Экономика

Внесение зерновозов в перечень подлежащей компенсации сельхозтехники создает ряд угроз для аграриев и машиностроителей – Гиршфельд

Внесение вагонов-зерновозов в перечень сельскохозяйственной техники, при закупке которой агропроизводители могут получить 25%-ную компенсацию ее стоимости, с учетом высокой стоимости вагонов может быть выгодно только крупным агрокомпаниям, но не позволит многим мелким хозяйствам рассчитывать на получение компенсации, считает исполнительный директор Нацкомитета по промышленному развитию Анатолий Гиршфельд.

"Рынок зерновозов (исходя из действующих максимальных производственных мощностей вагоностроителей) составляет около 2 тыс. вагонов в год, цена – около 1,5 млн грн. Поэтому уже в 2019 году при объеме реализации вагонов до 3 млрд грн "аграрии"-гиганты будут претендовать на 750 млн грн компенсации, т.е. на половину от запланированной правительством суммы в размере около 1,5 млрд грн", - приводится мнение А.Гиршфельда в пресс-релизе ИГ "УПЭК" во вторник.

В то же время, по его мнению, это не позволит многим фермерам, нуждающимся в почвообробатывающей и посевной технике (а таких большинство из 1,108 тыс. хозяйств, участвующих программе в текущем году), рассчитывать на получение компенсации в будущем.

"У большинства, как показывает статистика банков, расходы не превышают 500 тыс. грн, т.е. треть цены одного вагона-зерновоза", - отмечает глава Нацкомитета..

Он напомнил, что на сегодня список предприятий-производителей сельхозтехники увеличился с 40 до 116, а машин, при покупке которых аграрии получат 25%-ную компенсацию, – с 792 до 7,586 тыс. наименований.

"Суммарная стоимость представленных товаров уже достигает 8 374,7 млн грн. Если предположить, что сельхозпроизводители купят всего лишь по единице из действующего перечня, объем компенсации, на которую они будут претендовать, составит порядка 2 млрд грн", – считает он.

А.Гиршфельд подчеркивает: очевидно, "новелла", скорее, ориентирована на гигантов, таких как "Кернел" или "Нибулон", которые решили приобрести вагоны для перевозки зерна после дерегуляции вагонной составляющей тарифа "Укрзализници".

"И возникла она не без участия Минагропрода, который, как и в прошлом году, несколько месяцев тормозил запуск механизма компенсации, чтобы впоследствии неизрасходованные средства перекинуть на другие программы, например, хмелеводство", - отмечает он.

Кроме того, А.Гиршфельд подчеркивает, Минагропрод в текущем году также откладывает рассмотрение инициативы Нацкомитета по внедрению еще одного механизма поддержки – частичной компенсации процентов по кредитам на приобретение сельхозтехники отечественного производства.

"А завтра список "сельхозтехники" могут пополнить речные баржи, портовая инфраструктура для хранения и перевалки зерна, сухогрузы. Подобные "новеллы" дискредитируют один из первых некоррупционных механизмов, который обеспечил прозрачный процесс распределения бюджетных средств на поддержку модернизации агропредприятий", - считает он.

По мнению А.Гиршфельда, помимо этого, такие нововведения препятствуют снижению зависимости от иностранных поставок техники и оборудования.

"Реализация амбициозных планов Украины по увеличению производства зерна до 100 млн в год станет невозможной, если будут имплементированы изменения в законы, принятые ВРУ, приравнивающие вагоны-зерновозы к сельхозтехнике", – заявляет А.Гиршфельд

Как сообщалось, принятый Верховной Радой в 9 июля закон о "едином окне" на таможне содержит поправки о внесении вагонов-зерновозов в перечень сельхозтехники, при закупке которой агропроизводители могут получить компенсацию,

Кабмин в этом году направил 1 млрд грн на компенсацию аграриям 25% (40% - фермерам) стоимости приобретаемой отечественной сельхозтехники.

В 2017 году механизм компенсации стоимости сельхозтехники начал работать только с сентября.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ