S&P повысило рейтинг УЗ с "CC" до "CCC" из-за выплаты в январе купонов по еврооблигациям

Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings повысило долгосрочный кредитный рейтинг АО "Укрзализныця" (УЗ) и ее еврооблигаций с "CC" до "CCC" после выплаты компанией 9 января и 15 января купонов по еврооблигациям с погашением в 2026 и 2028 годах.
"В январе 2025 года АО "Укрзализныця" выплатила купон по еврооблигациям с погашением в 2026 и 2028 годах, что позволило компании избежать дефолта по облигациям... Рейтинги АО "Укрзализныця" повышены до уровня "ССС-" по купонным выплатам; прогноз "негативный", - говорится в сообщении S&P на его сайте.
В S&P сообщили, что риск дефолта УЗ после выплаты купонного дохода уменьшился, но не исчез, учитывая значительное давление на ликвидность компании, вызванное войной в Украине, и высокую неопределенность относительно финансовой возможности украинского правительства оказывать дальнейшую поддержку компании.
Отмечается, что негативный рейтинг "ССС" отражает высокие риски для выплат по обслуживанию долга УЗ.
Решение УЗ осуществить выплаты по купонам в январе было принято в связи с уверенностью, что власти одобрят повышение тарифов, считают в S&P.
"Хотя ликвидность УЗ существенно ухудшилась, мы понимаем, что от руководства компании мы получили информацию о том, что сейчас существует большая вероятность повышения тарифов в 2025 году, что может несколько улучшить способность УЗ генерировать денежные потоки, хотя окончательное решение о повышении тарифов еще не было принято", - говорится в сообщении рейтингового агентства.
S&P выразили обеспокоенность в связи с тем, что повышение тарифов может несколько усилить способность УЗ генерировать денежные потоки, однако при этом может повлечь сокращение грузовой базы для перевозок, поскольку "не все клиенты будут готовы платить по высоким тарифам".
В S&P допускают, что УЗ придется реструктуризировать график платежей или объявить дефолт по долговым выплатам в течение следующих 6-12 месяцев, поскольку без дополнительного государственного вмешательства или значительного сокращения операционных расходов имеющаяся ликвидность за такой срок будет исчерпана.
В агентстве напомнили, что в 2025 году выплаты УЗ по купонам будут невысокими - около $45 млн, а крупный платеж компании предстоит осуществить только в июле 2026 года - $703 млн.
В сообщении S&P отмечается, что агентство может снизить рейтинг УЗ, если посчитает, что компания не способна осуществить долговые выплаты в соответствии с графиком погашения в течение следующих 6-12 месяцев.
Ранее сообщалось, что УЗ в январе заявила о намерении выплатить купоны, которые приходятся на январь, по своим еврооблигациям на $594,9 млн с погашением 9 июля 2026 года и $300 млн с погашением 15 июля 2028-го. Перед этим компания сообщила, что решила капитализировать проценты по еврооблигациям-2026 со ставкой 8,25% на сумму $108,28 млн, что увеличивает объем этого выпуска до $703,18 млн, тогда как по еврооблигациям-2028 со ставкой 7,875% - на сумму $51,9 млн, что увеличивает выпуск до $351,9 млн.
16 декабря 2024 года УЗ, как и двумя годами ранее, запустила процедуру истребования согласия держателей еврооблигаций на отсрочку купонных платежей, подлежащих уплате в январе и июле 2025 года, до января 2026 года, однако не смогла получить их согласия. Необходимость продления моратория на выплаты еще на год компания объяснила значительным снижением объемов грузоперевозок во второй половине 2024 года, резким ростом расходов из-за инфляции, вызванной эскалацией военной агрессии, а также высокой степенью неопределенности вокруг потенциального одобрения повышения тарифов.
Помощь в попытке ввести его "Укрзализныце" оказывали Dragon Capital и J.P.Morgan Securities.
После этого международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s понизило рейтинг "УЗ" до "CC" с "CCC+". S&P Global Ratings также присвоило компании рейтинг "СС".
Как сообщалось, в 2024 году УЗ увеличила объем грузовых перевозок на 17,9% по сравнению с предыдущим годом - до 174,9 млн т. Компания оценивала EBITDA в четвертом квартале 2024 года на уровне около 1,0 млрд грн после снижения до 3,3 млрд грн в третьем квартале 2024 года с 6,6 млрд грн и 6,9 млрд грн в первом и втором. В результате компания ожидала, что в 2024 году ее чистый убыток составит от 1,5 млрд грн до 2,5 млрд грн, в зависимости от обменных курсов и связанных с этим расходов, а также последствий российских атак.
В конце 2024 года УЗ подготовила предложения по индексации тарифов на перевозку грузов на 37% в 2025 году. Окончательное решение должно принять Министерство развития громад и территорий Украины.