17:40 17.07.2020

Законопроект о локализации нужно доработать с учетом юроснований для обращений торговых партнеров в арбитраж ВТО – юрист

5 мин читать
Законопроект о локализации нужно доработать с учетом юроснований для обращений торговых партнеров в арбитраж ВТО – юрист

У зарубежных торговых партнеров Украины есть юридические основания для обращения в арбитраж ВТО в случае принятии закона о локализации в машиностроении, поэтому законопроект необходимо доработать, чтобы им сложно было в рамках арбитража доказывать нарушения принципа недискриминации или национального режима, считает партнер юридической компании "Ильяшев и партнеры" Алена Омельченко.

"В настоящее время стоит ожидать, что страны ЕС, которым мы предоставили свободный доступ к рынку госзакупок на недискриминационной основе или с учетом нацрежима, будут за этот доступ бороться. Поэтому мы ожидаемо получим возражение в первую очередь от ЕС, потому что они с нами заключили Соглашение об ассоциации, которое предусматривает постепенное открытие рынка госзакупок, и следующий шаг как раз осенью этого года. Поэтому стоит ожидать от ЕС попытки оспорить действия Украины", - отметила Омельченко в ходе "круглого стола" по локализации в машиностроении в среду вечером.

По ее мнению, ЕС может оспорить действия Украины в рамках процедуры урегулирования споров (как, например, по лесу-кругляку) или в ВТО.

"Тут важно, чтобы Украина услышала своего торгового партнера и пошла с ним на переговоры, чтобы найти приемлемый механизм, но в случае обращения в арбитраж тоже есть работающие инструментарии, которые позволят затягивать арбитражное рассмотрение, и как минимум лет 5 инициатива будет работать", - отметила она.

Вместе с тем Омельченко напомнила, что помимо ЕС есть еще 21 страна, в первую очередь Китай или Австралия, которые также могут оспаривать действия Украины в арбитраже ВТО. Однако тут тоже есть проблемы с органами урегулирования споров и процедура также может затянуться.

"Но я считаю инициативу о локализации хорошей - своего производителя надо защищать", - резюмировала юрист.

В свою очередь замминистра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины - торговый представитель Украины Тарас Качка отметил, что сейчас наш рынок госзакупок беспрецедентно открытый в одностороннем порядке для около 80% государств, в частности для Казахстана, Беларуси или Турции., тогда как взаимный доступ Украина имеет с ЕС, Швейцарией, Норвегией, Японией, США, Австралией и Молдовой.

"Мы им пообещали доступ на свой рынок и получили доступ на их рынок. Но это не означает, что мы не можем нюансами наполнять наше законодательство. Тот же ЕС достаточно активно говорит о том, что это преимущество - иметь доступ к европейскому рынку госзакупок, и подсказывает всем государствам как это правильно сделать", -отметил торгпред.

По его словам, главное в диалоге с ЕС – дать понять, что это закон не "антиЕС", а закон, который хочет урегулировать ту же проблему, с которой хочет справиться и ЕС.

"Проблемав том, каким образом ЕС хочет это урегулировать - он не совпадает с тем, как хотим мы. И потому будет проблематичным найти политическое взаимопонимание в этом вопросе, потому что тот словарь, который использует ЕС в своих документах, не соразмерен с тем, который используем мы: они говорят об институте аномально низкой цены, а мы – о локализации. И это будет большая проблема - найти общую точку зрения", - считает Качка.

В свою очередь присутствовавшие на "круглом столе" представители украинского машиностроения выразили мнение, что ЕС только выиграет от этого с учетом того, что вырастет экспорт их технологий в Украину.

"Неправда, что мы работаем в убыток европейским компаниям. К сожалению, наша практика минимальной цены как единственного критерия в госзакупках привела к тому, что конкуренция разворачивается не между украинскими и европейскими компаниями, а между несколькими китайскими, немного из Турции и Беларуси. И в этой ситуации возникает парадокс, когда локализованная с немцами буровая Discovery проигрывает китайцам, причем таких примеров много", - сказал гендиректор Федерации работодателей Украины Руслан Ильичев.

В свою очередь финансовый директор Крюковского вагоностроительного завода Игорь Манаенков отметил, что украинскому производителю практически не удается выйти на зарубежные тендеры.

"Мы могли бы участвовать в нескольких тендерах, но и в Европе, и других странах есть условия, которые исключают нас из списка участников. Например, мы хотели с японской компанией Itochu, с которой поставляли вагоны метро в Киев, выйти на рынок Варшавы, там 130 вагонов метрополитена, но в условиях указан обязательный опыт поставок в страны ЕС. Или тендер в Индии на вагоны метро – говорят, стройте завод и участвуйте. Иран – после того, как мы поставили им 5 тыс. грузовых вагонов, - они говорят: "Все, тема закрыта, стройте завод и участвуйте". Выходим в Египет – там 300 пассажирских вагонов (в тендере – ИФ), но нужны $300 млн гарантии – для нас сумма неподъемная", - рассказал Манаенков.

Как сообщалось, законопроект о локализации зарегистрирован в Верховной Раде 24 июня. Его соавторами выступили, в частности, Дмитрий Наталуха, Дмитрий Киселевский, Роксолана Пидласа - всего 37 нардепов.

Законопроект распространяется на четыре подотрасли машиностроения: ж/д транспорт, городской пассажирский транспорт, коммунальную технику и спецтехнику, энергетическое машиностроение. При этом предполагается требование локализации на уровне 25-40% (а с 2024 года – до 60%), локализация является квалификационным критерием для участия в закупке.

По словам Киселевского, на текущий момент в ЕС и США доля импорта в госзакупках составляет 5-7%, тогда как в Украине - почти 40%.

В то же время глава представительства ЕС в Украине Матти Маасикас направил в адрес премьер-министра Дениса Шмыгаля и спикера ВР Дмитрия Разумкова письмо, в котором выразил обеспокоенность инициативами правительства и парламента о преференциях украинскому машиностроению при госзакупках, которые противоречат взятым Украиной обязательствам в рамках ВТО. Кроме того, ЕС считает, что законопроект нарушает принципы недискриминации, а с учетом предлагаемого уровня локализации до 60%, фактически лишает иностранную продукцию возможности участия в госзакупках.

Загрузка...

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Завантаження...
РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Госгеонедра в середине апреля выставят на продажу 13 лотов, в том числе участок с залежами титановых руд

Земельная реформа позволит увеличивать ВВП Украины минимум на 1% ежегодно – министр агрополитики

Украина может предложить Boeing локализовать производство самолетов на "Антонове" – вице-премьер

ЕБА предлагает доработать законопроект об изменении правил приватизации для ее ускорения

Кабмин назначил экс-начальника управления Минэкономики главой ГКАУ

Кабмин предложит Раде узаконить труд фрилансеров

"Укртранснафта" начала прием на хранение украинской части нефтепродуктопровода "Самара-Западное направление"

"Центрэнерго" просит провести совещание под эгидой Минэнерго о реструктуризации долгов компании за газ

Рекрутеры из Amrop Ukraine помогут выбрать главу правления "Укрспирта"

Депутат Нагорняк призвал ФГИ пояснить ряд решений по управлению государственными облэнерго

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
Завантаження...
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА