13:33 20.09.2017

ЕС предлагает РФ и Украине посредничество в переговорах по транзиту газа после 2019 года – Шефчович

ЕС предлагает РФ и Украине посредничество в переговорах по транзиту газа после 2019 года – Шефчович

Эксклюзивное интервью вице-президента Европейской комиссии по вопросам Энергетического союза Мароша Шефчовича агентству "Интерфакс-Украина"

В конце июля "Газпрому" удалось снять временный запрет суда на использование ранее замороженных мощностей OPAL. Как вы оцениваете эту ситуацию?

Речь идет о предварительных мерах. Сейчас же мы ожидаем финального решения Европейского суда. Важно отметить, что если мы посмотрим на два последних года, то транзит газа через территорию Украины растет, в последние дни мы наблюдаем, что он достиг рекордных уровней. Это доказывает, насколько транзит через Украину важен, и мы намерены предпринять максимум, чтобы так и оставалось после 2019 года.

Возможен ли перенос точки продажи ЕС российского газа с западной на восточную границу Украины?

Это справедливый вопрос. Я знаю, что есть очень уважаемые европейские компании, которые с радостью были бы готовы тесно сотрудничать с украинскими партнерами НАК "Нафтогаз Украины" и ПАО "Укртрансгаз" относительно разных механизмов транспортировки газа из России в Украину, чтобы гарантировать то, что транзит газа будет сохранен после 2019 года. Несколько раз я предлагал, что лучшим решением спора в Стокгольмском арбитраже могут быть трехсторонние переговоры, если Украина будет в них заинтересована, чтобы найти самые удобные решения для гарантирования транзита газа на последующие периоды. При этом каковы могут быть схемы продолжения транзита в значительной мере зависит от позиции и подхода властей Украины, анбандлинга «Нафтогаза». Я знаю, что в данной ситуации европейские компании готовы рассмотреть любые варианты.

Видите ли вы интерес со стороны европейских компаний к участию в управлении газотранспортной системой (ГТС) Украины?

Ранее был подписан меморандум взаимопонимания между НАК "Нафтогаз Украины", ПАО "Укртрансгаз", Snam (Италия) и Eustream (Словакия) о взаимопонимании в совместной оценке возможностей сотрудничества в использовании и развитии ГТС Украины. Я слышал, что есть и некоторые другие компании, которые были бы заинтересованы в присоединении к меморандуму. Таким образом, были определены основные направления сотрудничества. Ключевым элементом тут является прогресс в анбандлинге "Нафтогаза", чтобы мы могли понимать, что станет его результатом. Потом, конечно, можно будет продолжить переговоры. Я знаю, что интерес в участии в управлении ГТС Украины есть, и мы со стороны Европейской комиссии (ЕК) поддерживаем этот процесс, поскольку считаем, что он позволит сохранить транзит через Украину.

Анбандлинг «Нафтогаза» - ключевой пункт реформы энергетической сферы?

Я считаю, что он является важным элементом реформирования в Украине. Для будущего энергетического сектора Украины очень важно продвигаться в вопросе анбандлинга. Подобные процессы были проведены в странах-членах Европейского Союза. В результате он должен привести к большей конкурентности, принести пользу экономике и позволит увеличить функциональность энергосистемы.

С 11 сентября газопровод Nord Stream в очередной раз встал на ремонт, транзит газа переброшен на традиционный украинский маршрут. В случае строительства второй нитки Nord Stream для Украины пропадет смысл поддерживать в постоянной готовности большие транзитные мощности. Что будет делать Европа, ведь, при таких обстоятельствах, Украина уже не сможет "подставить плечо" при очередной поломке, или ремонте Nord Stream?

Возможность транзита газа по территории Украины доказывает свою важность сегодня. Из-за ремонта газопровода Nord Stream, увеличился транзит через украинскую ГТС. Это то, что мы подчеркиваем все время: для ЕС неприемлимо переходить от трех маршрутов (Украина и Nord Stream) ко всего двум, игнорируя масштабную газотранспортную систему, которая на протяжении многих лет была построена в Украине. Следовательно, для нас приоритетом является сохранение существующих газотранспортных маршрутов и в период после 2019 года. Говоря о сохранении маршрутов, мы имеем в виду сохранение транспортировки по ним коммерчески жизнеспособных объемов. Мы понимаем, что для поддержания такой системы вам необходим хороший бизнес-кейс, и мы очень хотим, чтобы маршрут через Украину был коммерчески выгоден и использовался. Как я ранее говорил, у нас есть минимум две компании, которые готовы сотрудничать с Украиной в управлении ГТС. Я уверен, что если анбандлинг "Нафтогаза" будет продолжен, то эти кампании смогут принять участие в проекте управления ГТС. Тогда мы сможем обратиться к международным финансовым институциям, как, например, ЕБРР, Всемирный банк, чтобы они помогли с финансированием необходимых реноваций и улучшений ГТС.

Nord Stream-2 не нужен для обеспечения ЕС необходимым объемом газа?

Говоря о Nord Stream-2, мы отмечали, что не считаем нужной подобную дополнительную газотранспортную мощность. Мы рассматриваем такой проект, который реализовывается исходя из коммерческого интереса пяти компаний, как политически очень чувствительный, поскольку в Европе о нем очень часто дискутируют на самом высоком политическом уровне. Поэтому мы попросили мандат на ведение переговоров между ЕС и Россией о форме этого проекта, его соответствии законодательству ЕС и других необходимых аспектх, чтобы убедится, что сам проект будет соответствовать базовым принципам европейского права.

В независимости от реализации проекта Nord Stream-2, украинская ГТС останется одним из основных маршрутов транспортировки газа в ЕС?

Для нас важно, чтобы украинский транзитный маршрут оставался значимым и после 2019 года. Мы считаем, что коммерческие соглашения на транзит газа, которые заканчиваются в 2019 году, должны быть продолжены на коммерчески выгодные объемы. Нас бы порадовало, если бы это было соглашение между Россией и Украиной и их компаниями, но как я уже говорил – как и в прошлом, мы готовы предложить наши посреднические услуги в этом вопросе. Если будет желание обеих сторон вести переговоры в трехстороннем формате, то ЕС готов подтвердить свою заинтересованность в транзитном маршруте через Украину. Мы также готовы предложить наши ноу-хау и европейские компании готовы принять в этом участие.

Согласно последнему решению Европарламента, ЕК получает право истребовать с газовых компаний детали крупных договоров, влияющих на энергетическую безопасность стран ЕС.

Тут необходимо говорить о нескольких важных решениях с точки зрения энергетической безопасности. Первое касается прозрачности межправительственных соглашений о поставках газа. Теперь перед подписанием такие соглашения должны быть проверены Европейской комиссией на предмет полного соответствия европейскому законодательству, потому что мы знаем, что в прошлом так было не всегда. Второе же, касается безопасности поставок энергоресурсов и подразумевает, что если компания доминирует на рынке страны, занимая там нишу в более чем 28%, то коммерческие контракты таких компаний должны анализироваться национальным регулятором, а потом и Европейской комиссией. Мы считаем, что это очень полезный инструмент и когда понадобится, то мы, конечно, им воспользуемся.

А ощущает ли ЕК сейчас потребность в истребовании таких данных?

Сейчас мы находимся в достаточно комфортной ситуации и не видим пока угроз в сфере поставок газа. Мы диверсифицировали источники поставок, мы намного лучше взаимосвязаны и используем намного лучшие хранилища газа, кроме того, LNG (сжиженный газ) играет все более и более важную роль в Европе. Сейчас мы в намного лучшей ситуации, чем были 2-3 года тому назад. В то же время, если появится такая необходимость, то мы готовы воспользоваться новым предоставленным нам инструментом и истребовать необходимые данные.

По данным Минэнергоугля Украины, консорциум компаний в составе Westinghouse Electric Sweden AB, Polenergia International S.àr.l. и EDF Trading Limited намерен участвовать в проекте обустройства энергетического моста "Украина-ЕС" (для экспорта электроэнергии с ХАЭС в ЕС). Что известно вам о таком проекте, как его оценивает ЕК?

Идея такого проекта была озвучена более года назад, но нам необходима дополнительная информация о нем. Пока же мы не получили ответы от компаний на наши вопросы касательно коммерческой жизнеспособности такого проекта, и вопросов атомной безопасности.

РЕКЛАМА
Загрузка...
РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Замглавы МВФ Липтон: Еще не время думать о выборах!

Сергей Березенко: "Сегодня мы живем по стандартам советской системы Семашко, которая не способна эффективно работать"

Премьер-министр Украины: Рост экономики в следующем году может быть выше запланированных 3%, при условии продолжения системных реформ

Замглавы НБУ Сологуб: Мы ожидаем замедления инфляции до конца года. Прогноз пока обсуждаем

Глава НДУ: Суть предстоящих изменений – поменять бизнес-процессы, которые в дальнейшем определят развитие продуктов и услуг в депозитарной системе Украины

Девять украинских батальонов уже совместимы с войсками стран НАТО – Муженко

Каким будет объединение БПП и НФ, покажет процесс дискуссий – И.Кононенко

И.о. главы "Укрзализныци" Кравцов: Мы готовы к диалогу по объему повышения грузовых тарифов несмотря на отсутствие контраргументов индексации на 22,5%

Замглавы НБУ Сологуб: Экономика приспособилась к механизму монетарной трансмиссии лучше, чем мы ожидали

Уполномоченный МИД ФРГ: Германия и после выборов будет поддерживать Украину

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА