16:24 08.12.2016

Глава Ассоциации операторов распределительных электросетей: Дифференциация при RAB-регулировании отбросит нас назад

Глава Ассоциации операторов распределительных электросетей: Дифференциация при RAB-регулировании отбросит нас назад

Эксклюзивное интервью агентству "Интерфакс-Украина" президента Ассоциации операторов распределительных электросетей Виталия Григоровского

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, об ассоциации, цели ее создания, учредителях, открыта ли она для новых членов?

Ответ: Безусловно, мы открыты для всех. Сегодня наша ассоциация, которая была создана в 2016 году, объединяет 13 крупных игроков рынка, включая ЧАО "Предприятие по эксплуатации электрических сетей "Центральная энергетическая компания", ООО "Луганское энергетическое объединение" и 11 облэнерго. Общественная инициатива вылилась в создание серьезного экспертного объединения. Площадь закрепленной территории, на которой осуществляется лицензионная деятельность членов Ассоциации ОРЭС, составляет 300 тыс. кв. км, общая длина распределительных сетей превышает 400 тыс. км, а объем распределенной электроэнергии составляет до 40 млрд кВт-ч в год. На предприятиях, входящих в организацию, работает свыше 40 тыс. украинцев. Им нужен отраслевой лоббист, именно поэтому мы видим своей миссией как отстаивание их законных прав и интересов, так и общее развитие рынка электроэнергии Украины, повышение инвестиционной привлекательности отрасли, рост поступлений, в том числе на ее техническое совершенствование. Так что наша цель -- укрепление позиций отечественных предприятий, повышение качества услуг и участие в формировании принципиально новых подходов к функционированию отрасли.

Вопрос: Как вы оцениваете ситуацию с введением RAB-регулирования для облэнерго? По вашей информации, переведет ли НКРЭКУ с 1 января пилотную группу облэнерго на новую систему? Обоснована ли ставка доходности, которая сейчас установлена регулятором? Справедливо ли фиксировать ставку для старой и новой регуляторной базы на едином уровне?

Ответ: Сегодня это активно обсуждаемая тема. Ни у кого нет сомнений в том, что существующая система тарифообразования по принципу CostPlus на практике изживает себя. В Украине в розничном тарифе покрытие затрат распределительных компаний не превышает 8%, тогда как в развитых странах этот показатель стартует с 20%. Конечно, имея такие возможности украинские компании могли бы быстрее и эффективнее модернизировать существующую инфраструктуру и создавать ее новые элементы. Поэтому переход на RAB-регулирование является чрезвычайно важным, чтобы не сказать критичным, если мы хотим развивать отрасль по европейскому пути. Вопрос только в том, каким именно образом мы будем это делать. Экспертные дискуссии не утихают. Самая спорная часть - установление дифференцированных ставок рентабельности на так называемый "новый капитал" (то есть на вновь создающуюся инфраструктуру) и на "старый капитал" (то есть тот, который в свое время уже был проамортизирован), или же единой, унифицированной ставки.

Наша позиция заключается в том, что такая дифференциация отбросит нас назад. Ведь пониженный коэффициент на "старый капитал", аргументированный тем, что владельцы какой-то компании в свое время уже получили всю прибыль, не совсем экономически обоснован. Мы живем в режиме реального времени. И мероприятия по модернизации компания будет проводить "здесь и сейчас": по сегодняшним ценам и в сегодняшних экономических реалиях.

Кроме того, нужно упомянуть и о кратной девальвации курса национальной валюты за последние двадцать лет, о том, что в результате принятия тех или иных законодательных или подзаконных решений сокращался объем средств, которые компании могли использовать на техническое развитие (в основном, речь об амортизационных отчислениях).

Наши эксперты считают, что норма дохода на вложенный капитал должна составлять от 17% до 20%. Причем, подчеркиваю, вне зависимости от возраста данного капитала. Унифицированная норма дохода уже полностью оправдала себя в Австрии, Великобритании, Норвегии. Впрочем, и опыт таких стран, как Германия, Хорватия, Швейцария, где ставки дифференцированы, но разница несущественна, также может быть учтен.

Вопрос: Ситуация с подключениями новых потребителей к электросетям – традиционно это один из тормозов развития экономики Украины. Поменяют ли положение дел последние решения правительства и НКРЭКУ? Что нужно еще сделать, чтобы улучшить ситуацию с подключениями?

Ответ: Это еще одна актуальная тема. Для того чтобы потребитель в любой момент времени, щелкнув выключателем, получил электричество, в сети должно быть напряжение. Для того, чтобы это напряжение там было, вне зависимости от того, будет он потреблять электроэнергию или нет, компания несет затраты. То есть вся инфраструктура должна быть в рабочем состоянии: должны стоять столбы, на них должны висеть провода, должно функционировать кабельное хозяйство и подстанции. Работа распределительной компании по поддержанию инфраструктуры в рабочем состоянии является той услугой, которую мы называем обеспечением возможности использовать присоединенные мощности. Эта работа должна оплачиваться, как это и происходит во многих развитых экономиках. В противном случае будем и в дальнейшем иметь перекосы, которые имеем сейчас. Например, в одном областном центре есть промышленное предприятие, находящееся в кризисном состоянии. Его потребление электроэнергии в семь раз меньше, чем обеспечено присоединенными мощностями. То есть, несмотря на то, что оно платит нам в семь раз меньше, чем могло бы платить при "полной загрузке", мы обеспечиваем работу всей инфраструктуры. Я уже не говорю о том, что рядом есть потребители, которым эта неиспользуемая мощность могла бы пригодиться именно сейчас, и они готовы за нее платить. Введение платы за обеспечение присоединенных мощностей могло бы выровнять эту ситуацию.

Вопрос: Как Вы относитесь к инициативе НКРЭКУ по переводу распределительных сетей на более высокий класс напряжения? Стоит ли вкладывать в это огромные деньги?

Ответ: Этот вопрос назревал уже давно. Более того, целый ряд облэнерго, входящих в Ассоциацию ОРЭС, участвуют в определенных пилотных проектах данной инициативы. Но тут не все так однозначно. С одной стороны, переход распределительных сетей на более высокий класс напряжения повысит их энергоэффективность, снизит технологические потери и затраты на обеспечение работы оборудования, а также даст толчок реализации нового подхода к автоматизации распредсетей и системам учета электрической энергии. Но, с другой стороны, это громадные инвестиции. В связи с уже упоминавшейся ситуацией, при которой на покрытие затрат компаний распредсетей идет не более 8% розничного тарифа, обеспечить поступление таких средств на данную реформу не представляется возможным. Это новое оборудование, это замена трансформаторов и пр. Напомню, что общая протяженность распределительных электросетей в Украине составляет около 800 тыс. км. Конечно, они на 60% уже изношены, и модернизировать их все равно необходимо (по подсчетам наших экспертов речь идет об инвестициях в размере порядка $48 млрд в ближайшие 20 лет). Но делать это надо постепенно. И, конечно, после изменения "правил игры" на рынке -- от введения платы за обеспечение присоединенных мощностей до внедрения RAB-регулирования. Только так отрасль сможет получить необходимые средства.

Вопрос: Как Вы оцениваете законопроект "О рынке электроэнергии"? Готовы ли облэнерго к разделению бизнеса?

Ответ: По нашему мнению, одним из наиболее острых моментов в документе является появление класса "независимых трейдеров". Причем, вероятно, не само появление, сколько регулирование и контроль их деятельности.

Поясню. По сути, это перекупщики – покупают электроэнергию на виртуальном рынке и продают ее (опять же, виртуально) реальным потребителям. Однако физическое движение электроэнергии обеспечивает распределительная компания. Без инфраструктуры энергия до потребителя дойти не может. Трейдер не является владельцем этой сети. Для того, чтобы тот объем энергии, который он виртуально купил, дошел до потребителя, ему нужно договориться с энергораспределительной компанией, чтобы она обеспечивала движение этого объема к потребителю. Теперь поставьте себя на место потребителя. Чьи провода и чья инфраструктура подведена к вашему дому? Эта инфраструктура принадлежит оператору. В случае отключений, как было, к примеру, во время недавнего снегопада, кто будет обеспечивать энергоснабжение? Трейдер этого делать не будет. В лучшем случае у него может быть договор с распределительной компанией, по которому она обязуется обеспечивать бесперебойную поставку. Но если произошло ЧП, если оборвались провода, вам, как потребителю, главное, чтобы восстановили энергоснабжение.

Трейдер же, не обладая никаким реальным активом, в подавляющем большинстве случаев не может физически обеспечить выполнение взятых на себя обязательств по доставке проданного товара. Вероятно, имеет смысл рассмотреть и другую схему взаимоотношений, работающую в развитых странах. Потребитель имеет право не только выбора трейдера -- продавца электроэнергии, но и контрагента для заключения договора о распределении. Тогда потребитель, понимая, кому принадлежит инфраструктура, был бы более спокоен, имея на руках договор о распределении непосредственно с владельцем этой самой инфраструктуры. Если такой документ составлен грамотно, потребитель защищен. То есть он должен разбираться в вопросе. Только тогда его интересы пострадают в меньшей степени в случае форс-мажорных ситуаций.

Вопрос: Как вы считаете, может ли заинтересовать планируемая приватизация украинских облэнерго крупных иностранных игроков? Если нет, то кого вы видите вероятным покупателей этих активов?

Ответ: Любой частный инвестор начнет вкладывать свои деньги только в том случае, если будет иметь гарантии возврата вложенных средств и гарантированную величину прибыли на вложенную инвестицию, то есть норму рентабельности. Эти параметры утверждаются государственными органами – тем же самым регулятором. А регулятор принимает свое решение на основе действующих законов. Если на уровне закона инвестор не увидит четко прописанных гарантий возврата своих инвестиций и своего заработка, никаких инвестиций не будет. Если предположить, что с 1 января 2017 года будут приняты соответствующие нормы в законодательстве (то же RAB-регулирование), это станет существенным фактором и мощным посылом инвесторам со стороны государства.

В свою очередь, такой подход будет способствовать увеличению инвестиционной привлекательности. Причем вне зависимости от того, говорим мы об отечественном капитале или иностранном. Мы должны понимать, что инвестирование в тот или иной вид деятельности не является самоцелью. Конечная задача – повышение уровня надежности энергосистемы Украины.

РЕКЛАМА
Загрузка...
РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Замглавы МВФ Липтон: Еще не время думать о выборах!

Сергей Березенко: "Сегодня мы живем по стандартам советской системы Семашко, которая не способна эффективно работать"

Премьер-министр Украины: Рост экономики в следующем году может быть выше запланированных 3%, при условии продолжения системных реформ

Замглавы НБУ Сологуб: Мы ожидаем замедления инфляции до конца года. Прогноз пока обсуждаем

Глава НДУ: Суть предстоящих изменений – поменять бизнес-процессы, которые в дальнейшем определят развитие продуктов и услуг в депозитарной системе Украины

Девять украинских батальонов уже совместимы с войсками стран НАТО – Муженко

Каким будет объединение БПП и НФ, покажет процесс дискуссий – И.Кононенко

И.о. главы "Укрзализныци" Кравцов: Мы готовы к диалогу по объему повышения грузовых тарифов несмотря на отсутствие контраргументов индексации на 22,5%

Замглавы НБУ Сологуб: Экономика приспособилась к механизму монетарной трансмиссии лучше, чем мы ожидали

Уполномоченный МИД ФРГ: Германия и после выборов будет поддерживать Украину

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА