Экономика

Исследование выявило нарушения в минимум 97,6% случаев предоставления потребительских кредитов в Украине

 Украинские банки и небанковские учреждения регулярно нарушают нормы закона "О потребительском кредитовании", вступившего в силу 10 июня 2017 года, и потребители финансовых услуг остаются незащищенными при получении кредитов, таковы результаты второй волны исследования практики работы на рынке потребительского кредитования, проведенного под руководством проекта USAID "Трансформация финансового сектора".

"В 97,6% случаев при первичной консультации "тайным покупателям" не предоставлялась полная письменная информация о кредите, как того требует законодательство", – отмечается, в частности, в распространенном во вторник релизе по итогам исследования.

Согласно ему, чаще всего отсутствовала информация о реальной годовой процентной ставке и ориентировочной общей стоимости кредита.

Авторы исследования указывают, что финансовые учреждения продолжают практику взимания высоких комиссий за предоставление и обслуживание кредитов. Это приводит к тому, что реальные годовые процентные ставки банков по кредитам на сумму от 4000 до 6000 грн на срок от 6 до 12 месяцев колеблются от 32% до 200%, а у финансовых компаний они достигают 1600%.

Помимо того, более 10% всех рекламных материалов нарушают запрет рекламы нулевых ставок, предлагая якобы беспроцентные кредиты. В большинстве рекламных материалов не указываются процентные ставки, чтобы на такую рекламу не распространялось требование закона указывать реальную стоимость кредита.

"Во всех случаях предоставления кредита с обязательным страхованием заемщику не дали возможность выбрать страховую компанию; и в половине паспортов таких потребительских кредитов было отмечено, что страхование не является обязательным", – отмечается также в результатах исследования.

Его авторы добавляют, что в некоторых аспектах кредитные договоры были приведены в соответствие с законодательством, особенно по указанию реальной процентной ставки, но все еще очень распространены незаконные условия в договорах, особенно предоставление кредитору право требовать досрочного возврата кредита, если заемщик не соглашается с изменением размера платежей по кредиту. Согласно релизу, последнее нарушение зафиксировано в половине случаев.

"Важной причиной существования недобросовестных практик является отсутствие у регуляторов финансового рынка достаточных полномочий по правоприменению (особенно права налагать штрафы за нарушение прав потребителей)", - приводится в документе комментарий заместителя руководителя проекта USAID "Трансформация финансового сектора" Юлии Витки.

Как подчеркнула заместитель главы Национального банка Украины Екатерина Рожкова, "здоровое" потребительское кредитование предполагает отсутствие "перекосов" – будь то в сторону защиты прав заемщиков или кредиторов. Она напомнила, что парламентарии остановились "на полпути": приняли один закон, но законопроект №2456-д по совершенствованию защиты прав потребителей финансовых услуг, который шел с ним в пакете, все еще ожидает рассмотрения в сессионном зале.

"Поэтому уже почти год у нас нет полномочий, чтобы контролировать выполнение требований закона "О потребительском кредитовании" и применять необходимые меры в случае их нарушения", - констатировала Е.Рожкова. По ее словам, Нацбанк использует в своей работе полученные от "тайных покупателей" в ходе исследования данные.

Директор Офиса экономического роста USAID Фархад Гауси отметил, что одной из важнейших задач проекта "Трансформация финансового сектора" является восстановление доверия к этому сектору. "Это большой вызов: в последнее десятилетие Украина прошла два серьезных финансовых кризиса, и многие украинцы потеряли сбережения в результате многочисленных банковских банкротств в последние три года. USAID считает важным наладить конструктивный диалог с финансовым сообществом и работать вместе для содействия устойчивому экономическому росту", - подытожил Ф.Гауси.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ