Представлены результаты поведенческого эксперимента и опроса по безопасности общественного транспорта в рамках кампании против гендерно-обусловленного насилия - ПРООН
В Киеве презентовали результаты совместной инициативы Итальянского агентства по вопросам сотрудничества в области развития (AICS Kyiv), Лаборатории инновационного развития Программы развития ООН (ПРООН) в Украине и Рабочей группы по гендерным вопросам по "Гендерно обусловленному насилию в общественном транспорте Украины" в рамках кампании "16 дней активизма против гендерно обусловленного насилия", сообщает пресс-служба ПРООН во вторник.
В рамках инициативы был проведен поведенческий эксперимент, в котором приглашенные актеры разыгрывали в метро сцены под названием "Навязчивый пассажир" и "Обвинения в занятом месте". В первой сцене мужчина пытался завязать разговор с женщиной, которая демонстрировала, что не чувствует себя из-за этого комфортно. Во второй мужчина заявил, что женщина заняла "его" место, и настаивал, чтобы она встала, даже если рядом есть свободные места.
Целью эксперимента было выявление скрытых проблем, предубеждения и страхов людей, которые стали свидетелями неподобающего поведения, а также отслеживание реакции окружающих на несправедливое поведение.
В результате удалось выяснить, что гендерно обусловленное насилие чаще всего не терпят люди в возрасте 40-45 лет. Пассажиры 14-20 лет показали реакции смущения, тревожности, растерянности. У девушек асоциальное поведение вызывает моральное осуждение, их реакция по отстаиванию своих прав является уверенной и адекватной.
В рамках кампании также провели опрос среди более чем 1,2 тыс. пользователей общественного транспорта. По его результатам, 20% респондентов иногда сталкивается с проявлениями насилия. Более 18% были пострадали от неподходящего поведения других пассажиров один раз. Более 20% пассажиров не позволяют детям до 12 лет самостоятельно пользоваться общественным транспортом. По реакции на проявление насилия — 38% опрошенных применяли голос для прекращения неподобающих действий, 28% решили не замечать ситуацию. Только 5,5% обратились за помощью к Нацполиции.
На вопрос о том, почему респондент не вмешался в ситуацию, более 15% ответили, что вмешался кто-то другой, еще 15% — что почувствовал/ла страх. Почти одинаковое количество опрошенных, около 12%, ответили, что ситуация не требовала вмешательства, или же респондент не знал/ла, как помочь.
Среди наиболее безопасных методов предотвращения насилия респонденты выделили — позвонить на горячую линию "102" (57%), попросить о помощи других (37%), вызвать медицинскую помощь (37%). Более 40% опрошенных считают, что за безопасность должны прежде всего отвечать все пассажиры.
Как лидирующие факторы, увеличивающие вероятность возникновения насилия участники опроса отметили: недостаточное образование и культуру, толпу (перегрузку транспорта) и отсутствие видеонаблюдения.
Среди основных факторов, которые могут улучшить уровень безопасности в общественном транспорте, респонденты назвали установление тревожных кнопок для вызова помощи, внедрение постоянного видеонаблюдения в вагоне или салоне, проведение учений безопасных техник предотвращения насилия.
Инициатива была реализована Центром социальных изменений и поведенческой экономики в партнерстве с AICS Kyiv и Лабораторией инновационного развития ПРООН при финансовой поддержке Федерального министерства экономического сотрудничества и развития Германии (BMZ), Фонда развития Катара (QFFD) и Европейского Союза.