14:36 21.08.2020

Проект положения НБУ об инспектировании небанковских финансовых учреждений нуждается в существенной доработке - мнение

3 мин читать
Проект положения НБУ об инспектировании небанковских финансовых учреждений нуждается в существенной доработке - мнение

Проект положения об организации, проведении и оформлении результатов инспекционных проверок участников рынков небанковских финансовых услуг нуждается в существенной доработке, сообщил агентству "Интерфакс-Украина" вице-президент Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Александр Залетов.

"Инспектирование - это крайняя и достаточно дорогая как для государства, так и для субъекта хозяйственной деятельности мера установления данных о его реальном финансовом и институциональном состоянии. При проведении проверок существует риск коррупционной уязвимости и регуляторного давления на бизнес. Поэтому важной составляющей повышения эффективности государственного надзора является установление прозрачной организации, непредвзятого проведения и унифицированное оформление результатов инспекционных проверок", - подчеркнул он.

Среди таких возможных коррупционных рисков эксперт называет, в частности, привлечение внешних экспертов без установления в их отношении требований квалификации и ответственности. В этой связи доступ таких лиц к информации небанковских финансовых учреждений, в т.ч. персональных данных, является неприемлемым.

Кроме того, предлагаемая проектом нормативного акта возможность проведения интервью с любым сотрудником небанковского финучреждения без согласования с руководством может привести не только к получению неправильной и неактуальной информации, но получения информации, которая выходит за рамки предмета и вопросов проверки.

Помимо того вызывает опасение и наличие требования к руководству финучреждения обеспечить членам инспекционной группы свободный доступ ко всем помещениям, документам и информации без соответствующего запроса, что может привести к произвольному вмешательству в бизнес-процессы финансового учреждения, а также использоваться с целью давления на поднадзорные финансовые учреждения. Кроме того все запросы руководителя инспекционной группы должны осуществляться исключительно в письменной форме, подчеркнул Залетов.

По его мнению, уведомление о проведении плановой инспекционной проверки должно содержать сведения о программе инспекционной проверки, в соответствии с которой будут осуществляться запросы о доступе к помещениям объекта проверки и предоставлении документов. Здесь также целесообразно определить исчерпывающий перечень информации, которая предусмотрена законодательством и касается предмета/вопроса проверки.

Залетов также высказал мнение, что проект положения устанавливает дискриминационные ограничения и требования к небанковским финансовым учреждениям по сравнению с аналогичными требования к банкам. Например, установлены различные сроки для информирования НБУ в случае несогласия с предоставленными результатами и рекомендациями инспекционной проверки, об учтенных рекомендациях и/или плане мероприятий по их выполнению. Также различны правовые последствия в случае отсутствия руководителя или контактного лица объекта проверки, определенного руководителем инспекционной группы для встречи.

Недопустимым также, по мнению Залетова, является предусмотренная проектом положения возможность внесения изменений в распорядительный акт о проведении внеплановой инспекционной проверки небанковского финансового учреждения по необходимости, а также использования "профессионального суждения" членами инспекционных групп при подготовке справок о проверке. Справка должна содержать исключительно информацию по результатам инспекционной проверки и не предусматривать высказывания членами инспекционной группы своих мыслей и впечатлений от нее, отметил он. Кроме того, использование "профессионального суждения" при осуществлении инспекционных проверок не предусмотрено Законом Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг".

С целью обеспечения транспарентности инспекционной работы НБУ необходимо также установить порядок опубликования на веб-сайте годового плана инспекционных проверок.

Поскольку ст. 30 закона "О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг" определяет исключительные основания для проведения внеплановой инспекционной проверки, проект положения необходимо доработать с целью приведения в соответствие с законом, считает Залетов.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Уполномоченный президента по вопросам санкционной политики: Думаю ЕС близок к полному отказу от СПГ РФ

Лимит 150 тыс. грн на переводы за первые два дня использовали 2 тыс. клиентов ПриватБанка

"Укрнафта" в 2025 г. планирует исследовать 800 кв. км с помощью 3D-сейсмических технологий

Введение США тарифов на украинскую сталь повлияет на отрасль, пострадавшую от российской агрессии, - Свириденко

МХП стала второй компанией-экспортером биометана - Global 100% RE Ukraine

Украинские предприятия в 2024 г. сократили выпуск ферросплавов почти наполовину, марганцевые ГОКи простаивают

Введение США пошлин на импорт стали усугубит проблемы сталелитейной отрасли ЕС

"Укрнафта" реализовала 1,5 миллиона литров топлива для военных со скидкой

Минфин отказался повышать дальше ставки отсечения на аукционах по ОВГЗ

ФРС не видит необходимости спешить с дальнейшим снижением ставки - Пауэлл

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА