Я дарю Евросоюзу технологию и систему, которая поможет разблокировать зерновое эмбарго и покажет, что Украина честный и выгодный партнер
Юрий Щуклин, эксперт рынка логистики, член Комитета по логистике Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА)
За 9 лет войны Европа очень многое сделала для поддержки Украины. Приняла наших беженцев, предоставила экономике огромную финансовую помощь, дает нам оружие. Пора нам отблагодарить и помочь европейским партнерам. Поэтому я хочу подарить Европейскому Союзу технологию и систему, над которой работал четыре года.
Хочу обратиться к нашим партнерам, союзникам, донорам, которые сейчас ищут решение, чтобы снять напряжение для наших грузов на границах и прекратить эмбарго: такое решение есть, его можно применить прямо сейчас, и деньги для этого не нужны.
Война внесла путаницу в логистические цепочки и коридоры. Когда в связи с закрытием наших портов Европа открывала для Украины Пути солидарности, предполагалось, что наши грузы транзитом проедут по ее инфраструктуре на свои постоянные рынки. Но с течением времени, европейские собственники инфраструктур, перерабатывающих предприятий стали использовать наше зерно в своем производстве. Это вызвало протесты местных фермеров, увидевших в нашей продукции угрозу, что их продукция будет неконкурентной и потеряет спрос.
У этой ситуации есть технологическое решение, которое я еще до полномасштабной войны пытался внедрить. Это система или технология ответственного планирования. Любые сквозные бизнес-процессы должны планироваться. Эти процессы сейчас разорваны, и выполняются, учитываются и управляются предприятиями в отдельности. Если же все бизнес-процессы, вся логистическая цепочка будут планироваться и учитываться в одном месте, тогда можно делать анализ и корректировать и учитывать входящие и исходящие потоки. Можно гармонизировать все действия и не допускать отклонения от планов.
Система позволяет управлять процессами логистики и всеми другими бизнес-процессами не чиновникам, не менеджерам, а автоматизированным системам этих предприятий. Это информационная среда, в которой любые участники, государственные органы, бизнесы взаимодействуют на уровне автоматизированных систем, создающих оптимальные логистические решения и контролирующих выполнение намеченных планов. Сама система имеет автоматизированные блоки, которые делают часть работы и автоматизируют процессы, которые выполнялись в ручном режиме и другими способами: мессенджерами, письмами е-мейлами и т.д. Когда участники вносят в систему свои данные, они становятся доступными всем причастным к процессу компаниям, всем исполнителям.
Система позволяет распределить ресурсы участников таким образом, чтобы не было перегрузки и чтобы заранее было видно, в каком месте логистической цепочки может возникнуть напряжение и своевременно отреагировать: либо направлять в другое место, либо инвестировать в расширение узкого места, либо не двигаться в направлении, в котором нет движения. Если бы украинские агропроизводители в мае прошлого года видели, что движения их грузов в назначенном направлении нет, они не потратили бы огромные средства из-за простоя вагонов в очередях и не допускали бы перерасходов в дальнейшем.
Это открытая система, к которой вы можете подключиться, видеть ресурсы ваших партнеров, которые вам необходимы, заказывать их, пользоваться ими, а также предоставлять свои ресурсы в пользование другим участникам системы. У каждого участника есть свои желания: продать зерно, купить зерно, продать вагон, купить вагон, перевезти, предоставить услуги. И эта система позволяет состыковывать эти желания и гармонизировать события в пространстве, времени и других измерениях. Чтобы она заработала, нужна, прежде всего, политическая воля. Потому что она направлена на взаимодействие между предприятиями, странами, правительствами и их юрисдикциями. То есть, когда процесс проходит через несколько предприятий, стран, правительств, нужно их взаимодействие. Именно Еврокомиссия, правительства других стран, наше правительство должны решить, нужна ли им эта система. Также нужно поощрить обмениваться данными с этой системой "Укрзализныцю", потому что она является монополистом и важнейшей логистической артерией. Взаимодействие "Укрзализныци" с системой, которую я предлагаю, это фундаментальное требование, которое обеспечит дополнительные инструменты эффективности "Укрзализныци", а ее клиентам обеспечит безубыточное пользование ее услугами.
Именно производство создает спрос на логистику и движение груза на рынки, поэтому здоровая система экономических взаимоотношений поощряет производителя продолжать свою деятельность – производить. Закономерно, что правительства соседних стран и Еврокомиссия отреагировали беспрецедентными протекционистскими мерами, потому что они стремятся защитить своих производителей. Апеллировать, что эмбарго противоречит предварительным договоренностям с Украиной – не выход. Мы должны предоставить европейским партнерам рациональные аргументы, почему эмбарго не защищает их бизнесы и потребительские рынки, а наоборот, наносит ущерб.
От закрытия рынка ЕС, прежде всего, пострадали традиционные переработчики нашего зерна. Из-за того, что все страны за периметром Украины закрываются, отрезаны пути к покупателям из Западной Европы и странам Балтии, которые использовали украинское зерно для животноводства. Следствие – цены на мясо будут расти, пострадают европейские потребители. Из-за того, что продукция останется замкнутой в наших границах, ситуация для украинских аграриев будет еще хуже, чем в прошлом году, когда логистика подорожала в 5-6 раз. Поскольку теперь, когда начинается посевная кукурузы, аграрий вообще не знает, сеять ее или нет. Независимо от цены логистики, ему просто некуда будет везти зерно. В отличие от других культур, кукуруза не хранится больше года, в зерне начинаются необратимые биологические процессы и оно теряет качество. Если в результате эмбарго прекратится производство традиционной для Украины продукции – прежде всего кукурузы, пшеницы и ряда нишевых культур – цены на эти культуры вырастут, и это почувствуют все. Те, кто инициировал перекрытие границ против нашей продукции, не смогут заменить наше производство.
Европейцы закрыли границы, чтобы взять паузу для принятия рационального решения. Сегодня они не видят, какие объемы грузов идут транзитом в третьи страны, а какие забирают на переработку местные бизнесы. Защищая свой рынок якобы от демпинга украинских товаров, они не видят, сколько денег они теряют, закрывая рынки. А если бы они увидели, сколько средств оставляет у них украинский транзит, мнение бы изменилось. Фундаментально Европа только выигрывала благодаря обороту больших объемов украинского зерна: прежде всего перерабатывающие предприятия, перевалки, дороги, порты. Ведь украинцы платят большие средства за услуги перевозки, перевалки и польская железная дорога PKP, LHS, другие железные дороги, частные операторы, порты – все получают дополнительный доход. Сегодня у наших партнеров нет аргументов и нет цифрового доказательства, что наши потоки дали возможность зарабатывать на наших грузах.
В рамках системы, которую я предлагаю, в каждом конкретном случае это будет видно. Европейские страны будут ориентироваться не на панику фермера, а на объективные цифры. Система прозрачного ответственного планирования грузоперевозок может быть настроена под нужды любой отрасли: украинской, европейской, с любыми параметрами и предохранителями, которые не допустят случившегося сейчас из эмбарго зерна. Система позволит видеть заранее, что и куда едет, какая наполняемость, объемы, а также позволит выровнять грузопотоки таким образом, чтобы не было избытка той или иной культуры и поставок, которые нарушают национальные потребительские рынки. Этот инструмент позволит бизнесам развиваться, заключать контракты, планировать работу, не доходя до “красных линий”.
Производители Украины также имеют свои интересы. Украина не хочет терять свои европейские и мировые рынки. Хотя некоторые рассказывают – мол, что там эти 10% европейского рынка – сейчас нельзя ничего терять. Поскольку валютная выручка в бюджет это только агро, потому что металлургия и все другие экспортные отрасли упали, мы должны также защищать своего производителя. И эта система позволяет это сделать. Потому что европейцы увидят, что мы не являемся для них угрозой.
Конечно, я знаю, и в последний год слышу аргументы противников внедрения моей технологии. Для некоторых трейдеров, у которых горизонт планирования два дня, и привычная практика "договариваться с колес" и торговать на коротких позициях, неопределенность – их бизнес. Потому что чем больше неразберихи, тем больше зарабатывают спекулянты. Представьте себе, вы хотите уехать в другой город, вы приходите в кассу, а вам говорят – билетов нет. Вам не скажут ни времени отправления, ни времени прибытия, а цена будет объявлена только на перроне. Причем свободных мест будет меньше количества желающих, и среди них устроят аукцион на эти места. Цена, естественно, растет. Именно это произошло прошлым летом. Система логистики, построенная сегодня на базе интересов монополиста "Укрзализныци", способствует процветанию жизнедеятельности спекулянтов и уничтожению мелкого и среднего агрария. И поэтому новая технология и система также сбалансирует работу "Укрзализныци", поможет ей плавно войти в евроинтеграционные процессы и уменьшит влияние чиновников на стоимость логистики.
Именно поэтому я бесплатно передаю эту систему и технологию Европейской комиссии и настрою ее. Эта система позволит увидеть реальные возможности коридора Украина-ЕС, а украинскому и европейскому производителю – зафрахтовать груз. Мы сможем планировать экспорт так, чтобы не было паники, не было пробок и лишних расходов. Система не позволит вмешаться глупому и коррумпированному чиновнику. Она покажет европейцам, что Украина честный и выгодный партнер и что сотрудничество приносит только пользу и доход европейским странам.
Я хочу внести свой вклад в евроинтеграцию Украины. И если я не смог это сделать как советник Главы Правления “Укрзализныци”, то я сделаю это как предприниматель. Я хочу изменить мир к лучшему.