот Low-Speed WIM с высокой точностью измерения", - пояснил глава службы.

Лагунин отметил, что через пять лет после внедрения системы WIM-комплексов, которые не просто помогали инспектору извлекать из потока ту или иную машину с признаками перегрузки, а сразу ее штрафовать, эта система показала себя очень эффективной, поэтому главной задачей является ее масштабирование.

По словам председателя, некоторые проблемы в работе WIM-комплексов существуют, но их удается решить благодаря апгрейдам и закрытию лазеек, где водители объезжают эти комплексы.

Лагунин уточнил, что непосредственно у Укртрансбезопасности не может быть WIM-комплексов, потому что они являются неотъемлемой частью дороги, как инженерного сооружения, и только балансодержатель дороги, например, громада, может установить WIM-комплекс.

В то же время он сообщил, что предлагается оставлять 15% от штрафов на WIM-комплексах на развитие Укртрансбезопасности, в которой сейчас зарплата инспектора составляет 22-23 тыс. грн в месяц, а остальные 50% - в общий бюджет Украины.

Как сказал глава службы, сейчас этот законопроект проходит обсуждение со всеми заинтересованными ЦОИВ.

"Это позволит нам быстро и эффективно развить сеть WIMов и построить эффективный комплекс предохранителей по перегрузке", - подчеркнул Лагунин.

По его словам, сегодня примерная стоимость двухполосного WIM-комплекса составляет около 18 млн грн, что не является неподъемным бременем для большинства громад.

"Некоторые WIM-комплексы, установленные в местах, где проезжают много перегрузок, могут окупаться за полгода. Мы не говорим, что это должно стать средством заработка денег, но при эффективной работе WIM-комплекса нарушители понимают, что не надо нарушать. Поэтому сначала громады отобьют средства на развитие и содержание этой системы, а потом сэкономят на сохранении дорог", - считает глава Укртрансбезопасности.

Он также сообщил, что за шесть месяцев государственный бюджет пополнился более чем на 65 млн грн благодаря WIM-штрафам, тогда как во время проверок на дороге, за аналогичный период, около 300 инспекторов применили санкций на более 283 млн грн. Больше всего WIM-комплексы зафиксировали нарушений в Киевской области - 858, Днепропетровской и Полтавской областях - 395 и 207 соответственно, а всего было составлено 2,7 тыс. постановлений на нарушителей.

"Если мы можем построить WIM-комплексы и заменить нашего инспектора на компьютеры, которые системно не берут взятки, то это будет круто... Наш основной акцент и приоритизация - максимальная цифровизация всех возможных функций", - подчеркнул Лагунин.

Всего за четыре года функционирования автофиксации в бюджет поступило 560 млн грн.

Укртрансбезопасность отмечает, что чаще всего WIM-система фиксирует превышение установленных законодательством габаритно-весовых норм от 5% до 10% включительно, штраф достигает 8,5 тыс. грн. До полномасштабного вторжения РФ этот показатель составлял 36% от общего количества нарушений, тогда как после возобновления работы комплексов WIM-систем с мая 2022 года показатель повысился до 64% от общего количества нарушений.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ПОСЛЕДНЕЕ

Минфин разрабатывает механизм автоматической регистрации плательщиков НДС для ФЛП, предлагает сделать 2027 г. переходным

Во Львовской области остановился кресельный подъемник, на котором находятся около 80 человек

Спецназовцы "Альфы" СБУ уже уничтожили более 500 систем ПВО врага

В субботу в западных областях Украины, кроме Закарпатской, ожидаются порывы сильного ветра

"Метинвест" получил премию Глобального договора ООН в Украине за создание подземного госпиталя

Большинство украинцев считают, что Украина не сделала достаточно для подготовки к полномасштабному вторжению

В Украине на выходных ожидается снежная и морозная погода

Германия передала Украине девятый комплекс IRIS-T

Зеленский ввел в состав Ставки первого заместителя секретаря СНБО Острянского

Шестеро пострадавших, среди них - двое детей, из-за ракетного удара по Умани - ОВА

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА