Разговоры о перезапуске ЗАЭС "Росатомом" являются прямым нарушением норм ядерной и радиационной безопасности - "Энергоатом"
НАЭК "Энергоатом" категорически осуждает попытки легитимизировать незаконное управление Запорожской АЭС и называет разговоры о возвращении ее в работу концерном "Росатом" прямым нарушением норм ядерной и радиационной безопасности.
"Дальнейшее нахождение ЗАЭС в условиях оккупации категорически недопустимо. Любые разговоры о "перезапуске" энергоблоков ЗАЭС под контролем представителей "росатома" являются прямым нарушением норм ядерной и радиационной безопасности", - говорится в заявлении компании как ответ "на многочисленные запросы представителей медиа относительно информации о вероятном запуске Запорожской АЭС".
"Лицензию на эксплуатацию ЗАЭС имеет ее законный оператор - АО "НАЭК "Энергоатом", и только украинские специалисты имеют право и компетенцию осуществлять управление станцией", - отметила НАЭК
"Энергоатом" отметил, что из-за оккупации значительно ухудшилось состояние критически важных систем безопасности, а отсутствие надлежащего обслуживания и доступа к оригинальным запчастям, нарушение графиков ремонтов и невозможность проведения полноценных инспекций приводят к критической деградации оборудования и создают предпосылки для потенциальных аварийных ситуаций.
"Заявления о "профессиональном управлении" станцией представителями "росатома" не соответствуют действительности", - подчеркнул оператор АЭС.
Как сообщалось, Государственная инспекция ядерного регулирования Украины (ГИЯРУ) недавно заявила, что любые изменения условий лицензий эксплуатации оккупированной РФ Запорожской АЭС, все шесть блоков которой находятся в состоянии холодного останова, возможны только после деоккупации и передачи под полный контроль НАЭК "Энергоатом" и надзор Госатомрегулирования, демилитаризации, разминирования и всесторонней проверки безопасности всех систем и сооружений станции.
По ее убеждению, любые заявления и комментарии относительно намерений и способов "перезапуска" энергоблоков в текущей ситуации являются провокационными и спекулятивными и не имеют никакого отношения к вопросам ядерной безопасности Европейского региона. Как отметила ГИЯРУ, МАГАТЭ может предоставлять рекомендации и продолжать наблюдение за состоянием безопасности на ЗАЭС, в то же время любые решения относительно разрешений на эксплуатацию ядерных установок являются ответственностью законных государственных органов, которыми для ЗАЭС были и остаются органы государственной власти Украины.
ГИЯРУ акцентирует, что безопасная эксплуатация объекта мирного использования ядерной энергии невозможна при отсутствии конечного поглотителя тепла, надежного водообеспечения, стабильного внешнего электроснабжения, надлежащего технического обслуживания, квалифицированного персонала, прошедшего соответствующую подготовку и получившего разрешения на право эксплуатации ядерных установок. Также она невозможна без инфраструктуры аварийной готовности и реагирования, системы раннего оповещения и радиационного контроля в зоне наблюдения, гражданской ответственности оккупационной администрации за ядерный ущерб.
Накануне глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси в интервью Reuters назвал постепенный перезапуск ЗАЭС возможным, отметив, что для ее работы в полном объеме "понадобится больше года, возможно, даже больше". "Мы хотим иметь момент, когда мы сможем подтвердить, что в этом районе больше не ведутся боевые действия", - указал он.
Запорожская АЭС уже осуществляла попытки нарушить лицусловия. В частности, в июле и октябре 2023 года переводила энергоблок №4 в состояние горячего останова, несмотря на требования ГИЯРУ и "Энергоатома". Оператор АЭС тогда отмечал, что в июле на ЗАЭС-4 в результате разогрева произошло протекание радиоактивного теплоносителя (воды) из первого во второй контур, что является нарушением одного из барьеров на пути распространения радиоактивного загрязнения.
По его информации, аналогичная ситуация произошла и при попытке российских оккупантов "разогреть" энергоблок №6. Кроме того, его перевод в горячий останов привел к значительному увеличению количества жидких радиоактивных отходов на площадке, что несет потенциальный вред для персонала, населения и окружающей среды.