16:37 15.07.2022

Автор: ВИТАЛИЙ ШАПРАН

Финансовый рынок Украины нуждается в консолидации участников и большем оптимизме

6 мин читать
Финансовый рынок Украины нуждается в консолидации участников и большем оптимизме

Виталий Шапран, экономист, финансовый аналитик


Обеспечение стабильности государственных финансов во время войны – это искусство. Несмотря на довольно быстрый калейдоскоп событий на фронтах, украинская гривна сегодня имеет тройную защиту, и единственным врагом ее стабильности являются внутренние склоки.

Три звена защиты

Первое звено защиты – это национальная экономика. На первый взгляд, экономика, потрепанная войной, не очень защищает национальную валюту. Впрочем, в этой войне есть свои особенности. Вместе с блокадой южных портов с февраля 2022 года у Украины возникло значительное отложенное предложение зерновых на экспорт. В начале лета этого года в южных портах готовыми к экспорту оставалось 25–30 млн тонн зерновых культур, это примерно на 9–10 млрд долларов. Небольшая часть этих грузов уже отправилась на экспорт после разблокировки экспорта через Дунай-Черное море. В начале второй декады июля около 100 кораблей стояли в очереди за украинской пшеницей и кукурузой. И хотя экспортного канала через Дунай недостаточно, но проходят переговоры по разблокированию наших южных портов.

Переговоры между ООН, Турцией и Украиной о разблокировании южных портов пошли довольно неплохо. Возможно, РФ и не согласилась бы на уступки Украине, но к переговорам ее склоняет ситуация на собственном внутреннем рынке зерновых. В частности, россияне не успели допродать зерновые прошлого урожая, и по мере сбора нового урожая цены в их портах резко пошли вниз: цена FOB с начала лета снизилась с 450 долларов за тонну до примерно 340. При этом, из-за рекордного урожая в отдельных регионах цены продолжают падать. РФ заинтересована в разблокировании своих отдельных экспортных маршрутов, которые сейчас недоступны из-за проблем с логистикой и страхованием при перевозке, а также недоразумения с банковскими расчетами. Вряд ли оживление войны на Юге Украины будет способствовать росту экспорта зерновых из РФ. Поэтому более менее прагматичные оценки результатов переговоров по разблокированию южных портов Украины, озвученные отечественным МИДом и Турецкой стороной, вполне заслуживают доверия. Экономическая ситуация складывается так, что стороны вынуждены договариваться.

Второе звено – это международная помощь. В июне ЕС согласовал предоставление Украине пакета помощи в размере 9 млрд евро, хотя 8 млрд из этого паркета пока не получили окончательного акцепта. Вместо этого была получена часть помощи от Всемирного Банка. Думаю, что и обещанные 8 млрд евро в ближайшее время поступят в Украину.

На этой неделе наконец акценты помощи в форме кредитов и грантов за счет США, ЕС и Великобритании сместились на использование для помощи Украине российских активов, арестованных в этих странах. Напомним, что в начале июля соответствующие изменения в национальное законодательство внесла Канада. Закон 6930, предусматривающий передачу в помощь Украине арестованных в США российских активов, сейчас рассматривается в Сенате. И наконец, Европейский Союз в октябре 2022 года должен принять директиву, предусматривающую возможность конфискации замороженных в ЕС российских активов. Об этом во второй декаде июля заявил европейский комиссар по юстиции Дидье Рейндерс. Соответствующее законодательство также разрабатывается в Великобритании и Японии. А теперь давайте посчитаем:

• В США на начало лета были арестованы российские активы на 132 млрд долларов;

• В странах ЕС стоимость арестованных активов составляет 400–500 млрд евро. Сейчас точную сумму назвать сложно, поскольку только в Ирландии и Италии за 2 последних месяца стоимость арестованных российских активов выросла на 40% и на 50% соответственно, и процесс розыска российских активов продолжается.

• В Великобритании арестованы российские активы на примерно 20 млрд долларов.

• В Канаде арест наложен на российские активы стоимостью чуть менее 0,5 млрд канадских долларов.

Поэтому, по самым минимальным оценкам, сейчас только в странах, которые уже приняли или анонсировали решение о готовности передавать российские активы на помощь Украине, насчитывается активов на примерно 550 млрд долларов (без учета Японии), и эта сумма еще будет расти. Не удалось договориться и со Швейцарией, где заблокировано около 10 млрд долларов США.

И, наконец, третье звено защиты – золотовалютные резервы НБУ. На 1 июля 2022 года ЗВР НБУ составляли 22,8 млрд долларов, а чистые ЗВР – примерно 12,9 млрд долларов. Должен напомнить, что резервы поэтому и называют резервами, что они используются в непредвиденных обстоятельствах, таких как война, блокирование портов, длительность бюрократических процедур в отношениях между Сенатом и Конгрессом США, а также между странами-членами ЕС и т.д.

Принципы экономической дипломатии и пропорциональности

Конечно, Украина благодарна налогоплательщикам из США, Великобритании, стран ЕС и Японии за помощь в трудные времена. Для всех нас важен как сам факт наличия такой помощи, так и то, что ее источники диверсифицированы. Но налогоплательщики из США, Великобритании, стран ЕС и Японии не нападали на Украину, поэтому они не должны нести на себе груз ответственности за преступления РФ в Украине. Для Украины, для ее международных партнеров и для всех стран, желающих скорейшего завершения войны, крайне важно, чтобы помощь Украине осуществлялась именно за счет арестованных средств РФ. Это связано со следующим:

1. Для Украины важно, чтобы по завершении войны РФ не смогла быстро восстановить свои финансовые резервы, поскольку это будет увеличивать риск повторной агрессии.

2. Для всего международного сообщества важно, чтобы преступник отвечал своими средствами за совершенные в Украине преступления. Это воспитательное мероприятие может стать наглядным примером для других стран-агрессоров, и будет свидетельствовать о том, что за агрессию всегда наступает ответственность.

3. В РФ еще не до конца осознали, что их государство и часть олигархов потеряли контроль над своими активами, которые уже арестованы за границей. Нужно, чтобы до них дошло, что за каждый выстрел, за каждый разрушенный дом или объект инфраструктуры будет нужно платить из собственных и государственных карманов. По мере осознания этого тяга к агрессии может ослабнуть.

В ЕС и Великобритании экономическая ситуация довольно непростая. Отставка Бориса Джонсона проходила на фоне социальных протестов в Лондоне из-за высокой инфляции. Высокие цены на топливо взбудоражили протестные настроения и в итальянском парламенте и заставили подать заявление об отставке Марио Драги. Кроме того, что оба политика являются друзьями Украины, они осуществляли очень важную поддержку при обсуждении санкций в ЕС и G-7. Помимо топливной истерии в Европе, следует учитывать, что часть европейских компаний просто оставили свои активы в РФ и ушли из страны, а часть все еще продолжают выходить с убытками. То есть в ЕС будет нужен фонд компенсаций такого ущерба европейскому бизнесу (соответствующие выплаты за счет государственных средств уже начала Финляндия).

Думаю, что Украине следует учитывать эту непростую ситуацию в Европе и ограничить свои аппетиты на помощь именно периметром арестованных российских активов, а также пользоваться стандартной поддержкой, оказываемой такими международными организациями, как МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, Европейский инвестиционный банк, МБРР и другие. Кроме того, нужно активнее пользоваться инструментами торгового финансирования, предоставляемыми международными банковскими группами, которые уже 2 десятка лет работают в Украине.

Выводы

Итак, стабильность гривны сегодня защищают три звена. Задержка в разблокировке портов может быть компенсирована международной помощью. Бюрократия при международной помощи будет давить на валютные резервы страны, но рано или поздно ЗВР перестанут быть единственным звеном в системе, гарантирующей стабильность гривны. Нет причин для панических настроений, рассказов о курсе 40 или 50, а также о гиперинфляции (для развивающихся рынков это более 100% в год) и других удивительных вещах. Поэтому не нужно подогревать отрицательные ожидания и действовать на руку агрессору. Понятно, что риски всегда есть, но во время войны их следует обсуждать в профессиональной среде.

На фоне обоснованного оптимизма, в это неспокойное время профессиональное сообщество ожидает от фискальной и монетарной власти не публичных дискуссий с элементами устрашения и травли, а консолидации, ради совместной победы над врагом. Война требует не публичных диспутов, а готовых консолидированных решений, которые будут корректироваться по мере развития ситуации и изменений в поведении участников рынка.

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

АНДРЕЙ ЕРМАК

А.Ермак о гарантиях безопасности для Украины: "От скепсиса до подписания 8-го соглашения"

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

Запретить в Украине проведение охоты в присутствии детей

СЕРГЕЙ МАГЕРА

Экоцид мирового масштаба: ответит ли Кремль за преступления против окружающей среды

АНДРЕЙ ГРИЩУК

Фондовый рынок на пике: насколько стабильны текущие котировки?

АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ ТИХОХОД

Качественное обучение большого количества пилотов беспилотных комплексов является одним из приоритетов

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

По созданию заповедных объектов Украина занимает одно из последних мест в Европе

ЭДУАРД МКРТЧАН

Китайский излом. Как Украине перехватить уходящие из Китая инвестиции у Вьетнама и Таиланда

ЕЛЕНА ЖУКОВА

Офшоры: не паникуем, деньги останутся в Украине

ВИКТОРИЯ ГРИБ

Как Украина готовится адаптировать стандарты CBRN под военные реалии

ЭДУАРД МКРТЧАН

Кадровые индустрии. Какие направления станут актуальными в ближайшие 5 лет

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА