Одобренный комитетом Рады законопроект Кабмина о перезагрузке БЭБ подвергся критике и после обновления
Комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики рекомендует парламенту принять за основу в новой редакции поданный Кабинетом министров законопроект №10439 о реформе Бюро экономической безопасности (БЭБ), сообщил глава комитета Даниил Гетманцев.
Как сообщил первый замглавы комитета Ярослав Железняк, такое решение на заседании комитета в понедельник поддержали 17 его членов, тогда как против был лишь сам Железняк.
Как отметил Гетманцев, новая редакция законопроекта на повторное первое чтение предусматривает отбор и представление на рассмотрение премьер-министра Украины не более двух кандидатур на должность директора БЭБ, а также первые сроки для независимых оценок (аудитов) эффективности деятельности БЭБ (проведение оценки осуществляет комиссия после завершения первого и третьего года в должности директора БЭБ).
Предлагается также ввести доработанный механизм аттестации работников БЭБ, срок проведения которой не может превышать 12 месяцев со дня назначения на должность директора БЭБ в порядке, предусмотренном законопроектом.
Кроме того, документ предусматривает формирование новоназначенным директором дисциплинарной комиссии.
Как отметил глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин, при рассмотрении к повторному первому чтению комитет отказался учитывать ключевые предложения для реальной реформы: не учтены нормы о том, что во время конкурса по избранию директора БЭБ конкурсная комиссия должна предложить к назначению только одного кандидата.
"Комитет предлагает, чтобы на рассмотрение Кабмина подавалось "не более двух кандидатов". Подобный подход подрывает независимость конкурса и позволяет продвижение ручных кандидатов в финал конкурса (как это, например, имело место при отборе руководителя САП) ", - подчеркнул Шабунин в Facebook.
Также, по словам Шабунинка, комитет отклонил критически важные нормы по переаттестации персонала БЭБ, а именно - предложения, чтобы при переаттестации соответствующие кадровые комиссии могли руководствоваться стандартом доказывания обоснованным сомнением.
Шабунин считает, что на практике это позволило бы не подпускать к работе в БЭБ лиц с сомнительной репутацией и засветившихся в коррупционных схемах, а без этого для такого недопуска необходимы будут решения судов.
Аналогично комитет отказался поддерживать усовершенствование конкурсных процедур для отбора персонала БЭБ, четкие правила отбора с проверкой добродетели и невозможность назначения в БЭБ лиц, ранее уволенных из-за непрохождения переаттестации.
Комитет также отклонил предложения по привлечению в конкурсные комиссии по отбору персонала БЭБ и аттестационных комиссий экспертов, делегированных международными партнерами.
По словам Железняка, доработанная версия законопроекта, как и предыдущая, не была согласована с партнерами и не учитывает замечания бизнеса, в том числе Совета предпринимателей при президенте Украины.
"Короче, мне кажется, они "обманывают" на каждом шагу нас и партнеров, чисто чтобы уже руку не сбивать", - написал нардеп в своем Телеграмм-канале.
Как сообщалось, 21 февраля комитет Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики рекомендовал парламенту принять за основу законопроект №10439, но 23 февраля правительство его не поддержало (за - 222 народных депутата (для принятия решения необходимо минимум 226 голоса в поддержку)).
Ранее этот законопроект раскритиковали многочисленные бизнес-ассоциации. Отмечалось, что он не был согласован с международными партнерами, декларировал перезагрузку Бюро через год после войны.
Также, по словам Шабунина и Железняком, законопроект №10439 сохранял контроль Офиса президента для БЭБ.