11:00 20.11.2020

Автор: ДЕНИС БАШЛЫК

Консолидация земель в международной парадигме: Изучение опыта стран ЕС

5 мин читать
Консолидация земель в международной парадигме: Изучение опыта стран ЕС

Денис Башлык, директор по связям с государственными органами Ассоциации “Украинский клуб аграрного бизнеса”

 

30 апреля 2020 Президент Украины подписал закон о рынке земли, который фактически начал новый этап земельной реформы.

  Впрочем, комплексный подход к реализации реформы не заключается в «открытии рынка ради рынка», независимости от архитектуры реализованной модели.  Таким способом вместе с проектом закона о земле в Верховную Раду был внесен ряд дерегуляционных инициатив, направленностей на обеспечение функционирования рынка и его инфраструктуры.  Их основная цель - создание максимально комфортных условий и предохранителей для всех участников рынка.

  Несмотря на это, среди других законодательных инициатив в Верховной Раде до сих пор не зарегистрирован проект закона о консолидации земель.  К тому же, в плане действий правительства, направление данного законопроекта запланировано через полгода после принятия закона о земле.

  На сегодня аграрный производитель вряд ли может с уверенностью сказать, что чувствует себя защищенным  в правах на землю, а в канун открытия рынка земли, ситуация лишь усугубляется.  Если оставить все риски, что существуют в не правовом поле, нынешняя ситуация в земельных отношениях создает дополнительные риски, которые являются последствиями отсутствия механизма консолидации.

  Что означает «консолидация земель» и почему этот механизм важен и остро необходим?  Рассмотрим на примере подходов в политике ЕС.

 

  Что значит консолидация земель в политике ЕС?

  Иногда консолидацию земель (далее - КЗ) неправильно интерпретируют только как простое перераспределение участков для устранения фрагментации.  Однако консолидация земель, фактически от самого начала применения в Западной Европе, ассоциируется с более широкими социальными и экономическими реформами.  В частности, как инструмент или начало развития сельских территорий.

  В контексте политики развития сельских территорий ЕС консолидация земель представляет собой инструмент для одновременного решения проблем: Повышение конкурентоспособности ферм, защиты окружающей среды, сохранение ландшафта, природного и культурного наследия, рационального использования природных ресурсов и улучшения качества жизни в сельской местности.

  Ныне в странах ЕС концепция развития села значительно расширилась и содержит повышенную информированность по экологическим вопросам и широким спектром не с.-х.  применений.  Поэтому их сельские регионы уже не рассматриваются лишь как место для сельскохозяйственного  производства.  Акцент в проектах консолидации сместился с реструктуризации сельского хозяйства на достижение более эффективного многофункционального использования сельских территорий за счет баланса интересов сельского хозяйства, «сохранения пейзажа», природы, рекреации и транспорта, особенно если земля необходима для строительства магистральных путей.

  Несмотря на рамочный, широкий подход к определению «консолидации» в странах-членах существуют свои особые подходы к консолидации.

 

  Литва

  В прибалтийской концепции земельной реформы, консолидация - это комплексная реорганизация земельных участков, что содержит изменении границ и размещение участков согласно разработки для определенной территории плана с целью увеличения земельных участков, создания рациональных владений ферм для улучшения их структуры, развитие необходимой инфраструктуры, достижения других целей и выполнения задач сельскохозяйственного развития и развития сельских территорий, а также политики охраны окружающей среды.

  Таким способом в Литве была принята национальная стратегия консолидации земель, основной целью которой стало создание предпосылок и предсказание необходимых мер для успешной консолидации земель, чтобы обеспечить рациональное землепользование в сельских населенных местностях и гарантировать комплексную реализацию потребностей государства, общества и отдельных жителей.

 

  Нидерланды

  Согласно основным принципам ЕС, законом о развитии земель в Нидерландах предусмотрено два основных типа консолидации земель: принудительное и добровольное.  Главной целью КЗ является улучшение сельскохозяйственной структуры ферм.  Но, поскольку сельские территории характеризуются многоцелевым использованием, консолидация земель также способствует многостороннему улучшению ситуации.  Учитывая это, действующая редакция закона о развитии земель содержит такие многоцелевые задачи.

  Ранее принудительный КЗ организовывало государство, тогда как добровольная консолидация опиралась на частную инициативу.  В течение последних двадцати лет добровольная консолидация земель также инициируется и поддерживается государством как инструмент многостороннего улучшения сельских территорий.

 

  Германия

  Консолидация земель в Германии регулируется законом о консолидации земель и законом о градостроительстве и сельского планирования.  Закон о консолидации земель регулирует КЗ в основном для целей сельского хозяйства, тогда как закон о градостроительстве и сельское планирование посвящено вопросам отделения земель для строительства, градостроительства и вопросам недвижимой собственности.

  В Германии КЗ имеет три основные задачи: развитие сельского хозяйства, поддержка сельскохозяйственной  культуры и поддержка развития сельских территорий.  Как и в Нидерландах, в Германии консолидация может осуществляться на принудительной и добровольной основе.  Закон о консолидации земель содержит различные процедуры КЗ,  применение которых зависит от конкретной цели планируемой консолидации.  В зависимости от упомянутых ранее процедур, процесс принудительной консолидации в Германии может длиться от 7 до 12 лет.

 

  Поэтому проанализировав опыт земельной консолидации стран ЕС, можно выделить следующие основные этапы:

  • кампания информирования общественности

  • инициирование проекта консолидации земель

  • инвентаризация кадастровых и регистрационных записи в начале проекту (инвентаризация нынешней ситуации)

  • Ситуационный анализ и оценка пожеланий для понимания потребностей и перспектив привлеченных сторон, а также потенциальных возможностей и ограничений

  • планирование развития территории общины

  • начало переговоров с землевладельцами и другими заинтересованными сторонами

  • оценка земель

  • разработка детального плана консолидации земель (плана перераспределения) «План 2»

  • Выполнение детального плана консолидации

  • результаты проекта.

  Таким образом, можно сделать выводы, что в Украине еще даже не началась информационная кампания, а для многих украинцев словосочетание «консолидация земель» остается неизвестной.

  Учитывая международный опыт, в Украине есть необходимость отойти от видения консолидации исключительно как «точечного инструмента решения проблем фрагментации земель», ведь это комплексный механизм развития аграрной отрасли и развития сельских территорий.  И несмотря на это, принять этот закон как неотложный в пределах полноценной земельной реформы.

 

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

АНДРЕЙ ЕРМАК

А.Ермак о гарантиях безопасности для Украины: "От скепсиса до подписания 8-го соглашения"

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

Запретить в Украине проведение охоты в присутствии детей

СЕРГЕЙ МАГЕРА

Экоцид мирового масштаба: ответит ли Кремль за преступления против окружающей среды

АНДРЕЙ ГРИЩУК

Фондовый рынок на пике: насколько стабильны текущие котировки?

АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ ТИХОХОД

Качественное обучение большого количества пилотов беспилотных комплексов является одним из приоритетов

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

По созданию заповедных объектов Украина занимает одно из последних мест в Европе

ЭДУАРД МКРТЧАН

Китайский излом. Как Украине перехватить уходящие из Китая инвестиции у Вьетнама и Таиланда

ЕЛЕНА ЖУКОВА

Офшоры: не паникуем, деньги останутся в Украине

ВИКТОРИЯ ГРИБ

Как Украина готовится адаптировать стандарты CBRN под военные реалии

ЭДУАРД МКРТЧАН

Кадровые индустрии. Какие направления станут актуальными в ближайшие 5 лет

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА