09:00 07.08.2024

Автор: МУСА МАГОМЕДОВ

Ржавчина на санкциях: как РФ продолжает зарабатывать на продаже металлопродукции

8 мин читать
Ржавчина на санкциях: как РФ продолжает зарабатывать на продаже металлопродукции

Муса Магомедов, народный депутат, Председатель подкомитета по вопросам промышленной политики Комитета Верховной Рады по вопросам экономического развития

 

Экономические санкции были и остаются одним из главных механизмов ограничения возможностей финансирования войны для рф. С начала полномасштабного вторжения под западные ограничения попали целые отрасли российской экономики. Планировалось, что враг понесет финансовые потери на миллиарды долларов. Впрочем, пока эффективность санкций остается сомнительной из-за их ограниченного действия. Касается это также запрета на продажу металлургической продукции в ЕС. Несмотря на многочисленные ограничения, россияне продолжают экспортировать металлопрокат, что приносит им ежегодный доход в размере 3 миллиардов евро. Это огромная сумма. Например, одна массированная атака с использованием около 40 ракет, как это было 8 июля, стоила агрессору каких-то 160-200 миллионов долларов. 

Первые ограничения на экспорт продукции из российского металла, в частности проката и труб, были введены еще в рамках четвертого пакета санкций Евросоюза в апреле 2022 года. Ограничения расширил восьмой пакет, принятый 8 октября того же года. Он распространил запрет импорта на стальную продукцию из третьих стран, если она была изготовлена из российской стали. Также был расширен перечень кодов, на которые распространяются ограничения.

С учетом восьмого пакета санкций и ранее введенных ограничений под запрет попал импорт товаров группы 72 "Черные металлы" (за исключением 7201 "Чугун" и 7202 "Ферросплавы") и группы 73 "Изделия из черных металлов". При этом, если в рамках четвертого пакета коды продукции указывались подробно, то в восьмом пакете Еврокомиссия решила продублировать их на более обобщенном уровне.

Санкции должны были быть реализованы постепенно, с отсрочкой. Новые ограничения на импорт стали вступать в силу почти через год – с 30 сентября 2023 года. А на отдельные стальные полуфабрикаты – с еще более поздней отсрочкой. Так, импорт квадратной заготовки запрещался с 1 апреля 2024 года, а импорт слябов – с 1 октября 2024 года.

8 декабря 2023 года был утвержден 12-й пакет санкций против России. Одним из его ключевых элементов было расширение запрета на импорт металлургической продукции. Это касалось передельного и зеркального чугуна, железа прямого восстановления (DRI), медной и алюминиевой проволоки, фольги, труб из алюминия. При этом сопротивление металлургических лоббистов было немалым – только с пятой попытки Евросоюз смог утвердить запрет на импорт российского чугуна. И уже по плохой традиции – многочисленные исключения и отсрочки вступления санкций в действие.

В частности, исключение для российских слябов было продлено до 2028 года по действию санкций на объемы, которые позволяют российским металлургическим группам продавать полуфабрикаты как на собственные перекатные заводы в странах ЕС, так и на сторонние. При этом в текущем периоде квота на 20% выше фактического импорта ЕС из рф в предыдущем периоде. Российский чугун и железо прямого восстановления получили переходный период в два года с завышенным объемом квот. А железорудная продукция вообще не охвачена ни одним пакетом санкций.

Введение санкций – это яркий пример международной поддержки Украины в борьбе с агрессором, вопрос только в их эффективности. Из положительного – импорт российской продукции горно-металлургического комплекса в ЕС в 2023 году значительно уменьшился. Так, по сравнению с 2021 годом импорт железорудной продукции снизился на 97%: с 10,5 до 0,3 млн тонн, импорт черных металлов снизился на 48%: с 11,6 до 6,0 млн тонн. 

Впрочем, остается важное "но". Из-за отсрочки и избирательности санкций российские металлурги только в 2023 году получили немалый годовой доход – 3 млрд евро. Учитывая тесные связи крупного российского бизнеса с кремлем, не может быть сомнений, куда пошли эти деньги как прямо, в виде налогов и сборов, так и под видом косвенных "оброков". На финансирование путинской агрессии против Украины. За средства европейского бизнеса строятся ракеты, дроны, танки и другие машины смерти, которые ежедневно атакуют наши земли и наших людей.

Очевидно, что такая ситуация неприемлема. Как сейчас, так и в перспективе она вредна не только для Украины, но и для ЕС. Российский "огосударствленный" бизнес может игнорировать рыночную честную конкуренцию за счет "подпитки" из госбюджета рф. Если кремль прикажет демпинговать – российский бизнес будет демпинговать, продавая товары с минимальной прибылью, лишь бы не пустить на рынок другие компании, которые играют честно, и "привязать" европейский рынок к экспорту из рф. Это делает европейскую и украинскую металлургическую продукцию неконкурентоспособной на рынке ЕС.

Например, только в ноябре и декабре 2023 года российские слябы поступали в ЕС по цене значительно ниже рыночной – 450 евро за тонну вместо 600 евро за тонну. 

Металлургия – это одна из основных отраслей российской экономики, около 3% ВВП страны, или примерно 60 млрд долл. в год. Поступление средств к российским металлургам позволяет уже им заниматься финансированием других отраслей российской экономики. Так, на производство одной тонны сляба металлургия тратит около 330 м куб. природного газа, который будет закуплен у других российских компаний. Поэтому ослабление санкций в ГМК – это косвенный импорт в ЕС около 4 млрд м куб. российского газа, продажи от которого также финансируют агрессию. И это только один пример – металлургическая промышленность не существует локально, она связана десятками и сотнями экономических цепочек с другими сферами экономики, каждая из которых получает свою выгоду от европейских контрактов.

Почему же Европа не может просто взять и запретить экспорт продукции российских металлургов? Потому что многие европейские бизнесы продолжают быть завязанными на россию, и, скажем так, не слишком спешат менять привычный порядок вещей и перестраивать экономические цепи. Даже несмотря на все экономические и политические последствия. Они мотивируют это невозможностью заменить на продукцию других производителей и, как следствие, высоким риском остановки заводов и потерей рабочих мест. Кроме того, принятые санкционные исключения не поддерживаются европейской отраслевой ассоциацией Eurofer, которая неоднократно публично подчеркивала их вредное влияние на европейский ГМК.

Согласно статистическим данным Eurostat, в 2023 году железорудная продукция (HS 2601) из РФ в основном импортировалась в Словакию и Нидерланды, а металлургическая продукция (HS 72**) в Италию, Чехию, Бельгию и Данию. Основными выгодополучателями этих операций являются европейские заводы с российской собственностью.

Вместе с тем текущая динамика рынка металлопроката ЕС четко показывает, что наряду со странами, бизнесы в которых получают выгоду от сохранения доступа металлургической продукции из рф на европейский рынок, есть значительно большее количество стран, резиденты-производители которых страдают от этого. Например, Германия, Нидерланды, Словакия, Франция, Швеция, Испания, Финляндия, Австрия, Словения, Болгария, Польша и некоторые другие.

Уровень занятых на заводах выгодополучателей от российской продукции металлопроката не превышает 1% занятых во всем европейском ГМК. И при должном желании российская продукция может быть заменена украинской, европейской или продукцией из третьих стран. И это не то чтобы потребует каких-то сверхусилий.

Что мы должны делать в таких условиях? Требовать усиления санкционного давления, отмены отсрочек, квот, исключений и всего остального, что делает санкции не всеобъемлющими, а значит не столь эффективными. Кооперироваться как на уровне государственных учреждений, так и международном, чтобы это было сделано как можно быстрее и дало наиболее эффективный результат.

Комитет Верховной Рады по вопросам экономического развития, членом которого я являюсь, на заседаниях 30 мая и 5 июня 2024 года рассмотрел вопрос о необходимости введения дополнительных санкций против российского горно-металлургического комплекса со стороны ЕС как в виде запрета ввоза отдельных товаров, так и в виде персональных экономических и других санкций к юридическим и физическим лицам.

Комитет обратился к правительству с предложением принять исчерпывающие меры по этому вопросу. Все государственные органы, вовлеченные в этот процесс, в частности Минэкономики, МИД и Минстратегпром, поддержали предложение Комитета инициировать процесс изменений в примененные санкции ЕС для введения полного запрета на импорт странами ЕС российской продукции ГМК, в том числе и слябов (HS 7207 12 10 и HS 7224 90). 

Реализация предложенных мер позволит лишить рф дополнительного дохода от экспорта в страны ЕС в размере до 3 млрд евро в год, ограничивая ее в финансировании войны против Украины. Для стран ЕС предложенные меры позволят поддержать европейское ГМК и нивелировать все риски, связанные с присутствием российской продукции на европейском рынке, которые неоднократно отмечал Eurofer (падение производства, подрыв процесса декарбонизации в ЕС и т.д.). Для украинского ГМК это будет означать дополнительные рынки сбыта, а следовательно – увеличение валютной выручки и налоговых поступлений в Государственный бюджет Украины.

Учитывая исключительную важность вопроса, и его поддержку со стороны законодательной и исполнительной власти в Украине, а также интерес многих стран ЕС, уже сложились все предпосылки для нового инициирования обсуждения усиления санкционного давления. Для этого крайне важны активные действия украинской стороны как непосредственно на уровне ЕС, так и в столицах государств-членов.

Комитет намерен обратиться к правительству с просьбой поручить дипломатическим представительствам Украины в Германии, Нидерландах, Словакии, Франции, Швеции, Испании, Финляндии, Австрии, Словении, Болгарии, Польше проработать с правительствами этих стран необходимость инициирования вопроса скорейшего ограничения доступа слябов из РФ на рынок ЕС, а также возможные правовые способы достижения этой цели, которые не потребуют единодушия стран-членов ЕС.

Ведение захватнической войны без финансов невозможно. Наша задача – планомерно и последовательно перекрывать все возможные пути поставки средств для агрессора, в том числе и связанные с продажей металла. Несмотря на сопротивление российских лоббистов. Ведь от этого напрямую зависит, будут ли еще десятки ракет лететь на наши города.

 

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

Трофейная охота может уничтожить самых редких животных во  всем мире

ИРИНА ДИДЕНКО

Охота на украинцев: как россия использует международное право, чтобы лишать свободы наших сограждан за рубежом

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Реформа ГЧП на финишной прямой - что будет в финальном варианте закона?

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

Как победить в Киеве несносную жару

ВАДИМ НЕПОСЕДОВ

Вызовы и перспективы украинской коммерческой недвижимости во время войны - UTG

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Обновленный сайт “Прихисток” - что изменилось для пользователей

ОЛЕГ МАЛЬЧИК

Справедливость ценой в независимость

ЭДУАРД МКРТЧАН

"План-Б". как избежать блокады фермеров ЄС

НАТАЛЬЯ АЛЮШИНА

Когда из "хат скраю" вырастут украинские "зубы дракона"

СЕРГЕЙ ТАБАКОВ

Два года трансформации: как Украина реформирует сферу окружающей среды вопреки вызовам войны

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА