17:39 29.02.2016

Закон о снятии регуляторных барьеров для развития ГЧП вносит ряд ключевых изменений в механизмы такого партнерства – юристы

5 мин читать
Закон о снятии регуляторных барьеров для развития ГЧП вносит ряд ключевых изменений в механизмы такого партнерства – юристы

Закон о снятии регуляторных барьеров для развития государственно-частного партнерства (ГЧП) вносит ряд ключевых изменений в механизмы, которые позволяют реализовать такое партнерство, но то же время требует комплексного подхода к изменению в законодательство, считают опрошенные агентством "Интерфакс-Украина" юристы.

В частности, партнер юридической фирмы "Астерс" Алексей Демьяненко, отмечает, что согласно новому закону, стороной договора ГЧП на стороне частного партнера может выступить банк-кредитор. При этом в случае невыполнения частным партнером своих обязательств по договору, банк имеет право инициировать замену частного партнера.

Кроме того, юрист отметил, что споры, возникающие из договоров, заключенных в рамках ГЧП с участием иностранных компаний или предприятий с иностранными инвестициями, теперь разрешены к рассмотрению в международном арбитраже по месту, обусловленному договором. В то же время, в спорах по недвижимости снята исключительная подсудность украинским судам (кроме споров о возникновении, прекращении и регистрации права собственности).

Также, по словам Алексея Демьяненко, согласно новому закону, если заключение договора осуществляется Кабинетом министров, то государство имеет право отказаться от суверенного иммунитета, и, если это предусмотрено условиями отбора, то частным партнером может выступать компания, созданная победителем конкурса для осуществления ГЧП. Кроме того, в течение срока, установленного договором, победитель конкурса должен владеть мажоритарным пакетом акций компании (более 50%).

"В целом, я считаю, что новый закон улучшает режим ГЧП, повышая его привлекательность для инвесторов в экономику Украины", - подчеркнул партнер юрфирмы "Астерс".

В свою очередь, управляющий партнер киевского офиса МЮФ Baker & McKenzie Сергей Пионтковский отметил, что на сегодняшний день в Украине существует целый ряд инициатив по применению ГЧП в различных сферах, начиная от строительства морских портов и заканчивая совместным управлением и развитием рекреационных зон.

"Тем не менее, большинство таких проектов оставались лишь на бумаге в силу отсутствия четкого правового регулирования многих вопросов ГЧП. Принятый закон предусматривает целый ряд изменений в различные законы, имеющие прямое или косвенное отношение к ГЧП", - сказал он.

Наиболее важными изменениями С.Пионтковский назвал, в частности, передачу в собственность/аренду созданных и значительно улучшенных объектов ГЧП и земельных участков для целей ГЧП на весь срок ГЧП.

Кроме того, юрист подчеркнул, что сторонами в ГЧП могут теперь выступать не только органы местной и исполнительной власти, но и государственные и коммунальные предприятия.

"Это очень важно в контексте сотрудничества в рамках ГЧП с профильными предприятиями, непосредственно связанными с объектами ГЧП", - считает С. Пионтковский.

Он отметил, что новые законодательные нормы предусматривают возможность создания специальной компании для концессионера или консорциума концессионеров, в рамках которой можно осуществлять проектное финансирование и, таким образом, ограничить коммерческие и юридические риски для акционеров.

"Более того, для проектов ГЧП вводится специальное исключение для неприменения правил валютного контроля, что особенно актуально в нынешней ситуации жесткого валютного регулирования в Украине", - сказал он.

По оценкам юриста, в Украине существует значительный интерес со стороны многих иностранных и национальных инвесторов, которые готовы вкладывать деньги в объекты инфраструктуры в рамках ГЧП.

"Каждый инвестор хочет видеть надежную защиту своих прав и капвложений, а также прозрачность всех процедур получения/улучшения/эксплуатации объектов ГЧП. В этом отношении, на мой взгляд, закон положительно повлияет на инвестиционный климат в Украине и приведет к более активному использованию ГЧП, как эффективного юридического инструмента. В первую очередь, это могут быть украинские морские порты, автомобильные дороги и энергетическая и коммунальная инфраструктура", - считает управляющий партнер киевского офиса МЮФ Baker & McKenzie.

Юрист адвокатского бюро "Розпутенко" Дмитрий Попов отметил, что принятый закон сузил полномочия Кабмина, путем передачи уполномоченному органу, которого определит Кабмина.

"Основные функции по подготовке предложений и утверждения предложений будут выполнять органы исполнительной власти или местного самоуправления", - сказал он.

Юрист обратил внимание, что, согласно закону, предложения об осуществлении ГЧП готовятся центральными или местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления или лицами, которые могут быть частными партнерами, и подают в орган, уполномоченный проводить анализ эффективности осуществления ГЧП.

Договор, который заключается в рамках ГЧП, может содержать элементы различных договоров (смешанный договор), условия которых определяются в соответствии с гражданским законодательством Украины, что в свою очередь расширяет возможности сотрудничества в этой сфере.

Также договором, заключенным в рамках ГЧП, может быть также предусмотрено возникновения общей долевой собственности государственного и частного партнера на создаваемые или приобретенные объекты ГЧП.

"Таким образом, закон расширяет полномочия на местном уровне, лишая при этом этих полномочий Кабмин, и расширяет взаимоотношения между партнерами, путем предоставления им права самостоятельно выбирать некоторые условия договорных отношений, без согласования с Кабмином", - сказал юрист.

В то же время, Д.Попов отметил, что принятие этого закона будет "стимулировать инвестирование и распространение механизма ГЧП, но при условии рассмотрения внедрения КМУ нового механизма реализации ГЧП" и утверждения Кабмином уполномоченного органа ответственного за ГЧП.

Юрист прогнозирует, что с принятием закона, ГЧП в первую очередь будет развиваться в строительной сфере, "так как на сегодняшний день, инвестора отказываются сотрудничать с государственным сектором, из-за наличия бюрократической системы в государстве".

"Введение в действия закона и утверждение механизма реализации ГЧП должно снять основные барьеры и положительно способствовать развитию взаимоотношений между государственными органами и частными партнерами (инвесторами).

В то же время, по мнению Д.Попова, закон не снимает всех барьеров, в связи с тем, что необходимо комплексно подходить к внесению изменений в законодательство Украины.

"Все равно, остаются все же те бюрократические процедуры, а именно получение и представление десятков документов, согласований, утверждений и проверок, которые можно было перевести в электронный вид, путем создания электронных реестров, в которых должны были доступ государственные и частные партнеры. Это привело бы к уменьшению нагрузки на частного партнера, по количеству документов, их стоимость, сроки получения документов, согласований, утверждений и уменьшению затрат и уменьшению стоимости реализации этого проекта. Со снятием барьеров, появится конкуренция, которая благоприятно повлияет на разнообразие проектов и их стоимость", - считает юрист.

Как сообщалось, 22 февраля президент Украины Петр Порошенко подписал проект закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно устранения регуляторных барьеров для развития государственно-частного партнерства и стимулирования инвестиций в Украину". Закон вступает в силу через три месяца со дня его опубликования.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА