10:50 17.04.2015

Сооснователь "Новой почты" В.Климов: Рынок экспресс-доставки в 2015 г. укрупнится, потеряв около трети игроков

9 мин читать
Сооснователь "Новой почты" В.Климов: Рынок экспресс-доставки в 2015 г. укрупнится, потеряв около трети игроков Эксклюзивное интервью сооснователя компании "Новая почта" Вячеслава Климова информационному агентству "Интерфакс-Украина" Вопрос: Расскажите об итогах 2014 года. Как компания выживала в условиях политического и экономического кризиса, какие факторы повлияли на ее работу? Ответ: Прежде всего, как и на любой украинский бизнес, как и на государство в целом, фундаментально повлияла политическая обстановка. На нас как на национальной компании это не могло не отразится, - прямая корреляция факторов. На Крым и восток Украины до кризиса приходилось примерно 20% нашего оборота, 20% сети. Потеря Крыма и востока обошлась нам в 180 закрытых отделений. Поэтому основной целью в конце 2014 года и в начале 2015 года было восстановление прежнего объема отделений. Фактически нам это удалось, открытием новых отделений мы компенсировали прошлогодние потери сети. Что касается грузооборота, то в 2014 году компания перевезла свыше 60 млн посылок и, несмотря на упомянутые события, показала рост в количестве перевезенных посылок. Вопрос: Изменилась ли каким-либо образом логистическая цепь работы компании, ввиду вышеуказанных факторов? Ответ: Естественно. Достаточно посмотреть на карту, чтобы понять какие радикальные изменения у нас произошли. Мы перестали ездить в Крым с лета 2014 года, а с осени перестали доставлять грузы в часть восточной Украины, неподконтрольную государству. Мы просто не можем этого делать, потому что Крым де-факто (а, по мнению РФ, и де-юре) является российской территорией, там есть российская таможня, туда нельзя заехать. На востоке в зонах, неподконтрольных украинской власти, нет закона, и мы не можем гарантировать безопасность наших сотрудников, безопасность грузов наших клиентов. Наши отделения в большинстве были разграблены, сейчас там, в ряде наших отделений, есть какие-то псевдо-курьерские службы, которые никакого отношения к нам не имеют. Были сообщения о существовании неких фейковых отделений, они пытаются перевезти с неподконтрольной Украине территории на подконтрольную, а потом отправить через наши отделения. Но я еще раз подчеркиваю, что это не имеет к нам никакого отношения. Вопрос: Компенсирует ли компания финансовые потери от прекращения работы с этими регионами? Каким образом? Ответ: Безусловно, что бы ни происходило, наша цель оставаться прибыльными, рентабельными. Поэтому мы продолжили открытие сети отделений, выводим новые продукты, и для нас как для патриотов произошедшее - болезненная рана, но как для бизнеса – это некий внешний фактор, случилось то, что случилось, бизнес должен находить средства выживать в таких условиях. Мы усилили маркетинговые составляющие, провели ребрендинг, впервые в нашей индустрии запустили масштабную телевизионную рекламную кампанию. Мы постоянно работаем над улучшением сервиса и качества наших отделений. В целом, если говорить об экономической составляющей кризиса, мы это воспринимаем как вызов, как явления внешней среды, и активно реагируем на это. Вопрос: Каково влияние роста курса валют и валютных колебаний на работу компании? Ответ: Отражается этот фактор на нашей работе, безусловно, очень жестко. Значительная доля наших расходов приходится на топливо, которое практически напрямую связано с курсом валюты. Мы должны перекрывать влияние девальвации на сотрудников компании, мы обязаны повышать заработную плату. У нас есть значительная часть закупаемых материалов, которые привязаны к валюте, поэтому, безусловно, девальвация очень серьезно отразилась на нас. Вопрос: Как "Новая почта" компенсирует влияние девальвации гривни на свою деятельность? Ответ: В отличие от очень многих индустрий мы не переложили напрямую реалии девальвации на плечи потребителя. Компания была вынуждена поднять тарифы очень незначительно, это было повышение на 10%, причем в течение полугода. Все остальное влияние девальвации мы компенсируем за счет работы с эффективностью ведения бизнеса. Я по-прежнему уверен, что фундаментальная проблема большинства украинского бизнеса, украинского производства состоит в крайне низкой эффективности. Наши предприятия, наши производственные, сервисные компании на порядок менее эффективны, чем европейские компании, американские китайские. Поэтому нельзя до бесконечности закладывать в тариф собственную неэффективность и перекладывать ее на плечи потребителя. Положительное влияние кризиса состоит еще и в том, что бизнес получает мощный месседж: хватит механически повышать цены и перекладывать неэффективность на потребителя. Думайте о производительности, думайте об эффективности собственной компании. Вопрос: Проводила ли компания оптимизацию деятельности с целью повышения эффективности работы? Ответ: Для нас это постоянный процесс. Это одна из основных тем, которые обсуждаются на наших финансовых комитетах, и оптимизация в совокупности с работой над эффективностью для нас настолько же весомая часть бизнеса как развитие, маркетинг. Именно поэтому компания продолжает развиваться быстрыми темпами, не имея финансового долга, мы развиваемся исключительно за счет собственных финансовых ресурсов, за счет реинвестирования. Вопрос: В прошлом году компания заявляла о выходе на международные рынки. Каковы первые итоги этого шага? Ответ: Созданы две компании – "Новая почта Молдова" и "Новая почта Грузия". Уже идут тестовые отправки в эти страны. Мы столкнулись с достаточно серьезными препятствиями, связанными с украинским законодательством в таможенной сфере. Для нас, опять-таки, это внешние факторы, с которыми можно работать. В обеих странах есть сотрудники "Новой почты", они работают как над обеспечением отправок из/в Украину, так и над внутренним рынком этих стран. Обе страны кардинально разные. Если Грузия - это европейская страна со значительным влиянием и присутствием грандов мировой экспресс-доставки, то в Молдове такого рынка, по сути, не существует и главная проблема, как и в Украине в начале 2000-х, - это объяснить, что мы предлагаем. В любом случае, мы очень довольны тем, что пустились в эту рыночную авантюру, несмотря на кризис. Это великолепный опыт, считаем его элементом развития. Абсолютно уверен, что в 2015 году "Новая почта" появится еще в нескольких странах. Вопрос: В каких именно? Ответ: Давайте об этом поговорим через три месяца. Нам будет чем похвастаться и сообщить что-либо новое. Вопрос: Вы считаете в целом оправданной стратегию выхода на эти рынки? Ответ: Это абсолютно оправданная стратегия, потому что несмотря на происходящее во внешнем мире Украина с каждым днем становится все более открытой для Европы и мира. Соответственно, по мере того, как какие-то барьеры будут рушиться, Украина будет становиться членом европейской семьи и семьи мировых цивилизованных государств, эти связи будут расти и будут расти покупки через интернет, будет больше туризма, будет больше импорта и экспорта украинских компаний в Европу, США, Китай. Соответственно, именно эти потоки и будет обслуживать "Новая почта". Альтернатив нет, мы будем развивать эту сеть. Вопрос: Показала ли прирост сеть в 2014 году? Ответ: Мы к концу года сумели практически вернуть утраченное. На сегодняшний день в компании 1700 отделений, а до потери Крыма сеть насчитывала примерно 1600 отделений. Мы не только компенсировали падение в сети, но и пошли в рост. Вопрос: Каковы основные стратегические и тактические планы "Новой почты" на 2015 год? Ответ: Во-первых - продуктовые планы. Компания выводит на рынок новые продукты, в частности продукт по городской доставке, который мы называем "Локал". Это предложение, которое на сегодняшний день представляет собой доставку в Киеве и его пригороде. Второе - мы твердо нацелены на развитие адресной доставки. "Новая почта" начинала свою деятельность с адресной доставки и первые семь лет занималась только этим, доставкой по технологии "дверь-дверь". Затем мы сфокусировались на открытии сети отделений, это понравилось клиенту, мы приучили потребителя к такой форме доставки. Сейчас мы хотим напомнить клиенту о том, что товары можно получить и дома, и в офисе. Клиент сможет выбирать наиболее удобную для него форму доставки. Компания также будет много уделять времени и усилий в текущем году диджитализации, своему мобильному приложению, веб-сайту. Это должны быть очень простые, функциональные приложения, которые позволяют одним нажатием клавиши разместить заказ. Вопрос: Какой планируется прирост сети в 2015 году? Ответ: Мы планируем вырасти по отношению к 2014 году примерно на 30%. Вопрос: В развитии сети ставка будет делаться на отделения или на формат Parcel Shop? Ответ: Мы продолжаем эксперименты с Parcel Shop. Это будет один из основных элементов развития сети. Снова-таки, с точки зрения сервиса мы хотим быть максимально близкими к клиентам, и если наши клиенты бывают в торговых центрах мы обязаны быть доступными там. Поэтому Parcel Shop будут открываться очень активно. И по-прежнему будут открываться отделения в местах, пока еще не охваченных сетью. Для нас один из показателей эффективности сети – шаговая доступность наших отделений, поэтому они будут активнее открываться, например, в спальных районах. Вопрос: Намерена ли "Новая почта" развивать формат почтоматов? Ответ: Мы продолжаем экспериментировать, работаем с сетью ПриватБанка "Покупочка", являемся основным оператором, который доставляет туда посылки, и запускаем эксперименты с собственными почтоматами. Для нас это формат эксперимента. Мы осторожно заходим в этот сегмент для того, чтобы тестировать предпочтения клиентов. Если им это будет нужно, "Новая почта" будет в почтоматах. Вопрос: Какой вы предполагаете формат размещения почтоматов: открытый (уличный) или более защищенный, скажем, размещение в магазинах? Ответ: Скорее всего, это будет защищенный формат. В почтоматах крайне важно доверие к ним потребителя, поэтому нужно очень осторожно пробовать и нащупывать ожидания. Думаю, потребители ждут надежности и безопасности, поэтому, на мой взгляд, почтоматы пока следует располагать в местах с максимальным трафиком и доступом в охраняемой зоне, так как с безопасностью в наших городах не все в порядке. Вопрос: Каковы планы развития сервиса Forpost? Ответ: Forpost для нас – это "трудный ребенок", но трудный не в смысле того, что нам неприятно этим заниматься. Наоборот, мы находимся в очень драйвовом состоянии. Проект развивается гораздо быстрее, чем материнская компания. До конца апреля сеть компании Forpost будет уже составлять примерно 200 отделений. Мы полны надежд в отношении этого проекта, поэтому он будет активно развиваться в 2015 году. Вопрос: Какой рост оборота в целом вы ожидаете в 2015 году? Ответ: Полагаю, он составит примерно 30%. Вопрос: Каков ваш прогноз развития рынка на 2015 год, и, возможно, на более длительную перспективу? Ответ: Как и при любом кризисе, этот рынок претерпит существенные изменения. Прежде всего, я ожидаю консолидации, укрупнения игроков. Этот процесс уже идет, к сожалению, преимущественно за счет ухода старых игроков, компаний, которые не могут справиться с проблемами, имеют объективно слабый менеджмент, неспособный справляться с вызовами. Я думаю, что уже к концу текущего года исчезнет треть игроков и останется 5-7 крупных системных игроков. Второе – кризис финансовый и экономический, который касается всех индустрий, каждого гражданина, каждого потребителя, приведет к усилению требований к экспресс-доставке. Клиенты будут требовать большего сервиса, большего качества, возможно, по более низкой цене, возможно, потому, что будут не в состоянии оплачивать дорогую экспресс-доставку, и это тоже вызов, который заставит игроков меняться. Я ожидаю усиления требовательности клиента. Наш клиент сейчас ожидает понятного веб-сайта, понятного прозрачного ценообразования, практически безукоризненного качества, это становится стандартом. Год будет крайне непростым, но те, кто пройдет этот кризис, выйдут из него гораздо более сильными, сервисными, и это будет один из немногочисленных плюсов кризиса. Вопрос: Необходима ли поддержка государства в этом сегменте бизнеса и верите ли вы в ее возможность? Ответ: Я всегда выступал за минимизацию роли государства в бизнесе. Как идеалист, я верю в поддержку, но как реалист и практик, я могу только порекомендовать государству и власти – поменьше пытайтесь регулировать, поменьше пытайтесь влиять как на нашу индустрию, так и на бизнес в целом. Минимизируйте регулирование, количество лицензий и разрешений, минимизируйте неформальное влияние власти и государства на бизнес, и результаты превзойдут ожидания. Я считаю, что чем меньше государство будет пытаться влиять на бизнес, тем больших успехов тот добьется, и тем больших успехов добьется Украина. Успех Украины решается не в кабинетах на Грушевского или на Банковой, - он решается на совещаниях в украинских компаниях, на заводах. Именно там лежит ключ к успеху Украины как государства.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Поддержка Украины на пути к справедливости должна была постоянной, потому что это работа на годы и десятилетия – генпрокурор

Глава "Центрэнерго" Андрей Чуркин: Нам удалось вернуть и поставщиков угля, и покупателей электроэнергии, поэтому ОЗП пройден успешно

"Укртелеком" увеличит объем инвестиций минимум на 70% в 2024г - гендиректор

Ситуация с заоблачными ценами на картофель в 2024-2025 МГ не выровняется - вице-президент УАВК

Сложный процесс замены обязательного страхования требует продления переходного периода закона "О страховании" до конца года

Россияне поставили себе задачу уничтожить нашу авиацию и инфраструктуру для западных самолетов - заместитель начальника ГУР МО Скибицкий

Польский протест приобрел довольно агрессивную форму – из мирной демонстрации он превратился в проявление злостного неуважения к украинским гражданам

В ближайшие месяцы планируем запустить тестирование электронного кабинета пациента – замминистра здравоохранения Карчевич

Нам навязывают неверную парадигму, что противостояние идет по линии между бизнесом и правоохранителями – Гетманцев

IT-индустрию сейчас беспокоят три главных вопроса – это мобилизация, бронирование и зарубежные коммандировки – СЕО Diia.City United

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА